СУЕТА И ТОМЛЕНИЕ ДУХА

Nov 21, 2007 13:40


На днях довелось пообщаться со своими друзьями из числа патриархийного духовенства. Они поинтересовались моим мнением относительно событий бывших недавно в Равенне.

Вот я не могу понять. Все эти мероприятия - суета и томление духа. Что бесконечно пересуживать и тратить время, лучше бы молились больше. Поскольку же мои приятели были настойчивы, пришлось дать некоторый комментарий.

Во-первых никто не объединяется. Вселенский патриарх Варфоломей заранее не скрывал, что с митрополитом Пергамским вместе приедут представители автономной Эстонской Апостольской Православной Церкви (Вселенский Патриархат). Из ОВЦС заранее всех стращали - “если мы их там увидим, то встанем и уйдем”. Началась встреча, Алфеев подал протест по поводу присутствия эстонцев. Председательствующий, кардинал Каспер, на протест не ответил. И на следующий день московская делегация отбыла восвояси. Бедолаге Касперу и оставалось только печаловаться о том, как его ортодоксы провели со своей византийской дипломатией.

Нечто подобное уже было на заседании смешанной православно-католической комиссии в Бари, в октябре 1986, - несколько православных делегаций покинули присутствующих. Ноябрем того же 1986 в Шамбези на всеправославном совещании приняли решение: “В случае, когда одна из Церквей не направляет делегатов, - на один из этих диалогов, или на определенную сессию, - если это решение принято не на всеправославном уровне, диалог считается продолжающимся и легитимным”. Но при этом остается прежняя норма - решение со стороны православных считается легитимным, если его приняли (или ратифицировали) все поместные Православные Церкви (без исключения). После ухода москвичей православные, в собственном смысле, и следовали в Равенне этим положениям. Диалог продолжили, документ приняли, а статуса документ никакого не имеет.

На такое объяснение с моей стороны мои собеседники ответили, что их настораживают различные публикации и интервью с оценкой произошедшего, и в первую очередь мнение католических прелатов.

Кто же выступал. Президент Понтификального Дикастерия по содействию единству христиан кардинал Вальтер Каспер дал интервью Радио Ватикана: “Мы не обсуждали привилегии Римского епископа, мы всего лишь наметили контуры для будущего диалога. Этот документ - лишь первый шаг, он дает повод для надежды, однако мы не должны преувеличивать его важность” (а в Баламанте и Бари тогда что у них было - нулевые шаги?!). Ему вторил Федерико Ломбарди (директор Отделения печати, Телевизионного центра и Радио Ватикана) - “первый важный шаг”, и далее “исторический поворот диалога между католиками и православными”, “углубились основные темы касаемо природы Церкви”, “таким образом длинная и трудная дорога, но дорога, в конце концов начатая в направлении, которое Иоанн Павел II указал в 1995 в Энциклике «Ut unum sint», когда он пригласил отделенных братьев к ведению диалога на тему роли епископа Рима во вселенской Церкви”, и т.д. (ну просто дежавю - были и приглашения раньше и совместные документы, сколько они их будут еще писать). В субботу про москвичей дополнил помощник секретаря Каспера монсиньор Элеутерио Фортино: “Проблема в том, что они покинули заседание и не участвовали в принятии документа. Диалог продолжать возможно, но восстановить полноту своего присутствия - это задача православной стороны”. На вопросы о том, будет ли Ватикан как-то участвовать в урегулировании межправославного раздрая, Фортино разъяснил - “мы не вмешиваемся в эти вопросы; если мы можем чем-то помочь, то поможем, но это внутренняя проблема Православных Церквей”.

Если бы имевшее место в Вероне событие действительно являлось судьбоносным, или хотя бы важным для православно-католического диалога, то по результатам совместной встречи с официальными заявлениями выступили бы госсекретарь Ватикана и префект Конгрегации доктрины веры. А вместо этого разорились на интервью президент профильного папского совета, помощник секретаря и главный телевизионщик. Ну для полноты мнений только главного дворника не позвали.

Некоторые сторонники православно-католического диалога говорят, что де Каспер явный сторонник не просто сближения с православными, а сам по своим взглядам является сторонником некоего “православного” ренессанса католичества. Действительно, в современной католической теологии он фигура весьма примечательная. Его последняя книга по христологии - явный прорыв в сторону древлего святоотеческого учения. Но не надо спешить и делать скоропалительные выводы. Каспер был и остается католиком, пообщавшись с ним вы найдете добрую сотню спорных мнений совершенно не приемлемых для Восточной Церкви.

Хотя, надо отметить, Каспер очевидно надеялся, что в Равенне он получит совместный документ, - ему это важно в негласной дискуссии с Ратцингером, а получил еще одну ненужную бумажку. Его позиция относительно равеннской встречи отлична от мнения папы Бенедикта. Верховный же понтифик непримирим, есть только одна Церковь - Римская, и у нее нет никаких неприсоединившихся сестер. Оставим в стороне всю риторику межконфессиональных встреч, по сути для Ратцингера возможен только один результат диалога - присоединение к Риму, свой примат с непогрешимостью он никому не отдаст. Каспер в первую очередь ученый а не политик, естественно понтифик его обыграет. Да и дата уже известна. 23-го числа сего месяца начнется Коллегия кардиналов, созваны все красные шапочки. В первый день за закрытыми дверями будет обсуждение перспектив экуменических отношений с православными и протестантами. Подготовлен доклад на тему. И папа мирно расставит точки над «i».

В конце беседы я заключил - никто не объединяется и объединяться не собирался. По сути своей все эти многочисленные встречи служат негласно инструментами для решения совершенно иных и часто не совсем церковных вопросов. Ну играют владыченьки в большую политику, у кого-то нужда в этом, а кому и просто, - чтобы веселей жилось. Не хотите, чтобы так было - изберите себе архиереев, которые в Бога верят и церковными делами занимаются.

Самый принципиальный вопрос - отвлекая внимание на разную суету мы тратим драгоценное время, которое могли бы потратить с пользой для спасения души. А упорствующим в желании пополитиканствовать на церковные темы посоветовать могу только одно - перечитайте на досуге Екклесиаста.
Previous post Next post
Up