Смысл жизни человека и природа потребления

Mar 04, 2013 20:52


- … я увидела дыру в человеке, глубокую как голод,
который не утолить... Вот почему он грустит и так
много хочет. Он будет брать и брать, пока однажды
мир не скажет ему: «Меня больше нет, мне нечего дать
тебе...Меня больше нет и мне нечего тебе дать...» (с)

Поиски смысла жизни человека длятся уже не одну тысячу лет, потому само это определение как-то затерлось и устарело в наших глазах. «Смысл жизни ищут только неудачники» - скажет какой-нибудь известный физик, математик, психиатр, музыкант, писатель … а потом все они пойдут искать смысл жизни - каждый в своей сфере деятельности, но руководствуясь одними и теми же желаниями своего звукового вектора. А уж тому, кто интересуется психологией, сам Бог велел туда ходить и с пустыми руками не возвращаться. Но здесь это совершенно другие подходы, чем те, к которым мы привыкли. В психологии то, что можно назвать поиском смысла жизни, - это всего лишь точное познание своей природы, скрытой в глубине бессознательного.

Действительно, каждый изучающий системно-векторную психологию рано или поздно замечает интересную закономерность: все окружающие человека явления - не хаотичны, а наоборот, выстроены в определенную систему уровней, где форма и содержание постоянно чередуются, меняются местами. Да и сам человек, оказывается, не так прост, и представляет собой целый уровень природы, точно дифференцированный внутри себя многосоставной конструктор, постоянно развивающийся и «пробующий» на вкус окружающую действительность - все ее грани, все ее внутреннее содержание.




Смысл жизни человека и природа потребления

Что значит «пробовать» мир на вкус? Это значит - раскрывать в себе все новые и новые ступени желания к нему, которых никогда нет у животного, но которые появляются у человека в результате развития. Сегодня для нас пик этого процесса - общество потребления, в котором мы живем. Но это не всегда было так. Еще несколько тысяч лет назад наше «меню» выглядело значительно скромнее, и, соответственно, - намного меньшей была степень освоения человеком природы, ее познания.

Развитие коллективного бессознательного, желаний, в него заложенных - одна из важнейших тем, глубокое понимание которой - это одновременно и приближение к осознанию того, кто мы есть на самом деле.

Желание и восприятие

Человек состоит из физического тела и психической составляющей, которая является сугубо абстрактной категорией. Тело - это четыре условных внутренних желания ЕПДС (есть, пить, дышать, спать). У животного эти желания находятся в балансе с природой, но у человека одно из них выходит из баланса, рождая сознательную мысль для обслуживания себя. Речь идет о добавочном желании к пище.

Все наши душевные страдания, любое ощущение пустоты, психической боли во всех ее видах - это, в сущности, неудовлетворенное добавочное желание к пище, которое не может быть удовлетворено напрямую по той причине, что объем пищи, необходимый для этого, намного превышает размеры нашего желудка (сегодня уже во много раз). Стремясь все же наполнить это желание, мы потребляем мир сублимировано, разбивая удовлетворение своего желания к нему как простой луч света на целый спектр, каждый оттенок которого называется «свойство психического». Таким образом поглощаем уже не какую-то небольшую часть, а все стороны реальности и делаем это своей развитой психикой.

Например, на праздник пришли восемь человек, сели, и воспринимают все, что происходит там, но не только пятью органами чувств, но и своими свойствами психического. В упрощенном описании это будет выглядеть примерно так:

Зрительный человек первым делом обратит внимание на костюмы, на украшение праздника, на концертную программу и на все, что с этим связано; он с легкостью уловит общее эмоциональное состояние гостей, будет искать интересных знакомств, ярких впечатлений.

Оральник тут же начнет изучать блюда на столе на предмет разнообразия вкусовых ощущений, а также примерять на себя роль тамады; основное его восприятие начнется во время говорения, там он уже на ходу поймет - кого обсмеять, к кому, наоборот, подластиться, как «вести стол». Он всегда знает - о чем говорить, что будет интересно слушать гостям, исходя из их частных и общих нехваток, желаний, неудовлетворенностей.

Обонятельный человек сразу оценит ситуацию с точки зрения возможных угроз, будет бессознательно «пеленговать» каждого сидящего за столом (кто чем «дышит», кто что из себя представляет).

Кожному человеку будут интересны все разговоры: что и сколько стоит, где дешевле, где выгодней, с кем лучше иметь дело, кто «решает», а кто - нет. Для кожника важна добыча и экономия. Кожные женщины единственные, кому может прийти в голову переложить пирожок со стола к себе в сумку («все равно же выбросят»).

Человек с анальным вектором первым делом обратит внимание на то, что важно именно ему. А ему важен порядок, упорядоченность - чтобы ровно стояли тарелки и рядом с каждой лежали все приборы и серветка, чтобы дети не бегали где попало, а играли под присмотром взрослых, чтоб все было согласно традициям. Анальники первые, кто начнет резать галстук тостующего, если третий тост - не за женщин, а второй - не за друзей.

