Иногда парфюмеры создают симфонии. Абсолютно идеальные ароматы, в которых все так ладно выверено, что ни одна нота, ни одна скрипка не различима сама по себе, вы слышите только цельное произведение, гармоничное и прекрасное. Таков Sycomore. Он особенный и какой-то нездешний… Что-то заставляет заподозрить, что в современном мире вряд ли могли создать такое. В самом деле, Sycomore - пришелец из прошлого, из того времени, когда сама Мадемуазель совала нос в парфюмы, выходящие под ее именем. Наверное, в том и есть его успех - в пусть и осовремененной и чуть осинтезированной формуле, но с фундаментом 30-х годов.
История
Итак, 1930-й. В это время в мире моды уже случился твидовый костюм, маленькое черное платье и № 5. Женщины стали маневренны, свободны, запахли альдегидно и чувственно. Однако Коко продолжает размышлять о слабой половине человечества и предлагает ей стать сильной. Такой, как она сама.
Шанель решает создать для женщин аромат, который бы не благоухал лепестками, а имел в своей основе древесные ноты. Аромат, который бы был по-барочному роскошен, но при этом лаконичен и строг.
Воплощением идеи занялся Эрнест Бо. Тот самый, который принес Габриэль ароматическую славу во флаконе с номером пять.
Бог Бо
Гениальный потомственный парфюмер с русскими корнями, Эрнест Эдуардович был не менее интересной личностью, чем сама Коко. Будучи очень чутким и одаренным человеком, он умел тонко составлять ароматы, превращая их в замысловатые ольфакторные композиции.
Именно из-под его носа вышли знаменитые Bouquet de Napoleon, Bouquet de Catherine, Rallet Nº 1, Rallet Le Gardenia, Chanel Nº 22, Cuir de Russie, Gardénia, Bois des Îles, Mademoiselle Chanel Nº 1, Mademoiselle Chanel Nº 2 и Premier Muguet.
«Пусть наши мысли - только фантазия, но фантазия эта благодаря таланту парфюмера находит возможность осуществиться. Да и мысли наши рождаются под влиянием среды, в которой мы живем, под впечатлением прочитанного или игры любимых нами актеров. Такое влияние имели на меня французские поэты и писатели, а также произведения Пушкина, Тургенева, Достоевского; музыка Бетховена, Дебюсси, Бородина, Мусоргского; Императорский театр и его балет и Московский Художественный театр; живопись французской школы и большие русские художники - Серов, Левитан, Репин и многие другие - и, главное, артистические круги того времени, с которыми я много общался».
Э. Бо
Пожалуй, никто лучше не разобрался бы в парфюмерных фантазиях Шанель… И когда Мадемуазель высказала пожелание создать первый древесный аромат для женщин, который был бы аристократичен, но обладал также сдержанностью, граничащей с сухостью, - Бо реализовал это.
Думается, что Шанель мечтала скроить этот аромат для себя и про себя. Изобразить образ женщины стойкой, самостоятельной, стильной, умной и абсолютно самодостаточной. Недаром воплощением композиции стал сикомор.
Сикомор
Это вечнозеленое дерево в качестве компонента в аромате никак не задействовано, однако его образ как нельзя лучше соответствует духу духов.
Если сильного мужчину можно сравнить с мощным дубом, то сильная женщина в древесном исполнении - это, безусловно, сикомор (или смоковница).
Сикомор внешне очень напоминает дуб - у него основательный ствол и раскидистая крона, древесина невероятно крепкая и прочная. При этом дерево дает плоды - сладкие оранжево-розовые фиги.
Sycomore
Эрнест Бо реализовал идею Шанель, соткав аромат из тонких эфирных нитей сандала, кедра, мускуса, табака, фиалки, розы, иланг-иланга, жасмина, жимолости, бергамота и нероли. Древесное сердце аромата, окруженное цветами, воплощало стойкость духа и чувственность натуры, как и хотела Шанель. Однако для 30-х, когда женщины только-только выбрались из корсетов и несвободы, это оказалось чересчур. Если на короткие юбки и стрижки они еще были согласны, то пахнуть деревом - нет. Аромат провалился и довольно быстро был снят с производства. Настолько быстро, что сейчас тот винтажный парфюм практически не найти.
В 2008 году Жак Польж, современный парфюмер Дома Chanel, принимается за создание нишевой серии ароматов Les Exclusifs. В ней он обращается к жизни, творчеству и любви Габриэль, а также к забытым формулам.
Sycomore снова оживает, но в несколько ином виде. Дело в том, что с 30-х годов понятие сильной женщины претерпело некоторые изменения. Польж, работавший в сотрудничестве с парфюмером Serge Lutens, Кристофером Шелдрейком, решил отойти от первоначальной формулы, чтобы остаться верным изначальному замыслу - создать древесный аромат для стильной, умной и самодостаточной женщины, но из XXI века.
Из формулы были вынуты все цветочные ноты за исключением фиалки и добавлены более маскулинные - ветивер, табак, можжевельник, кипарис.
Полная пирамидка в концентрации EDT стала выглядеть так: ветивер, сандал, альдегиды, табак, фиалка, кипарис, можжевельник, розовый перец и специи.
Возможности сравнить творение Польжа и Бо нет, но есть подозрение, что оба могут быть причислены к рангу шедевров. Sycomore версии 2008 - определенно шедевр, который на этот раз совпал с духом времени.
Это аромат-исключение, который не похож ни на что. Конечно, сравнивать между собой разные ароматы - дело неблагодарное. Но тут с первого вдоха понимаешь, что он иной, стоящий особняком от всего, что создано сейчас в парфюмерии. Причем эта особенность сокрыта не в эпатаже и использовании синтетических молекул или намеренно не носибельных сочетаний, а в искусстве парфюмера, который добился идеальной формулы с шанелевским посылом. В этом аромате столько смысла! Он, пожалуй, не рождает живописных ассоциаций типа волшебного леса с фиалками и утренней росой на стебельках травы, он просто облекает женщину в благородный и аристократический наряд, в котором она чувствует себя уверенной, смелой и всемогущей. Аромат, который не апеллирует к ее чувственности, не намекает о ее сексуальности, а помогает ей раскрыться как личности.
И это определенно аромат не для всех. Ему нужно соответствовать. Пожалуй, лучший образ, олицетворяющий женщину Sycomore - это Фэй Данауэй в роли Вики Андерсон в фильме «Афера Томаса Крауна» 1968 года.
Жаль, что в то время Sycomore еще был недоступен, иначе, без сомнения, Фэй пахла бы им.