«Это моя вина... " О происхождении чувства вины глазами психоанализа.

Apr 29, 2015 22:47

Человек, переполненный чувством невротичной вины, очень нуждается в присутствии спокойной, устойчивой фигуры рядом. Фигуры, которая способна быть опорой в самые сложные периоды его жизни.
Это фигура, которую так и не удалось встретить и интроецировать в психику такого человека на самых ранних этапах развития.
Это фигура, которая и есть то, из чего вырастает собственная мудрая, любящая, полная сострадания часть души.
В психотерапии такой фигурой является психотерапевт. Впоследствии эта фигура становится собственной, по настоящему интегрированной, присвоенной частью души.
Именно эта внутренняя любящая, мудрая, безусловно принимающая часть и есть та опора, используя которую можно нейтрализовать карающее Супер эго. Нейтрализовать невротичное чувство вины.
Откуда же прорастают корни невротичной вины?
Испанский психоаналитик Х.Блейхмер систематизирует исследования и развёрнуто отвечает на этот вопрос:
"а) Вина, основанная на качестве бессознательных желаний, может быть понята, как естественное следствие атаки на объект. Это положение было развито Кляйн и Абрахамом;

[Spoiler (click to open)]б) Вина из-за посылов Суперэго в отношении желаний. Во «Введении в нарциссизм» Фрейд писал:

«Одни и те же впечатления и переживания, импульсы и движения желаний, которые какой-то один человек может выносить или как минимум подвергать их осознанию, другие люди могут осуждать и подавлять еще до того, как они будут осознаны. (...) Можно сказать, что кто-то взращивает в себе некий идеал, с помощью которого он оценивает свое актуальное Я, а кто-то не выстраивает (или недостаточно выстраивает) этот идеал» (1914, с. 90 выделено в оригинале).

Центральный пункт аргументаций не находится уже в самом качестве желаний, в качестве самих импульсов или в том, что человек сделал, напротив, он находится в специфических характеристиках Супер - Эго. Понимание этого момента весьма важно для тактики терапии: если выясняется, что пациент имеет чувство вины, из этого автоматически не следует заключение о том, что он имеет агрессивные желания (они могут быть или не быть в каждом конкретном случае). А это значит, что порой следует искать причины, в соответствии с которыми Супер - Эго кодифицирует желания и поведение, как агрессивные и деструктивные, в то время как кто-то другой не признал бы их таковыми.

При такой позиции, пациенту не транслируется идея: «вина переживается из-за плохих желаний или плохих поступков». Пациент и психоаналитик могут задаться вопросом о биографических, внутренних и внешних условиях, которые привели к построению жесткого и деспотичного Супер-Эго.

в) Вина в связи с идентификацией.

В «Я и Оно» Фрейд замечает в отношении вины следующее: «Один из возможных вариантов переживания чувства вины может сводиться к тому, что вина, так сказать, взята взаймы в результате идентификации с другой личностью, которая когда-то в прошлом была инвестировании эротически» (1923, с. 51). В этом случае имеет место некая глобальная идентификация, как то - «быть плохим»

или «быть агрессивным», это можно рассматривать, как нарушение репрезентации самости исходя из чего, человек приходит к заключению по всякому поводу, что он - плохой. За всем стоит детерминированная уверенность, кажущаяся объективной оценкой желаний и поступков.

Идентификация - важный источник не только характерологических черт, а так же и симптомов, в том числе чувства вины.

г) Вина, как следствие итроекции критики, направленной на объект, как было показано в «Скорби и меланхолии». Важно не столько то, что интроецируется агрессия, сколько важны следствия, происходящие от идентификации с критикуемым объектом, который формирует репрезентацию субъекта, как виновного, и уже за эту вину следует критика Суперэго.

Рассматривая изучаемый предмет с этой точки зрения, было бы уместно вспомнить Fairbairn и его концепцию защитного типа вины. Ребенок, отчаянно нуждающийся в любви и чувстве защищенности, предпочитает чувствовать, что плох он, а не окружающие его плохие объекты или то, что он брошен ими. В общих словах, вина, как защитное образование может быть сформирована, как средство, чтобы вернуть себе активную позицию, иметь контроль над событиями, это может быть психическая стратегия, чтобы противостоять травматичным ситуациям (Dio Bleichmar, 1995; Grotstein, 1994; Killingmo, 1989). Защитная фантазия может быть такой: «Это моя вина... соответственно, я могу что-то исправить, я не нахожусь во власти неизбежных ситуаций»."

психическая боль, З.Фрейд, вина, травма, психотерапия, психоанализ, бессознательное

Previous post Next post
Up