Треугольник Карпмана с двумя углами

Feb 25, 2013 17:59

Оригинал взят у vvking в Треугольник Карпмана с двумя углами
Читала пост ameli39 "Или ты стоишь на моей стороне, или же ты мой враг". И снова о пограничной структуре характера. о диаде жертва-палач и находила подтверждение моим мыслям по этому поводу, которые неизбежно возникали после столкновения с некоторыми людьми. Хотя ничего нового не скажу наверное. У ameli39 очень верно был описан процесс экстернализации, в коем я подтвердила мои наблюдения, что если видишь жертву - жди палача. Для себя я называла это "треугольник Карпмана с двумя углами", потому что оппонент в данном случае берет на себя две роли и предлагает мне третью, причем эти три роли имеют почти ту же динамику, что и в классическом карпмановском треугольнике.

Наглядно: как правило оппонент выносит сначала жертву на поверхность. Наверное, это наиболее распространенный способ начинать и поддерживать контакт, я еще не видела, чтобы взаимодействие начиналось с представления палача, а потом бы переходило в жертву. И после представления жертвы я наблюдала два варианта развития: первый - если я вступаю игру, то оппонент интенсивно проживает свою жертву, пока я не впаду в полное бессилие от невозможности хоть как-то ему помочь. Тогда он переворачивается в позицию палача тем, что бомбардирует своими криками о помощи до невозможности, а предложения реальной помощи отвергает, а я соответственно превращаюсь в жертву. Один из моих "любимых" вариантов - это на конкретное предложение что-то организовать, сделать то, что он сам не может или организовать с нужным человеком контакт, жертва наш начинает обижаться и говорить что "тебе все равно что со мной произойдет, тебе лишь бы побыстрей от меня отделаться". Особый эффект достигается тем, что жертва никогда не говорит прямо, что ей нужно, а жалуется на несправедливость, на невозможность и тд. Логично, конечно же, никакой промощи не предлагать, если конкретно именно вот об этом способе помощи не просят. Но по молодости лет я быстро уставала от длительных жалоб и помощь предлагала.

Второй вариант развития событий - если я не поддерживаю призывов жертвы проникнуться к ней сочувствием, и это то, о чем хорошо написала ameli39 - происходит фрустрация в своих ожиданиях и вот тут начинается чудесное превращение из несчастного и обделенного в агрессора. Меня удивляла глубина фрустрации, когда человек не получал подтверждения своего статуса, за этой непризнанностью в роли жертвы помещается столько боли и невыносимых переживаний, что человек создает определенную волну вокруг себя, которая почти физически ощущается. Однажды я неумышленно порушила шаблон одной дамы тем, что на ее жалобы о ее непривлекательности и глупости ответила позитивным отзывом о ее внешности и интеллекте. Ярость этой дамы была сокрушительной. Я думаю, что этот момент фрустрации - ключевой, это исходная позиция, которая является двигателем системы жертва-палач, наверное по сути это не переработанная ранняя фрустрация, которая таким образом возобновляется, имея цель наконец быть переработанной. И так или иначе в обоих случаях велик риск оказаться в жертвах, в первом случае из-за своей беспомощности помочь, во втором случае из-за полученной порции агрессии.

Предвестниками игры (хотя это больше драма, чем игра) я бы назвала следующее сочетание: ожидания подтверждения себя как жертвы (повышенное внимание к тому, как я отнесусь к истории оппонета, услышу ли я его историю, поглажу ли по голове вербально) и обязательно позиция жертвы (они меня... обделили, обидели, обобрали, нагадили в душу и т. д.). Что еще я заметила: истории жертвы про "они меня того..." имеют большой как правило срок давности. Другое дело, когда приходит подруга к чаю и рассказывает о том, кто ей сегодня насолил. В этом случает перерабатывается актуальная ситуация и я могу подругу поддержать, выслушать или чаю просто налить и посочувствовать. Когда я знакомлюсь с новым человеком и он довольно скоро вываливает мне историю про то, как когда-то кто-то сделал ему то-то, и ожидает от меня реакции сопереживания, упаси боже дать ему эту реакцию сопереживания, если я не его терапевт, конечно. Тем самым игра запускается в действие.

жертва, зависимость, бессознательные сценарии

Previous post Next post
Up