Дагомейские амазонки. Часть I

Mar 06, 2013 08:52

Оригинал взят у stimfalid в Дагомейские амазонки. Часть I



Дагомейские амазонки. Отреставрированная фотография XIX века
В последней книге трилогии Стига Ларссона, «Девушка, которая взрывала воздушные замки», 4 часть начинается с эпиграфа:

"Несмотря на наличие многочисленных мифов об амазонках в античной Греции, Южной Америке, Африке и других местах, имеется лишь один исторический, документально подтвержденный пример существования женщин-воительниц. Это женская армия, существовавшая у народности фон в западноафриканской Дагомее, теперешнем Бенине.
Об этих женщинах-воительницах ничего не написано в официальной военной истории, о них не снято никаких романтических фильмов, и на сегодняшний день о них упоминается разве что в стершихся исторических сносках. Об этих женщинах существует одна-единственная научная работа: Stanley В. Alpem, Amazons of Black Sparta (Hurst & Co Ltd, London, 1998). Тем не менее это была армия, способная сравниться с любым элитным войском оккупационных властей того времени, состоявшим из солдат-мужчин.
Когда точно была образована женская армия народности фон, неизвестно, но некоторые источники датируют ее XVII веком. Первоначально она являлась королевской лейб-гвардией, которая выросла в корпус из 6000 солдат, имеющих полубожественный статус. Но предназначены они были не для украшения. Чуть более 200 лет они составляли главную ударную силу народности фон в борьбе против вторгавшихся европейских колонизаторов. Их опасалось французское войско, которое они неоднократно побеждали в сражениях. Разбить женскую армию удалось только в 1892 году, когда Франция привезла на кораблях современные войска с артиллерией, иностранными легионерами, морским пехотным полком и кавалерией.
Сколько женщин-воительниц погибло, неизвестно. Выжившие в течение нескольких лет продолжали вести партизанские действия, и еще в 1940-х годах были живы ветераны той армии, их фотографировали и брали у них интервью."

Информация об амазонках Дагомеи обрывочна, о них упоминается во многих источниках, но походя. Почти все авторы ссылаются на ту же книгу, про которую сказано в эпиграфе: Stanley В. Alpem, Amazons of Black Sparta. В pdf книга доступна здесь и здесь.



Фотография ветеранок дагомейских амазонок

Это невероятно подробное исследование, изобилующее цитатами очевидцев и ссылками на источники, в котором рассказано обо всех сторонах жизни амазонок. Несмотря на суховатый стиль изложения, книга читается очень быстро и легко.

Дагомея была уникальным государством. Как и во всей Африке, тяжёлую работу выполняли исключительно женщины, они носили тяжести, работали в поле, воспитывали детей. Женщины были высокими и сильными, мужчины - толстыми и ленивыми. На первый взгляд, главная роль принадлежала именно мужчинам.




Территория, которую занимала Черная Спарта

Однако, в Дагомее развилось удивительное государственное и общественное устройство, которое многие исследователи называют «дуализмом». Оно появилось примерно в 1680 году, когда государством начали одновременно править король Акабе и его сестра-близнец Ахангбе. Главой государства был король, но он формально подчинялся королеве-матери. Каждую должность при дворце занимали одновременно и мужчины, и женщины, при этом каждый следил, как другой выполняет свои обязанности. Охрана внутренних помещений дворца состояла из женщин, а дворцовые ворота снаружи охраняли мужчины. Однако изначально в армии служили только мужчины.

У короля было несколько тысяч жён, они жили в отдельных хижинах внутри дворца, к ним никто не мог прикоснуться, за исключением короля. Простолюдины не осмеливались даже взглянуть на них - за это их ожидала смертная казнь. Это дало начало удивительному обычаю: все приговоры короля приводили в исполнение его жёны. Они могли разрушить дом преступника, а тот не имел права даже прикоснуться к ним.

