Изнасилованная женственность. Или о комплексе Кассандры* глазами юнгианского анализа.

Jun 12, 2013 09:18

«Нам не трудно уже позже оправдать то, что казалось сначала предрассудком, нашим мнением о любовной жизни женщины. Кто первый удовлетворяет с трудом в течение долгого времени подавляемую любовную тоску девушки и при этом преодолевает ее сопротивление, сложившееся под влиянием среды и воспитания, тот вступает с ней в длительную связь, возможность которой не открывается уже больше никому другому. Вследствие этого переживания у женщин развивается «состояние подчиненности», которое является порукой ненарушимой длительности обладания ею и делает ее способной к сопротивлению новым впечатлениям и искушениям со стороны посторонних»
З.Фрейд.

«Комплекс при истерии обладает аномальной автономией и тенденцией к активной отдельной жизни, которая снижает и замещает констеллированную энергию Эго-комплекса. Таким образом, постепенно развивается новая болезненная личность, склонности, суждения и решения которой движутся лишь в одном направлении - в направлении ее желания быть больной. Эта вторичная личность пожирает все, что осталось от нормального Эго и принуждает его выполнять функцию вторичного (несамостоятельного) комплекса»
К.Г.Юнг

Женщина, поглощённая комплексом Кассандры* не только бессознательно строит свою жизнь в трагичном сценарии, но и притягивает в свою жизнь психологических (а не исключено, что и физических) насильников. Это происходит в обход её сознания ( её Эго) и если речь действительно идёт о комплексе, то действует это в её жизни автономно. Как это происходит и что за этим скрывается?
Комплекс Кассандры* формируется в результате того, что в раннем детстве такой женщины мать оставила "дыры" в эмпатии и сформировала образ материнского ("психического контейнера") как чего-то неустойчивого и непоследовательного ("блуждающая матка" - истерия). Символизирование было недостаточным, и "Кассандра" буквально использует свое тело как психосоматический "контейнер" для боли и трудных мощных эмоций. Отсюда множественные абсурдные телесные симптомы и парадоксальные реакции на лекарства.
Кроме того, мать буквально "забывает" о дочери, беспечна и небрежна, так как занята собой. По мифу Гекуба, родная мать Кассандры, однажды забыла ее в храме, девочка уснула, на нее заползли змеи, но, к счастью, не причинили вреда. А Клитемнестра, жена Агамемнона (теневой аспект матери Кассандры) вообще ее убивает.
Еще один фактор - патриархальный отец, жесткий и хрупкий одновременно, ненавидящий все не рациональное и непрагматическое. Когда нужна сила его поддержки, он оказывается слабым как Приам, когда нужно его сочувствие и сострадание, он оказывается жестоким как Агамемнон. Архетипическое ядро такого "отца" - Аполлон.
Если бы Кассандра подчинилась Аполлону и он изнасиловал бы ее, она окончательно потеряла бы себя, но не была бы проклята и отвергаема людьми. У таких женщин происходит пост-травматическая идентификация с агрессором - отцом, и как такового отделения анимуса от отцовского комплекса почти не происходит. Соблазн велик, но Кассандра удерживается от этого, Аполлон в ярости, что она ему противостоит несмотря ни на что и он проклинает ее.
Ослабленная, морально и эмоционально изнасилованная женственность, конечно, отступает в тень, в тело. Это настоящая внутренняя трагедия.
В персоне - защитная идентификация с аполлоническим.
У меня вызывают большое уважение такие женщины, если они приходят в анализ. Для них это почти буквально спуск в ад своей души и телесности, где накопилось так много отверженности, оскорбленности, боли и скорби...

* Комплекс Кассандры - это комплекс виктимности. Виктимность глазами психоанализа - это бессознательное стремление стать жертвой трагического происшествия.

женственность, истерический характер, психологические портреты, жертва, невыразимое, зависимость, комплекс, психологическая боль, архетипы, травма

Previous post Next post
Up