Игрушка.

Jun 09, 2013 09:27

Я вот писала недавно, что нарциссы поднимают в моей душе много эмпатии. Но это не единственный тип, детство которого находит такой сильный отклик в моей душе.
Истерически организованная женщина поднимает боль и сострадание в моей душе не меньшие, а может быть даже и большие.
Во внутреннем мире каждой истерически организованной женщины живёт маленькая грустная девочка. Эта девочка переполнена страхом, ощущением растерянности в этом большом и непонятном мире, одиночеством, и острым желанием быть, наконец то, принятой. Быть любимой. И именно поэтому истерически организованная женщина на самом деле очень нуждается в поддержке и покровительстве родительской фигуры всю её жизнь. Это вполне закономерная потребность, вытекающая из её истории детства. Эта потребность может быть переработана и видоизменена лишь после того, как истеричка пройдёт путь новых, поддерживающих отношений, которые помогут ей накопить ресурс, взрастить свою взрослую часть, найти и укрепить опоры в самой себе.
Для того, чтобы представить себе всю полноту отчаяния и одиночества этой маленькой девочки, живущей в каждой истеричке, хочу привести следующий отрывок, который прекрасно передаёт её внутреннее состояние.

" Бывает «плохая» и бывает «хорошая» девочка, и у каждой из них - свои шансы на любовь. А существует «подделка» - «ненастоящая девочка», душевно отвергнутая, не принятая мамой. Посыл о, своего рода, искусственности исходит от матери и поддерживается отцом. Девочке больно, она все чувствует, но родители предпочитают относиться к ней, как к игрушке: переодеть, покормить, полечить. Совсем как в детской игре «дочки-матери», где будущая женщина, еще девочка, постигая азы семейных наук, играя со своим воображаемым «дитём», может в любой момент его закинуть за ногу в угол, если ей надоела игра. Современное телевидение взяло эту тему на вооружение: канал ТНТ с ведущей Катей Лель выпускает в эфир, на мой взгляд, леденящую кровь передачу, где родители, знаменитые люди нашего города, ухаживают за младенцем-роботом. Если отношение к ребенку стало модной темой - это хорошо, но если ребенок заменятся роботом, это говорит о том, что в современной культуре воспитания мало места для самого важного, что происходит между родителем и ребенком - отношений, мечтаний, переживания и обмена чувствами. Давайте, заменим настоящие цветы на искусственные - они не вянут и совершенны, давайте заведем механическую собачку - она не портит мебель и не писает где попало, я предлагаю следующий рекламный слоган для фирм будущего торгующих детьми - роботами: «Заведите себе ребенка - робота, и Вы приобретете гармоничную полную семью без особых проблем и почувствуете себя полноценным членом нашего общества». В этих семейных, нарциссически культурнообусловленных условиях женственность девочки приобретает причудливую форму. Внешняя адгезивная (от англ. adhesion - прилипание, сцепленность) идентификация с матерью обуславливает ярко выраженную оболочку, где наличествуют все атрибуты женственности. «Ненастоящая девочка», повзрослев, окружает себя миром подделок: взамен живых - декор из искусственных цветов, вместо драгоценностей - бижутерия, живое лицо подменяется косметически нарисованным, словно компенсируя внутренне-содержимое, пол которого с трудом поддается определению: пупсик, кукла, игрушка, маленькая балеринка, ребенок-робот?
Самое главное, наверное, случится тогда, когда психоаналитик сможет стать для такой истерической женщины голубой феей.
Вадим Руднев, сравнивая истерический и обсессивный неврозы, замечает, что обсессивный невротик «изолирует» из вещи в событие («пустое ведро - никуда не пойду»), а истерик «вытесняет» из события в вещь («дали пощечину - невралгия лицевого нерва») ( Руднев , 2006, с.107). Я думаю, истерическая женщина, по словам Моник Курню-Жанен, «будучи вся “фаллическим фетишем”, выстроенным ее матерью, инвестируется матерью по-другому, нежели мальчик: “она вся целиком”, “целиком и полностью фаллическая”» (Курню-Жанэн М., 2007, с.112). Истерическая женщина вся вытесняет себя, становясь неодушевленной вещью, предлагая себя мужчине как приз, кубок победы, ценную вещь, маркер мужской состоятельности и превосходства по отношению к другим мужчинам, предмет зависти других. Психика вытесняется вся как неделимый на части объект, в отличие от тела, которое вытесняется по частям.
Печальные мысли, отражающие фантазии о «девочке-игрушке», я слышу из уст своих пациенток. Вот один из примеров: «Я - девочка-мальчик, девочка-мячик, в который играют родители, сами - маленькие дети. Мячик без дырочки (женщина - без возможности реализовать свою женственность в сексуальном взаимодействии), есть пространство внутри, но нет входа в него, только через «смерть мяча». Скорее, я игрушка для папы, он любил гонять мяч во дворе, футбол по выходным. Мама, похоже, вообще не играла…»."
автор О.Н.Павлова.

нарциссическая травма, истерический характер, психологическая боль, психологические портреты, травма, нарциссическая семья

Previous post Next post
Up