Mar 17, 2013 12:46
Бывают такие книги, которые если начинаешь читать, то уже с первой страницы понимаешь, что вот сейчас придётся отложить в сторону все дела и погрузиться на какое то время в жизнь главных героев. Таков роман Ольги Славниковой " Стрекоза, увеличенная до размеров собаки". Сегодня начала его читать и я уже вся там..
В своём романе Ольга Славникова с поразительной глубиной показывает всю пагубность слияния в отношениях дочери и матери, горькие последствия не осуществившийся сепарации, непрожитое в жизни дочери, её опустошённость, потерянность и растерянность после того, как умирает её мать. Жизнь этой женской семьи - дочь и мать - будто бы застыла на месте, в то время, как вокруг всё менялось.
Особенно выразительно Славникова показывает нарциссичность матери.
"Софья Андреевна полагала, что любит дочь: доказательством тому служили многочисленные девчонкины недостатки. Много терпения требовалось для того, чтобы сносить ее постоянную вялость, хмурость, ее привычку раскапывать пальцем дырки в мебельной обивке, ее манеру оставлять медленно тонущие ложки во всех кастрюлях и банках, откуда ей пришла охота зачерпнуть. Для выражения любви не надо было целовать и гладить по головке, следовало просто не кричать - а Софья Андреевна никогда не кричала. Материнскую любовь она воспринимала как добродетель, равную - с обратным знаком - отрицательным качествам дочери и прираставшую девчонкиными двойками, даже узлами на шнурках, которые та с каким-то рассеянным упорством затягивала до крепости камушков, а потом размазывала уличную грязь по всей прихожей, брезгуя взяться за ботинок как следует и хныча, чтобы мать разувала ее сама.
В десять-одиннадцать лет у Катерины Ивановны были ровные детские ноги, две слабые косицы, подвязанные калачиками и напоминавшие уши таксы, ровная пухлая грудка с двумя свистульками, как у резиновых игрушек, но по-женски мягкий, выпирающий живот. От живота на праздничной зеленой юбке оставались такие же неприличные складки, как на мамином платье в мелкую арифметическую клетку, которое она носила в школу, где ничем не отличалась от других помятых, перепачканных мелом учительниц. Девочка стыдилась себя, своей полноты, тридцать девятого размера косолапо стоптанной обуви, тепловатого душка от собственного тела, похожего одновременно на запах жареных орехов и соленой рыбы: ей казалось, что запах выходит из-под подола на каждом шагу. Стыд еще усиливался оттого, что мать работала завучем и словно выставляла себя напоказ: ее почужевший, словно она говорила по радио, голос раздавался в школе тут и там, перекрывая гвалт перемен. Дочери было нестерпимо видеть, как мать хватает девочек за лямки фартуков, точно это рюкзаки, как отчитывает в углу налетевшего на нее хулигана, а тот, глумливо ухмыляясь, сползает спиной по стене, и у него из брюк вылезает растерзанная рубаха.
Одноклассники, безошибочным чутьем угадывая все оттенки чужого стыда, дразнили дочь, изображая мать."
Ольга Славникова " Стрекоза, увеличенная до размеров собаки"
книжная полка,
дочки - матери