Уретральный человек оценит окружающих по принципу «моя/не моя стая» и будет воспринимать людей на празднике и сам праздник именно исходя из этого. Все, что лежит в его системе приоритетов, связано с процессом продвижения в будущее, с открытием новых перспектив. Если оральник - это тамада за столом, то уретральник как правило его возглавляет.

Мышечник будет просто рад пище на столе, не в смысле смены вкусовых ощущений, а как возможности утолить голод. К тому же это для него лишний повод ощутить какое-то общее объединение на уровне «мы». Он всегда поможет вынести столы, переставить мебель. Это тоже особенная сторона восприятия, свойственная только ему.

Ну и звуковик, для которого вся праздничная суета - лишь повод задуматься: а зачем это все? какой в этом смысл? почему я здесь? почему должен во всем этом участвовать? и вообще - кто Я? какой смысл жизни человека на Земле?

Эта модель очень сильно обобщена, но на самом деле любое восприятие на уровне «человек» происходит только в рамках восьми мер, восьми векторов, и это по причине того, что только там есть соответствующие желания к разным сторонам реальности.




Смысл жизни человека и природа потребления

Если собрать вместе все эти впечатления и воспринять их одновременно, то получится восьмимерная объемная картина отдельно взятой части реальности, которая называется «праздник». И только эта картина будет максимально точной, потому, что она будет наблюдаться сразу со всех точек, а дальше - дело лишь за глубиной проникновения вовнутрь воспринимаемого.

Примерно так же происходит освоение природы человечеством и в глобальных масштабах - посредством психических желаний и свойств, их обеспечивающих.  Сразу ли появились эти желания и свойства? Естественно, что нет. Этот процесс проходил эволюционно.

Этапы развития коллективного бессознательного. Мышечная фаза

Само по себе желание, о котором идет речь, не меняется, а лишь постепенно растет в своем объеме. В сущности, речь идет об одном этом желании (добавочном - к пище), но получая для заполнения себя те или иные свойства векторов, оно приобретает определенные формы, и тогда для удобства эти формы называются желаниями векторов (кожного, зрительного, звукового и т.д). Поэтому под развитием коллективного бессознательного имеется в виду постепенное раскрытие все новых и новых свойств, посредством которых это желание наполняется.

Первое свойство, которое раскрывается таким образом в человеке (создавая, собственно, человека) - это запрет и ограничение, и связано оно с кожным вектором. Через запрет и ограничение около 50 тыс. лет назад создается первый закон (природное ограничение первичных позывов), появляется первобытная стая как новая и более плотная по сравнению с аналогичными образованиями в животной природе форма объединения. Такая увеличенная плотность потребовала для сохранения себя более совершенных инструментов коммуникации, поэтому следующими раскрылись свойства орального вектора, в результате чего человек стал говорящим. Постепенное развитие мысли привело к накоплению большого количества опыта об охоте и войне, возникла потребность передачи этого опыта другим поколениям. Это привело к раскрытию свойств в анальном векторе и человек стал передавать накопленные знания своему потомству, в том числе и устно, а не только через наглядное действие, как у животных.

Подобным образом раскрывались свойства и в других векторах: зрительном, уретральном, обонятельном, звуковом. И каждый из этих этапов привносил в человеческое психическое что-то новое, создавая таким образом внутреннюю форму «человек». Вершину этой пирамиды желаний увенчали желания звукового вектора к самопознанию. Впервые сформированный анальным звуковиком вопрос «Кто Я?» ознаменовал окончание всего процесса «создания» человека, ведь с этого момента каждый из нас получил свое собственное Я, свою индивидуальность.

Весь этот этап формирования человеческой психики, длившийся около 40 тыс. лет, в системно-векторной психологии называется мышечной фазой развития человечества. За этим простым названием (как и за всеми остальными названиями фаз развития) стоит определенный смысл, но об этом необходимо писать в  отдельной статье.

Этапы развития коллективного бессознательного. Анальная фаза

Ни одна форма не способна создавать и изменять саму себя, поэтому всегда есть что-то внешнее, формирующее, создающее эту форму. Это внешнее воздействие можно условно назвать «управлением». Если речь идет о бессознательном, то изменение формы можно выразить как раскрытие новых свойств или выход уже раскрытых на качественно новые уровни.

В мышечной фазе развития существовало только одно управление - это управление голодом (природой). Именно голод как высшее страдание заставлял человека раскрывать в себе новые свойства, внутренние резервы, приобретать новую форму. Соответственно, «золотым запасом» человечества в этот период были охотники, добытчики пищи - кожные и мышечные люди.

Но уже примерно 6 тыс. лет назад человечество накопило достаточно опыта добычи пищи и природное управление голодом утратило свое былое значение. Одновременно с этим, как уже говорилось, у человека появилось собственное «Я», а значит - и возможность частично взять управление своей судьбой в собственные руки. С тех пор каждый звуковой человек ищет смысл жизни, сознательно или неосознанно, не понимая настоящего значения раскрытия в нем желаний к познанию. А значение на самом деле огромное, ведь именно это и стало основой для нового этапа развития коллективного бессознательного, который в системно-векторной психологии называется анальной фазой развития - исходя из названия одноименного вектора.

