Mar 08, 2009 17:57
Не вышло все закатать одним файлом, к сожалению...
А.Шестаков. Чемпионы речных излучин.
Доводилось ли вам путешествовать осенью по Свири?
Оставить извечную городскую суету и купить билет в одноместную каюту на борт речного пароходика. С утра вынырнуть из Невы в Ладожское озеро, а днем пройтись по руслу между двух берегов, разодетых в расписные красно-золотые наряды. Побродить по палубе, подышать чудным ветром старой доброй Карелии…
Еще хорошо, забравшись в рубку, слушать рассказы капитана о том, как лунными ночами резвятся в реке выдры, как поет лесной свиристель, как судно обволакивает столь густой туман, что не видно даже кормы. И обоняя ароматный дым трубочного табака, посматривать на машущих руками с берега деревенских девок; или, выйдя на прохладный сентябрьский воздух, уловить запах ладного шашлычка, которым пробавляются на причале веселые туристы; или, потягивая густой горячий чай, налитый из капитанского термоса, слушать забавные корабельные байки.
Любой шкипер может часами рассказывать о красотах северной природы.
Но вся эта романтика не стоит и гроша, когда дело доходит до ежегодных осенних гонок на сухогрузах. Обычный боцман пассажирского корабля смачно сплюнет, лишь только разговор зайдет об этом безумии, да и уберется к себе в кубрик от греха подальше. Впервые я увидел гонку в 200… году, и поверьте, это зрелище того стоило.
- Поговаривают, что эту забаву придумал царь Петр, сплавляясь на ладьях по Свири. Он ведь большой затейник был. Да только все это враки! - Сказал мне Василий Петрович, капитан туристического судна под названием «Ольга Форш», завершающего последний в сезоне рейс перед зимовкой в Петрозаводске. - Нашему человеку только бы Петра куда приписать! Ну, если Пушкина уже невозможно. А я тебе так скажу: дело при Советах началось. Аккурат перед развалом Союза. Тогда полный бардак в стране был, но партийцы еще власть в руках держали. И злоупотребления на местах имелись. Как полагается!
Василий Петрович пыхнул трубочкой и хмыкнул в усы.
- Я ведь уже тогда на этой железке ходил. - Он похлопал массивной ладонью по штурвалу. - Чуть не потопли тогда. Ха-ха!
Я попросил капитана рассказать подробней. Он покрутил усы, пока я наливал ему в стакан водки. Потом он хлопнул ее разом, крякнул и продолжил:
- В восемьдесят девятом началось. Тогда обкомовец по фамилии Сидорчук в Финляндию баржу с лесом отправлял через совместное предприятие. Доставить лес надо было в Приозерск, то бишь, через Онегу, Свирь и всю Ладогу. За такие дела тогда могло крупно влететь. Поэтому капитан и зарядил обкомовцу в валюте по полной. Сидорчук подумал, да и перетер тему с капитаном другого сухогруза, который тоже стоял под лесом. Утром первый шкипер бросил ломаться. Звонит Сидорчуку, а тот: ушла, мол, уже у меня баржа. Но поскольку все равно, кому деньги платить, дуй следом. Кто первый в Приозерск придет, того и бабки! Что тут началось! Первая-то всего час назад отчалила. Пассажирские корабли по сторонам разлетались, чтоб крушения не произошло. «Петр Васев» тогда ведь еще у всех в памяти был. А эти двое устроили по Свири настоящие соревнования. Потом в Ладогу вышли. Поштормило их на якоре денек, и снова продолжили.
- И кто победил в результате?
- Дружба!
- Чья дружба?
- Советско-финская, конечно! Сидорчук-то по итогам обе баржи за кордон загнал. Так что в накладе никто не остался. А инцидент замяли, сам понимаешь. - Василий Петрович красноречиво потер большим и указательным пальцами.
На следующий год в конце сентября два капитана случайно встретились в Ленинграде и узнали, что обоим суднам предстоит завтра отправляться в Карелию. Выпив и повздорив (все-таки прошлогодний инцидент не забылся), они устраивают скоростную водную трассу прямо против течения Невы. Ревущие сухогрузы вылетают в Ладогу и, несмотря на штормовое предупреждение, практически одновременно прибывают к свирским шлюзам. Там спор пришлось прекратить из-за присутствия на расположенных рядом военных объектах высокого начальства и, следовательно, изобилия в округе комитетчиков.
(c) А.Шестаков