"С утра привычная гонка по кругу,
Дела, заботы, которых не счесть..."
(С) С.Трофимов "Крылья"
Осень в наших краях - время красивое. А особенно- в Горном Алтае. Чертовски теплая погода начала октября и дикое желание вырваться из "гонки по кругу" сделали свое дело - плюнул на все, прыгнул за руль и что называется, на "низком старте" помчался в сторону Республики Алтай, вооружившись старой доброй "зеркалкой" Sony.
Погода стояла просто нереально теплая и солнечная
Катунь на административной границе Республики Алтай и Алтайского края
Первая остановка в дороге по Чуйскому тракту - подвесной Айский мост через Катунь перед селом Соузга. Он соединяет Республику Алтай с Алтайским краем. Назван он по имени села Ая, находящегося неподалеку, но уже на территории Алтайского края. У него богатая предъистория: первые переправы через Катунь в районе села Ая появились в конце 19 начале 20 веков. До 30-х годов все они были частные, а после коллективизации паром выше села стал колхозным. С момента реорганизации колхоза в совхоз (1957 год), он перешел в ведение совхоза. В период ледостава, ледохода, летом в период половодья и сильных ветров паром не функционировал из-за сложных погодных условий и малой мощности. Бурное развитие в советское время села Ая и совхоза (в те времена это был передовой совхоз Алтая) требовало строительство полноценной мостовой переправы. В 1979 году силами совхоза "Айский" был построен новый мост на тросах. Общая его длина 153 м., длина центрального пролета 105 м., грузоподъемность 10 т., одна полоса для движения. Подвесной мост на стальных тросах имеет деревянное покрытие. Вначале местные жители называли его "Куксинский мост", в честь первого директора совхоза "Айский", трагически погибшего в 1980 году. Позже закрепилось название "Айский".
Мост стал одной из визитных карточек Алтая, позволил развитие туристического направления. Проезд по мосту платный, т.к. строился на средства совхоза, и позже перешел на баланс СПК "Айский". Из-за большой загруженности в туристический сезон мост испытывал колоссальные нагрузки. В 2013 году, после открытия нового железо-бетонного моста в 3-х км выше по течению, подвесной Айский мост получил название "старый", и был закрыт, так как его использование стало небезопасным. Впоследствии, его выкупили неравнодушные жители Горно-Алтайска и частично восстановили на собственные средства, поскольку, ни у Республики Алтай, ни у Алтайского края не было средств, а в первую очередь, как я считаю - заинтересованности такой вот красоты, ставшей визитной карточкой как Горного Алтая, так и Алтайского края.
Перед входом на мост
Думаете, это для красоты? Отчасти. Это еще защита от имбецилов, которые пытались въехать на мост на своих личных авто. Да-да.
На мосту
Виды с моста на реку Катунь. Обратите внимание: вода Катуни осенью действительно вот такого бирюзового цвета, так что часто встречающиеся в наших местах клише "Бирюзовая Катунь", "Бирюза Алтая" - не просто расхожие рекламные штампы.
Вид на мост с берега Катуни
Ну, что пора вернуться через "портал" "старого" Айского моста к машине и двигаться дальше
Небольшие остановки в дороге
Осенняя листва над Катунью
По Чуйскому тракту
Ну а стремился я в село Озерное,где находится озеро Манжерок, чтобы побывать на самой высокой смотровой площадке Алтайского края. Многие путают село Манжерок, которое находится на Чуйском тракте, на берегу Катуни и село Озерное, где, собственно, находится само озеро, а это надо забраться немножко вверх, в горушку. Собственно, меня интересовал всесезонный комплекс "Манжерок", куда я и ехал.
Вид на комплекс издалека
Даааа... Ощущения, что я приехал в какую-то альпийскую деревеньку в Судетах...
Ну, этом я пока закончу. Про подъем в Манжероке на вагонетном подъемнике расскажу во второй части.