Золушка и Принц - одна из самых неустойчивых в браке пар. Золушка - прекрасный человек, очень трудолюбивая и неизбалованная девушка. Но почему ее прозвали так? «Справив работу, она забивалась в уголок камина, садилась прямо в золу», - объясняет Перро. И с таким положением она привыкла безропотно мириться.
Более того, ее отец с этим смирился. Психологи знают, что счастливой в браке женщиной может быть только та, которую любил отец. Он формирует у дочери образ будущего супруга. Самооценка девочки начинается с того, что она видит влюбленные и восхищенные глаза своего отца, потом это дает ей уверенность в себе и в своем партнере. В противоположном случае у нее нет отношения к мужчине как к защитнику - она всегда будет ждать от него подвоха, удара, обмана.
В «Золушке» героиня не только попадает после свадьбы в совершенно чужую, чуждую ей социальную среду. В Принце она видит контраст своему отцу. Вероятно, это ее и привлекает, но в ее сознании мужчина - слабый, под каблуком у жены.
- У нее есть сознание равных отношений - такие были между ее отцом и матерью. Ее отец попал «под каблук», женившись во второй раз.
- Психоанализ утверждает, что в подавляющем большинстве случаев мужчина во второй раз женится так же, как в первый. В этом и проявляется сценарий. Отец не защитил ее от мачехи и сводных сестер. Золушке не на что опереться, чтобы построить паритетные отношения с Принцем.
- Но у нее прекрасный внутренний мир. Она показала на балу свой истинный облик, который не мог раскрыться в доме, где заправляла мачеха. Ей было необходимо попасть во дворец, чтобы преобразиться.
- В том-то и дело, что очарование Золушки и Принца друг для друга - это контраст, необычность, совсем не то, что они видят вокруг себя каждый день. И месяц-другой после свадьбы они будут жить этим контрастом. Потом каждый вернется к тому, к чему он внутренне привык. Трудолюбие и скромность - великие достоинства, но они не нужны во дворце. Там необходимо умение показывать себя, лавировать в отношениях и так далее. Вот почему брак неустойчив психологически. А социально и подавно - высшее общество будет отторгать парвеню, «выскочку», что вы знаете из истории и многочисленных мелодрам.
- Однако же парвеню - человек, выбивающийся «из грязи в князи», - устойчивый исторический тип и литературный герой. И часто они прекрасно закрепляются наверху.
- Верно, только это совсем другой психологический тип, чем наша Золушка, это обычно авантюристы и карьеристы независимо от пола. Они бывают героями бытовых сказок, но не волшебных, и там описываются не семейные, а социальные сценарии.
Наша прекраснодушная Золушка в лучшем случае станет рожать детей и займет скромную нишу рядом с детской, а Принц вернется к привычной светской жизни. В сегодняшнем бытовом варианте - это затюканная жена-домохозяйка и импозантный супруг, который ни в чем себя не стесняет, включая связи на стороне. Если Золушка это терпит, брак держится на ее любви и терпении. Но чаще всего такие браки распадаются, потому что муж уходит - к другой Золушке или к какой-нибудь Принцессе, уже не так важно.
- Елена Ивановна, вот что я хочу спросить в заключение. Сценарий - это бессознательная модель поведения, которая часто передается от одного поколения семьи к другому. Может ли человек, осознавший свой сценарий, выйти за его рамки?
- Знаете, психологи отвечают на этот вопрос по-разному. Среди них тоже есть оптимисты и пессимисты. Преодолеть стереотипы, заложенные в нас родителями, - задача, близкая к непосильной. Поэтому наш разговор я бы завершила так: желая счастья своим детям, родители должны стараться формировать у них положительные сценарии. Сценарии, описанные в сказках, всегда отражают какой-то глубокий конфликт. Но любовь и понимание творят то чудо, без которого не было бы сказки.
Из беседы с психологом Е.И.Николаевой
http://gladkeeh.boom.ru/Interviews/Nikolaeva9.htm