Точное число
посещённых замков, дворцов, усадьб и развалин за время моей жизни в Чехии установить сложно. Неленивые чешские люди умудрились водрузить по монументальному строению практически на каждый мало-мальски подходящий холм. Хотя строить их перестали в конце XV века, их осталось немало, некоторые из них - в очень хоршем состоянии. Последним построенным замком считается окружённый рвом Швихов, возведённый на месте старой крепости, в котором, кстати, снимали «Три орешка для Золушки». Часто думаю о том,что всего каких-то 300-400 лет назад представители богатейших династий жили в незавидных условиях. Даже в самых роскошных интерьерах могло быть холодно, сыро, темно и неуютно. Лучше ситуация была только в летних резиденцях - например, Леднице. Но встречались коллекционеры, которые создали настолько шикарные интерьеры, что они восхищают до сих пор. Либо набили своё жилище уникальными вещицами по роду своей деятельности, либо придумали какую-то уникальную традицию. К таким творческим семьям относятся Квестенберги из замка Яромнержице-над-Рокитной, который находится на юге Чехии, недалеко от границы с Австрией.
Замок появляется на дороге неожиданно: едешь среди полей и лугов, вокруг ни одного холма, и вдруг
перед глазами вырастает целый комплекс монументальных строений: усадьба, храм святой Маркеты, костёл святой Марии, парковый амфитеатр. На создание всего этого великолепия у владельца ушло более 30 лет. Перестраивая замок в стиле барокко, хозяева, похоже, вдохновлялись Версалем, при этом им, в отличие от прототипа, всё-таки удалось сделать подобие английского парка.
У первого владельца замка из рода Квестенбергов, секретаря императорского военного совета по имени Герхард, не было желания а, может, и финансовых возможностей заниматься усадьбой.
Его новоприобретённое имение было конфискатом, отобранным у предыдущих владельцев во время
восстания чешских сословий, поэтому продавалось за бесценок. Квестенберг-старший лишь приказал достроить амбар и особо нн занимался своей усадьбой, а жил он в эпоху ренессанса или барокко - его не интересовало. Но его сын, граф Ян Адам из Квестенбергов, который получил усадьбу во владение в достаточно юном возрасте, интересовался искусством и смог оценить лучшие архитектурные образцы того времени: родившись в Вене в конце XVII века, он также бывал и в Париже. Двор Людвига XIV впечатлил его настолько, что, вернувшись в вверенную ему резиденцию, Ян Адам тут же созвал лучших архитекторов, чтобы взрастить свою собственную жемчужину на моравской земле. После посещения Неаполя у него появилась идея создания крупнейшего в регионе центра искусств и музыки. Ну и пусть Яромнержице считается деревенской резиденцией, зато какой простор! И римские бани, и пилястры, и изображения богов Олимпа, и фрески итальянских мастеров, и китайский салон, и огромная библиотека, и просторная лоджия с видом на парк - всё здесь казалось ему уместным. И, конечно, огромный портрет князя Яромира, который, по преданию, некогда стал основателем поселения, подстрелив оленя в этих краях у реки Рокитны. Замок впечатляет: пол, собранный из 32 видов древесины, можно рассматривать бесконечно, как и коллекцию старинных музыкальных инструментов. Резная мебель, плюшевые диваны, фрески - в каждом углу есть что-то интересное, замок напичкан разными деталями.
Ян Адам получил блестящее образование и старался окружить себя лучшими образцами искусства, приглашал знаменитых архитекторов, собрал свой собственный оркестр и театральную труппу. Он проводил балы и барочные концерты, при нём в 1730 году была поставлена первая чешская опера под названием «О происхождении Яромнержиц в Моравии» (O původu Jaroměřic na Moravě). Музыкальная деятельность в салонах усадьбы подняла на пъедестал славы чешского композитора Франтишка Антонина Мичу, который,живя в замке, написал множество барочных композиций. Деятельность Квестенберга и его музыкантов была оценена по достоинству даже в Вене, к графу часто наведывались именитые гости.
Просторные музыкальные салоны и бальный зал дворца до сих пор используются по назначению, здесь проходит ежегодный музыкальный фестиваль. Увы, бурный расцвет Яромнержиц закончился со смертью его экзальтированного владельца и теперь это просто деревня. Но стены замка наверяка помнят былые времена.
А ещё хочется показать маленький и трогательный до нелепости домик, находящийся со стороны парка. Он будто сошёл с иллюстраций книг о Незнайке. В круглых окошках домиков цветочного города, в окружении цветущих циний, шалфея и колокольчиков, ровных грядок, геометрических кустов и порхающих бабочек, мелькают силуэты маленьких человечков, ухаживающих за садом.
Ходили как-то с подругой на очередную чешскую комедию, кстати, очень удачную, где главные герои разъезжают по Чехии на старой Волге. А потом, смеясь, читали отзывы тех, кто посмотрел этот фильм в России. Все как один говорили про не вполне реальные пейзажи и слишком яркие декорации, называя чехов сказочниками. Так вот, ребята, это не декорации. Это действительно такое нескончаемое слайд-шоу. :)