Енуфа - опера чешского композитора Яначека

May 16, 2017 21:39


На позапрошлых выходных впервые посетила местную оперу в театре Яначека в Брно (Janáčkovo divadlo). Театр накануне отметил пятидесятую годовщину существования и в честь этого события порадовал премьерой, поставив известнейшую оперу моравского композитора Леоша Яначека (1854-1928) в новой редакции. Это «Енуфа» или «Её падчерица» (Její pastorkyňa), также известная как «Моравская национальная опера», трёхактовое музыкальное произведение, написанное по мотивам драмы писательницы Габриэлы Прейссовой (Gabriela Preissová, 1862-1946).

Говорят, что впервые композитор познакомился с этим сюжетом в 1891 году в Брно, посетив премьеру одноимённого спектакля, и именно тогда задумал написать оперу. История, повествующая о быте и взаимоотношениях крестьян в провинциальной чешской глубинке в конце XIX века, произвела сильное впечатление на композитора, поразив его противоречивостью глубоких чувств и жестокими обстоятельствами (что, впрочем, характерно, для жемчужин чешского и словацкого фольклора, яркий пример - наследие Эрбена).
Яначек сам написал либретто на чешском языке, учтя все повороты оригинального сюжета, а после сочинил музыку. Масштабная работа над оперой длилась до 1903 года.

Моё первое знакомство с творчеством композитора оказалось очень удачным. Эта насыщенная музыка, точно передающая всю гамму эмоций, затронула душу, побуждая сопереживать героям даже безотносительно сюжета. За почти три часа наблюдения за происходящим на сцене у меня устали глаза, но слушать игру оркестра я была готова ещё не один час. В тот день я ещё не знала, что на эмоциональную составляющую музыкального сопровождения повлияла и личная трагедия Леоша Яначека: во время работы над партитурами скончалась от внезапной болезни его любимая дочь Ольга. Однако и без этого знания драматизма хватило.

Премьера оперы состоялась 21 января 1904 года в Старом театре в Брно, в феврале 1918 года она прошла в Вене. Первая постановка на русской сцене случилась в Новосибирске (1958), в том же году опера была поставлена в Большом театре. В Цюрихе и Лондоне в 1986 году «Енуфа» прошла в постановке Юрия Любимова*. И вот теперь в истории появилась новая дата - 2 октября 2015 года, премьера новой редакции оперы в театре Яначека в Брно.

Музыка Яначека - полноправный «носитель действия», она и без слов может повествовать о происходящем. Это - нерв, это - струна, это эмоции, знакомые любой умеющей сопереживать душе, вне зависимости от эпохи. Всё истинное смятение, горечь, разочарование и обида, которые могут постичь любого. Звучание оперы волной обрушилось на моё восприимчивое сознание и крутило его в водоворотах, на подъёмах и спадах, как лёгкую неуправляемую шлюпку.

Когда на сцене в сопровождении народного хора появляется главный виновник разыгравшейся трагедии, Штева Бурыйя, музыка как будто начинает плыть, раскачиваться, подчёркивая, что он находится в сильном подпитии, выявляя сумбурность происходящего. Однако и литературная основа тоже оказалась очень сильной, выразительной, ярко интонированной и драматически правдивой. Временами чудилось, что исполнители действительно общаются с помощью пения, в их партиях многое напоминало живую человеческую речь: монологи, диалоги, споры, резкое противопоставление грубых и умоляющих, радостных и печальных интонаций. В рецензиях говорят, что в опере «Енуфа» отразилось вся самобытность чешского национального колорита и богатство историко-культурного наследия. Действительно, помимо декламационных оборотов в опере были и характерные хоровые песнопения, которые можно услышать на любом чешском празднике, и народные плясовые песни.

В финале объединились все основные составляющие: и экспрессия оркестра, и танцы, и хор, и лирика, и речетатив. От восторга - к унынию, от счастья - к боли, резкие противопоставления настроений главных героев драмы, любви с ненавистью, уверенности и смятения, мольбы и презрения, на контрасте радостного события и мертвенного страха, свадьбы и оплакивания умершего.

Чуть не забыла упомянуть об актёрской игре исполнителей, после вернулась дописать. Мимика была настолько естественной и выразительной, что позволяла поверить, будто герои переживают всё происходящее на самом деле. Из третьего ряда мне удалось подробно рассмотреть все детали, включая петельки на чёрной шали мачехи, к которой она прикасалась в особо драматичные моменты. Что уж говорить о поднятой брови или ухмылке краешком губ.

«Шрамы на душе гораздо хуже шрамов на лице» (Horší než šrám na tváři jsou šrámy na duši), - такой эпиграф сопровождает название оперы.

Оркестру и дирижёрам - хвала, исполнителям - слава, Яначеку - признание. Отдельно отмечу работу костюмеров, декораторов и осветителей, - прекрасная, слаженная работа. Никаких излишеств, пожалуй, кроме натурального водопада в финале: в него, держась за руки, уходят главные герои, которым предстоит попытаться построить счастье на фоне звона осколков разбитых вдребезги судеб. Сразу становится интересно, куда стекает вода и не намочит ли она сцену, это немного отвлекает от кульминации сюжета. И ещё удивляло, как участники действа дробят тяжёлыми сапогами разбросанные на сцене настоящие яблоки. Ещё были интересные декорации с одной и той же комнатой, разделённой на одинаковые квадраты.

Такой приём, видимо, был создан, чтобы показать, насколько могут быть далеки друг от друга люди, находящиеся в одном помещении (заодно посоветовав посмотреть Alice's Adventures in Wonderland в постановке лондонского Королевского балета, где на сцене творится куда больше необычных трансформаций).

В феврале, думаю, пойду на эту оперу ещё раз. Исполнитель роли Лацы, словацкий оперный певец Петер Бергер, которого мне посчастливилось знать лично, по-настоящему велик на сцене, так что рекомендую посмотреть оперу именно в составе с его участием. И это при том, что я не большой любитель и знаток оперного жанра.

К слову, в Брно с 2010 года ежегодно проводится фестиваль Яначека. Его цель - познакомить слушателей с творческим наследием исконно моравского композитора, музыковеда-этнографа и педагога и расширить мировую известность Брно как города Леоша Яначека (подобно Зальцбургу с Моцартом и Байройту с Вагнером).

* Источник информации: http://www.belcanto.ru/

дом муз, Чехия

Previous post Next post
Up