В традиционных обществах мужчина был воином или охотником. Активность, мужество, агрессивность, упорство, стойкость, сила - были теми качествами, которыми мужчина мог гордиться. Теперь, в большей степени, цивилизация и урбанизация распространились по миру. Первенство держит западный образец цивилизованности, в котором нет нормативного разделения
(
Read more... )
Что касается факторов генетических и средовых, то это спор столь же долгий, как и про курицу и яйцо. В последние десятилетия развития психологии он идет с переменным успехом. А сейчас и вовсе невозможно понять "счет" этого сражения. Много стало достаточно устойчивых парадигм, каждая из которых приводит доказательства своей "истинности". И поэтому все зависит от источника информации. Если будет об этом говорить генетик/биолог/нейрофизиолог, то результаты могут быть одними, другой расскажет - другими. Где истина - а каждый по своему прав)
про культ Матери - тут мне вспоминается труд Ноймана (Происхождение и развитие сознания), в котором он пытается провести параллели между развитием человеческого сознания и антропологическими этапами развития человечества. И на мой взгляд делает это довольно успешно. И один из первых двух этапов как раз связан с тем, что сознание освобождается от влияния Матери. Тут Мать выступает в негативном аспекте, как давлеющая, демоническая. В каком-то смысле похожая на различные архаические культы.
К чему я это: к тому, что история гендерных отношений - это история эволюции человеческого сознания.
Reply
Что касается освобождения от Матери... Мне, безусловно, проще поверить в демонизацию женщины, чем в ее (МОЮ???) демоническую сущность) Я бы, конечно, предпочла посмотреть некие исследования процессов в современных примитивных сообществах (это все к вопросу о доверии источникам). Я, честно говоря, боюсь лезть в теории эволюции сознания, поскольку мой экскурс в них - не имевший никакого отношения к вопросам М vs Ж - показал невероятный хаос мнений. Это тоже вопрос доверия источникам. Все это развитие сознания сопровождалось некими реалиями: состоянием общества и взаимоотношений в нем. (И что ,вообще говоря, первично?))) В чем, например, реально выражалась подавляющая женская роль, если есть смысл о ней говорить? Каким образом она преодолевалась? Силой?) В целом, когда я говорила о том, чтобы понять процесс трансформации одного культа в другой, я говорила о тех вещах, которые можно было "наблюдать со стороны", о реалиях, да.
Reply
Leave a comment