Визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Украину, как и ожидали, оказался знаковым. Этого визита ждали многие - как православные христиане, Предстоятелем которых является Кирилл, так и недоброжелатели из числа ультанационалистов, которые вовсе не были рады его приезду.
Справедливости ради следует отметить, что пресловутая знаковость выразилась в самом формате визита - это не был пастырский визит, как его представлял Патриарх, но был визит всецело политический. И ничего странного в этом нет. Вопрос, связанный с Православием в Украине - до предела политизирован. Равным образом, стоит констатировать тот факт, что все политические силы, не оставившие без внимания визит Патриарха, повели себя не вполне правильным образом.
Так, Партия Регионов и Виктор Янукович устроили достойную (но максимально политизированную) встречу главе Православной Церкви, дав повод заявить недоброжелателям о заангажированности Кирилла.
Вторая сторона - Виктор Ющенко и компания - повели себя еще более странным образом. Президент, проигнорировав Конституцию Украины, где черным по белому написано, что церковь отделена от государства, с чистой совестью начал рассказывать Патриарху о своём желании создания Поместной Церкви в Украине:
«Наибольшее стремление украинского народа - жить в объединенной поместной церкви». На что Патриарх Кирилл дал четкий и однозначный ответ. «Эта церковь, господин президент, существует. Есть поместная церковь в Украине, если бы ее не было - не было бы сегодня Украины», - сказал Кирилл. Но, по его словам, на теле этой церкви образовались раны. И их нужно залечивать. Раны заживут тогда, когда каждый поймет: паства - это все православные независимо от их политической ориентации и понимания истории. Так случится, «если люди перестанут проецировать свои политические симпатии и антипатии на церковную жизнь».
А проецирование симпатий-антипатий - не заставило себя ждать. Активисты УНА-УНСО устроили обструкцию Патриарху, и пытались всячески сорвать если не визит, то хотя бы программу пребывания. Они встречали Патриарха Кирилла лозунгами «Кирилл - посол религиозной войны в Украине», «Вон московского попа-колонизатора!». Тем самым явив привселюдно свою «воспитанность» и «толерантность». И дав повод России обвинять Украину в недружественных шагах и махровом национализме. Ведь когда Виктор Ющенко приглашал в Украину Папу Римского и Вселенского Патриарха - никто не протестовал, и никто не устраивал истерик по этому поводу. А здесь - выставили и себя и всю Украину - в черном свете.
Собственно говоря, не следует обвинять Патриарха Кирилла в его желании посетить Украину. Ведь Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата, по численности составляет половину, от общего количества прихожан и духовенства. Епископат УПЦ составляет треть (!) от общего количества епископов всего РПЦ. И уже этого достаточно, чтобы понять переживания Кирилла, как Предстоятеля церкви - за кем пойдут епископы, и ведомая паства, и на кого будет ориентироваться.
Общеизвестно, что все годы независимости отношения между канонической УПЦ МП и неканоническим Киевским Патриархатом, во главе с Филаретом - складывались драматически. Сторонники Киевского Патриархата, вначале при поддержке Кравчука, а затем и Ющенко захватывали православные храмы на Западной Украине, а аналитики Секретариата, по слухам, разрабатывали различные концепции дестабилизации ситуации в стране, с учетом религиозных факторов.
Плюс ко всему этому, «украинский вопрос» является одним из спорных моментов во взаимоотношениях Вселенского Патриархата (Варфоломея) и Московского (Кирилла).
Отдельным (но от того не менее острым) моментом, является факт, что в самой УПЦ уже давно присутствуют веяния о «самостийности» - лидером этого движения является управделами УПЦ епископ Драбинко (фактически второй после Митрополита Владимира человек в церковной иерархии Украины). Продуцируемые им мысли и настроения нередко являлись соблазном как для духовенства так и для верующих, - чего стоит, например, вопрос о снятии анафемы с Мазепы - который с подачи Драбинко озвучил архимандрит Говорун и мигом подхватил Ющенко.
Поэтому новоизбранный Патриарх просто обязан был расставить все точки над «i» и приехать в колыбель православия Киевской Руси - откуда христианство восточного обряда распространилось почти на всю территорию некогда огромной Российской Империи.
Возвращаясь к «делам партийным», а именно взаимоотношениям ПР к приезду Патриарха, следует озвучить еще одну, крайне интересную информацию, которая в первый раз была явлена еще в далеком 2004-м году. Тогда, кандидат в Президенты Виктор Янукович попытался «продавить» своего «донецкого» Митрополита Иллариона (Шукало) взамен Митрополита Киевского Владимира. Общеизвестно, что руководители Церкви - это не депутаты и не президенты, срок полномочий которых может быть ограничен, как правило, они руководят до самой смерти. Но есть и одно «но» - принявший схиму архиерей, лишается возможности руководить епископской кафедрой, и устраняется от руководства автоматически. Этот вариант и рассматривали тогда в далеком 2004-м году регионалы. Разумеется, насильственное свержение и устранение от власти Епископа, а уж тем более Митрополита всея Украины - является преступлением по канонам церковным, и злые языки небезосновательно говорили, что Янукович не стал Президентом, именно по этой причине - решив воспользоваться Церковью как админресурсом, потерпел сокрушительное поражение на самом ровном месте, уже будучи официальным победителем.
Как бы то ни было - власть это то, за что стоит бороться, в отличие от справедливости (как декларирует и демонстрирует Юлия Тимошенко). Митрополит Илларион, как и принято в церковной среде, имеет здоровый карьеризм, и немалый авторитет. Этот авторитет он в полной мере использовал на выборах Патриарха - высказавшись в поддержку Кирилла и предложив не выдвигать дополнительных кандидатур, что безусловно, обеспечило и голоса и победу нынешнего Патриарха.
Поэтому информация о течениях в церковной среде, о состоянии здоровья Митрополита Владимира, и особых взаимоотношениях Патриарха Кирилла и Митрополита Иллариона - вновь становится явью. Партия Регионов позиционирует себя как приверженцев канонического православия и неофициально озвучивает позицию о поддержке духовенством Януковича как кандидата.
Что из этого всего получится - увидим. В конце-концов, все в руке Божией, а власть - временная. Как и наша жизнь. Которую надо посвятить не погоне за химерой, а для того, чтобы достойно прожив эту земную жизнь, встретить Вечность.