На вершине всего этого громадного процесса, начавшегося около 6 тыс. лет назад, стоял конечно же звуковой вектор - уретральные, кожные и анальные звуковики. А сам процесс на самом высоком уровне представлял  собой не что иное, как претворение идей - промежуточных мыслей на пути человека к прямому познанию себя. Идеи с этого момента все больше и больше определяли форму всей пирамиды общественных отношений, постепенно оттесняя управление голодом. Коллективный звук с помощью идей стал той формирующей силой, которая заставляла развиваться все нижние уровни под собой. И действительно, к концу анальной фазы мы наблюдаем людей с самым высоким уровнем развития всех своих свойств и во всех векторах.

Эта тенденция постепенного избавления от нехваток пищи и роста звуковых нехваток шла по возрастающей вплоть до конца Второй мировой войны, которой предшествовал взрыв всевозможных идей и идеологий. Второй мировой войной закончилась анальная фаза развития человечества. С тех пор в мире не существует идей, отпала потребность в них.




Смысл жизни человека и природа потребления

Этапы развития коллективного бессознательного. Кожная фаза

Начало кожной фазы развития - это одновременно и полное исчезновение природного управления голодом. В то же время исчезают и идеи, человечество остается без управления. С этого момента прекращается любое качественное продвижение вперед. Сегодня ни один даже самый развитый в своих психических свойствах человек не способен превзойти своих бабушек и дедушек, живших в анальную фазу развития, так как теперь эта возможность ограничена общим состоянием коллективного звукового вектора, его способностью полностью реализовать свою свободу воли и выбора, взять на себя полное управление собственной и общей судьбой.

В кожной фазе развития вместо вертикальных (качественных) изменений происходят изменения горизонтальные - стремительный рост уровня технологий, стандартизация, глобализация, расширение.

Потеря управления дает огромное количество багов в развитии. Если раньше угрозы для нас были внешние (дикая природа, другие люди), то теперь впервые мы стали угрозой для самих себя, причем это касается как каждой отдельной индивидуальности, так и всего общества в целом. Происходит дисбаланс, который выражен в тотальном потреблении внизу «пирамиды» человеческих желаний, и тотального голода вверху - в коллективном звуковом векторе. Потребление как будто замкнулось на самом себе, потому что не управляется, не направляется общими задачами познания в звуке, стоящего на вершине самого этого процесса.  Другими словами, общество, в котором мы живем, не понимает свою природу и компенсирует этот недостаток всевозможными сторонними наслаждениями, как правило излишними и порождающими целый ряд глобальных проблем - экологических, демографических, военно-политических, энергетических, многих других угроз для целостности и существования.

Процесс познания и смысл жизни

В анальной фазе развития человек в поисках смысла жизни наряду с претворением идей создал также множество других форм реализации свойств звукового вектора - религию, философию, естественные науки, музыку, письменное слово, военные технологии и многое другое.

Поиск смысла жизни современным человеком или точнее сказать - современным звуковиком, как правило выходит за рамки его профессии (если она есть). Быстрая и стремительная кожная фаза вносит свои коррективы, постепенно оставляя в историческом прошлом все религии, философские течения, музыку и некоторые направления слова письменного (стихи, целый ряд жанров прозы). Эти временные заменители реального самопознания все меньше отвечают требованиям нового времени, так как не позволяют быстро и эффективно удовлетворить выросшее во много раз звуковое желание, не приносят никакой пользы развитию общества. В то же время, не все звуковые люди могут пробиться в науку, а для звуковиков с особенно высоким темпераментом даже там сегодня не будет достаточной самореализации.

Таким образом уже практически подготовлен фундамент для познания человеком самого себя напрямую, то-есть для осознания тех процессов, программ, которые управляют им из бессознательного. Появляется потребность в науке для широкого круга людей, которая позволяла бы им не заканчивая пятилетнюю (шестилетнюю) программу профильного ВУЗа включиться в коллективный процесс познания, то-есть удовлетворить свои природные желания в звуковом векторе.

Именно такой наукой считаю системно-векторную психологию, которая, будучи не лишенной возможности прийти на университетские кафедры, все же больше предназначена для тех, кто просто интересуется - что такое человек, какие его настоящие желания, каким образом происходит взаимодействие между людьми, да и вообще - какой смысл во всей этой окружающей «возне», которую иногда называют обществом. Здесь каждый может взять для себя столько, сколько окажется способен унести с собой, то-есть согласно объему своего желания к познанию, чего в современных условиях тотального дефицита смыслов более чем достаточно.

Статья написана по материалам лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Другие публикации:

Советы по воспитанию детей - как не вырастить преступника
Эрогенные зоны в системно-векторном психоанализе

самопознание, звуковой вектор

Previous post Next post
Up