Jun 15, 2015 17:30
Настя поделилась со мной тем, о чём рассказывал Отто Кернберг на конференции в Екатеринбурге.
"Если коротко, то живой Кернберг постоянно делает акцент на нескольких пунктах.
Первое. Структурное интервью. Структурное интервью, убежден он, нужно проводить всегда, везде, с любым клиентом и при любых обстоятельствах. Потому что структурное интервью - у него очень врачебный такой подход - позволяет говорить о диагнозе. И планировать лечение. И делать прогнозы. Вот это все: «диагноз», «лечение», «прогноз» - не так уж часто услышишь от психоаналитика. Но во время супервизий Кернберг часто был очень категоричен: «Вы должны сказать вашему пациенту, что, по вашему мнению, у него нарциссическое личностное расстройство, и лечение, которое он должен получать, должно быть таким-то…» или «Когда вы рассказываете о своем пациенте, я не понимаю, была ли проведена диагностика - может быть, он вообще здоров, и ему достаточно встречаться с вами раз в неделю, если уж он так хочет?».
И хотя структурное интервью Кернберга длиннющее, и пугающее, и после него любой нормальный человек почувствует себя ненормальным, и всегда есть соблазн редуцировать его и изобрести свою «укороченную версию» - сам Кернберг настаивает на полной, конечно.
Второе. «Нормальные любовные отношения». У мэтра в голове есть некая конструкция этой «нормальной любви», отношений взаимопонимания и доверия, к которым нужно стремиться, и которые могут быть только с женой/мужем. То есть в гомосексуальном браке тоже могут быть, не суть. Но непременно это должно быть партнерство, совместное проживание. Понятно, что о том, как у вас с друзьями, социальными контактами и работой, Кернберг тоже спросит, но, если у вас нет личной жизни, он начнет дотошно узнавать: а почему? А что у вас вообще с сексом? А какой секс у вас был, а когда, а какое удовольствие он вам приносил? А почему вы сейчас его избегаете и не ищете партнера для «нормальных любовных отношений»?
То есть все, что можно получить, например, в отношениях с друзьями, детьми, родителями и прочими родственниками, коллегами и родственными душами из Фейсбука - это эрзац, жалкое подобие любви с партнером.
Например, сюжет, в котором муж и жена разошлись, но не развелись, заставил его нахмуриться и сказать: «Возможно, в этой ситуации муж использует «мертвый» конструкт отношений как ширму, чтобы защититься от новых? Но ведь так у него никогда не будет нормальных любовных отношений!». Ну, вы поняли. Но у него об этом и книжка есть «Отношения любви. Норма и патология».
Третье. Интерсубъективное пространство. Несколько раз Кернберг сказал, что в паре всегда возникает особое интерсубъективное пространство - не мое и не твое, а «наше», наполняемое общими для нас образами, фантазиями, в общем, это мир, который мы совместно кем-то заселяем. Мысль не революционная, но Кернберг признает, что интерсубъективное пространство начинает действовать как «третий» в паре, что оно, как заряженное электрическое поле, имеет силу, его важно изучать и нельзя недооценивать. И постоянно в работе стоит разузнавать у пациента о его реальных отношениях в жизни, в паре, в семье и на работе - потому что эти «интерсубъективные поля» тоже влияют на терапию.
Четвертое. Кернберг отважно признал, что не всякий контрперенос можно выдержать, особенно от психотика. Что иногда и у него сносит крышу, что он может впасть в ярость, или испытывать ненависть, или страх. Правда, он говорил о совсем пугающем эпизоде, когда клиентка ворвалась в его кабинет с острыми ножницами, и раньше, чем он успел опомниться, обстригла под корень все цветы на подоконниках. А могла бы и бритвой полоснуть, немедленно подумала я. И еще один чудесный эпизод, когда один из его клиентов, психотик, прознав, что Кернберга должны избрать директором клиники неврозов, ходил по клинике и распускал про него гаденькие слухи и всякие небылицы. А потом сам перепугался, прибежал к Кернбергу и во всем признался.
Ну и, конечно, он много говорил о зависти. О том, что люди нарциссическим расстройством непереносимо (и чаще бессознательно) завидуют: мужчинам, если они женщины, женщинам, если они мужчины. Терапевту, у которого вроде бы есть что-то такое, чтобы помочь страдающему пациенту - но как же невыносимо признать, что мне нужна чья-то помощь, что я несовершенен, несамодостаточен, что не могу быть сам для себя всем - и лекарем, и партнером. "