Логичный финал брака по расчёту.

Sep 14, 2013 09:27

Логичность финала фильма предопределена не только разностью миров главных героев - внутреннего мира героев и внешней реальности, в которой каждый из них формировался- но и характером отношений, которые существуют между ними. Нет ни любви, ни нежности, ни привязанности.. Н и ч е г о. Два чужих человека сосуществующих в одной квартире.

image Click to view



"Почему же она это сделала? В первых кадрах фильма мы видим двух людей, поведение которых больше похоже на хозяина и домработницу: они живут в разных комнатах, раздельно проводят досуг, имеют разные интересы и нигде, кроме кухни, не пересекаются. Каково же наше удивление, когда мы узнаём, что перед нами семейная пара: муж и жена, а не хозяин и его экономка. Действительно, взаимодействие двух персонажей очень сложно назвать отношениями, им абсолютно ничего не связывает. Их типичный разговор за завтраком звучит так: «Какие у тебя планы на сегодня? - Уборка по дому. - А у меня спортзал». У каждого свои интересы, своя жизнь. Между ними не только нет никаких чувств, но даже отношений или тени привязанности мы не находим. Все взаимодействия между ними носят технический характер: функция «уборка по дому», функция «расчёт по карте», ни одного человеческого жеста или слова между ним не пробегает, да и секс носит исключительно механический характер, «функция совокупления», не более того. Модно было бы сказать, что они расчётливо используют друг друга, если бы в их поступках был бы какой-то второй план, какая-то иная целесообразность. Но её нет. Мы видим на экране две функции, две синусоиды, которые пересекаются в одной точке. Вот и вся трагедия с отравлением.

В этом контексте поступок Елены не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, чем-то ужасающим. Если принять правила той реальности, в которой существуют герои, то поступок Елены и преступлением-то назвать нельзя. Просто одна функция пришла в конфликт с другой функцией и аппарат «Елена» совершил поступок «убийство». Речь может идти скорее о поломке в программе обслуживания, чем о настоящем психологическом преступлении. Ничего личного в поступке Елены нет. Никакого человеческого измерения, с мотивацией, сомнениями, колебаниями, сделкой с совестью, попыткой оправдания, давлением на жалость, виной, раскаянием, искуплением и тому подобными классическими элементами психологического детектива, мы здесь не встретим. Она совершает убийство совершенно привычно, рутинно, безэмоционально и бессмысленно."
психоаналитик Д.Ольшанский.

фильм

Previous post Next post
Up