Существует несколько версий того, как появились амазонки. Существовал отряд гбето - охотниц на слонов, которые надевали на головы крохотные рожки, подкрадывались к слонам на четвереньках, окружали их и внезапно нападали. Такая охота была очень опасной и каждый раз уносила жизни нескольких человек.




Амазонки охотятся на слона




Слева сверху: амазонки-музыканты.
Справа сверху: амазонки-офицеры с мушкетами, рожки на голове - знаки отличия
Слева снизу: амазонка в камуфляже с мачете и короткой винтовкой
Справа снизу: амазонка с мачете и винтовкой в повседневной одежде

Также вполне вероятно, что дворцовая охрана, состоявшая из королевских жён, постепенно трансформировалась в личную королевскую гвардию.

В 1729 году король Дагомеи, Агаджа, решил захватить Уиду - крупный торговый порт на океанском побережье. Тот, кто владел портом, мог торговать с европейцами, продавать им рабов, а взамен получать оружие, ткани, алкоголь и табак. Чтобы обескуражить защитников порта, король приказал женщинам одеться так же, как и солдатам, взять в руки оружие и следовать вместе с его армией. Защитники города, удивлённые, как королю удалось собрать столь многочисленную армию в столь короткий срок, были деморализованы и потерпели поражение, несмотря на то, что женщины не участвовали в боях, а просто изображали солдат.

Современные историки указывают, что почти три четверти столетия Дагомея находилась в зависимости от соседнего государства Ойо. Армия Ойо намного превосходила численностью армию Дагомеи. Это тоже могло подтолкнуть правителей Дагомеи к набору женщин в армию, чтобы хоть как-то увеличить её численность.

Амазонки были вооружены мушкетами, короткими ножами и мачете, но самым удивительным их оружием были гигантские лезвия, подобные бритвенным. Их изобрёл брат короля Гезо, увидев бритвы европейцев. Лезвия были до полуметра длиной, насаживались на длинную рукоять, которую можно было удержать только двумя руками. Одним взмахом такого лезвия можно было разрубить человека пополам.

Невероятно, но в последние годы королевства, чтобы противостоять европейцам, король Беханзин помимо новейших винтовок закупил несколько артиллерийских оружий Круппа и создал особый отряд амазонок-артиллеристок. Однако, они так и не участвовали в боях, потому что провезти оружия по узким лесным тропам было просто невозможно.

Быт и образ жизни амазонок

По образу жизни амазонки напоминали воинов Спарты: вся их жизнь была подчинена войне, они беспрерывно тренировались, ежегодно участвовали в боевых походах. Даже их песни и танцы были посвящены единственной теме - войне. Они были элитой государства и пользовались всеобщим уважением, их боялись все соседние племена. Они не боялись боли, были бесконечно преданы королю и высшей славой считали смерть на поле боя.

Когда женщина становилась амазонкой, она немедленно поднималась с нижней на верхнюю ступень общества. Мужчины не имели права не просто притрагиваться к амазонкам, но даже смотреть на них, это каралось смертной казнью. Амазонки не занимались тяжёлым трудом, привычным для женщин Дагомеи, у них были собственные рабыни. Большую часть времени амазонки проводили в тренировках, в походах и на парадах. Очевидцы утверждали, что они ткали и занимались гончарным делом, но неясно, занимались ли этим сами амазонки либо их рабыни. Они жили в королевских дворцах, впрочем, называть эти сооружения дворцами было бы не совсем верно. Это было огромное нагромождение построек, внутренних двориков, хижин и лачуг, в котором проживали до 7000 человек. Это были амазонки и другие жёны короля, а также их рабыни и прислуга. Простолюдины практически не имели шанса попасть во дворец, и это подчёркивало особой, элитный, полумистический статус амазонок.

Как же обычные женщины становились амазонками? Королевские рекрутёры ходили по деревням и выбирали девочек для армии короля, также амазонками становились пленные женщины, захваченные во время походов. Многие богатые семьи дарили королю маленьких девочек, которые впоследствии пополняли ряды его армии. Такой подарок помогал завоевать благосклонность короля. Многие амазонки были дочерьми амазонок или внебрачными детьми многочисленных принцев и принцесс.

