Jun 30, 2008 00:00
Сейчас на ЖЖ-страничках многих новообрядцев обсуждают высказывание митрополита Кирилла Гундяева - "Я хотел бы призвать владыку Диомида со всей любовью и открытостью принять эти решения и принести покаяние, потому что извержение из сана означает одновременно и гибель души". Всех шокировала особенно вторая часть предложения.
Такое отношение никониянских архиереев не новость. Вспомните, хотябы, патриярха Иоакима, почитайте документы от него оставшиеся. Из иоакимовых словес просто выходит, что человек - это архиерей, а рядовое священство, монашествующие и миряне - недочеловеки. Та же "глубокая" мысль проходит красной нитью через все никониянское богословие синодального периода. Многие синодальные горе-богословы практически разделяли Церковь на "учащую" и "молчащую". Во многом это похоже на воззрения католических теологов, с той разницей, что у католиков к "учащей церкви" отнесены все клерикальные лица, а у синодальных горесмыслов только архиереи. Гундяев и иные МП-шные архипастыри - все они выросли на книгах именно таких богословов.
Меня удивляет иное. Почему все это для многих никониян стало заметно только в 2008 году. Может уже пора отбросить в сторону перлы синодальных "мыслителей" и обратиться к писаниям святых отец.