Дональд Винникот однажды сказал, что гиперопекающее поведение со стороны матери он видит гораздо опаснее, чем недостаток заботы с её стороны. Так ли это?
Гиперопекающее поведение матери лишает человека психологического рождения, а значит лишает человека возможности прожить жизнь на своё усмотрение, прожить СВОЮ, а не чужую, выдуманную кем то жизнь. Как это происходит?
Для того, что бы понять как гиперопёкой ломается ещё не окрепшая детская психика, для начала хочу рассмотреть что происходит в норме.
Итак, в норме мать выполняет для ребёнка две важные функции:
во первых, она формирует среду для развития и роста ( переходное пространство), во вторых, мать предлагает ребёнку свою ( желательно более менее здоровую) психику для формирования поддерживающих отношений, которые впоследствии становятся объектными - то есть интериоризируются (впитываются) во внутренний мир ребёнка.
В первом случае, мать предоставляет ребёнку безопасное пространство, в котором он может исследовать 1. мир, 2. себя в этом мире ( свои желания, потребности, свободно выражать свои аффекты, наблюдая , что мать не разрушается ими, проявлять и развивать свои персональные вкусы, увлечения, индивидуальные особенности и т.д.).
Во втором случае, мать хоть и является объектом любви, ненависти, интереса и желания ребёнка, но помогает ему создать отношения, в которых он прочно укрепляется в ощущении своей ценности, значимости, уникальности, любимости.
Очевидно, что оба эти процесса всегда присутствуют и проявляются и в терапии. И терапевт всегда может различать, какую именно функцию пробудили терапевтические отношения на данном, конкретном этапе терапии.
Таким образом, в норме, в отношениях между ребёнком и матерью происходит следующее:
1.создание зоны безопасного переходного пространства, в которых происходит рождение личности, 2. создание области сфокусированных объектных (внутренних) отношений, возникающих в интенсивных и заботливых отношениях матери и ребёнка, 3. создание зоны холдинга.
И как итог: у ребёнка безболезненно формируется ядро личности, в соответствии с его врождёнными особенностями и способностями. Винникот назвал это ядро подлинная самость.
Что происходит во время гиперопёки?
каждый из этих трёх пунктов извращается:
1. переходное, безопасное пространство или вообще не формируется, или же ломается под деструктивным воздействием взрослого, который нарушает границы ( физические или психологические) ребёнка, 2. объектные отношения становятся односторонними ( только лишь давление матери на ребёнка, её бесконечные требования, упрёки, опасения и т.д. для обратной связи со стороны ребёнка там нет места), 3 холдинг сужается и твердеет.
И как итог: внутренняя структура ребёнка оказывается повреждена, подлинная самость не оформляется, не проявляется, а остаётся в зачаточном положении, личность монополизирует ложная самость ( " Я стану тем, кем меня хочет видеть мама"), человек не знает сам себя подлинного ( свои интересы, вкусы, увлечения, желания, потребности, чувства), психологического рождения личности не происходит.