Формально амазонки были обязаны соблюдать обет безбрачия, и любое его нарушение каралось смертью. Однако, суд часто проявлял снисхождение к провинившимся, и столь суровые наказания были редкостью. Удивительно, но хотя все амазонки считались жёнами короля, иногда сам король разрешал им сознательно нарушать обет безбрачия. Амазонки облачались в обычную одежду, соблазняли молодых людей, после чего доносили на них, и те представали перед судом за связь с королевской женой. Суд давал провинившимся возможность выбора: либо немедленная смертная казнь, либо служба в армии короля. Таким интересным способом король регулярно пополнял ряды своей армии. Случалось и так, что амазонки влюблялись в своего избранника, и сознательно называли имя невиновного, которому приходилось отправляться в армию короля.

Тренировки и военная подготовка

Амазонки проводили очень много времени в тренировках. Они превосходно стреляли из мушкетов - европейцы, которым удалось увидеть это, сравнивали их с лучшими стрелками европейских армий. Они превосходно обращались с ножами, учились терпеть боль, преодолевая препятствия из кустарника с огромными колючками. Они имели представление о тактике, манёвры и перемещения тщательно отрабатывались. Европейцы, присутствовавшие на учениях, видели, как амазонки слаженно нападали, отступали и перегруппировывались. Это были не необразованные туземцы, нападавшие беспорядочной толпой - это были лучшие воины чёрной Африки, сражавшиеся по всем правилам тогдашней военной науки. Они много бегали, занимались гимнастикой и борьбой, даже танцы повторяли боевые движения. Все они в совершенстве владели ножами и дубинками, так как именно этим оружием они пользовались при внезапных нападениях на врага. Неподалёку от города специально для тренировок было возведено несколько крепостей, которые регулярно брались штурмом.

Француз Огюст Буэ, возглавлявший французскую миссию в столице Дагомеи в 1850-х годах, так описывает одно из больших учений, в котором участвовал сам король:
"Учения прошли на "огромной равнине" вблизи Абомея, а руководил ей сам король Гезо. Он со всей своей армией (и мужчинами, и женщинами) облачился в военную форму. По этому случаю "будто по волшебству" была построена обнесённая частоколом деревня. Внутри неё находились женщины и рабы, изображавшие врагов. В ожидании атаки они издавали "громкие пренебрежительные и угрожающие возгласы". Войска Гезо выстроились в боевой порядок. Мужчины-мушкетёры образовали два фланга в форме гигантского полумесяца, по бокам которого располагались разведчики. Сзади располагались большие отряды мужчин-резервистов и тыловые отряды. "Король стоял в центре, его окружали 5 или 6 тысяч его амазонок, составлявших его личную гвардию. Он посылал их то вперёд, то на фланги, в зависимости от обстановки". Лишь они должны были осуществить атаку.
По сигналу короля "отряд амазонок, укрывшись в высокой траве, лег на землю и пополз в направлении... частокола, стреляя из такого положения и отвечая на очень мощный огонь со стороны осаждённых". По второму сигналу короля отряд "поднялся и с криками побежал вперёд ... к частоколу. Амазонки перебрались через него и оттеснили врага". Заграждение было атаковано и в других местах, после чего амазонки заполонили "деревню" и подожгли её¸. Затем они отступили, "подталкивая впереди себя связанных или увешанных трофеями тех, кто изображал врага. На концах ружей висели человеческие головы, грубо вырезанные из дерева и неаккуратно раскрашенные".
Буэ был искренне поражён. Он поздравил Гезо, поскольку вся демонстрация
"...была проведена со сплочённостью и силой, а посыльные передавали его приказы с чрезвычайной быстротой. [...] Я был искренне потрясён изумительной расторопностью, с которой выполнялись приказы, и тем, что они отдавались без малейшей суеты, и превыше всего тактикой, которой подчинялись все движения [амазонок]. [...] Я был чрезвычайно удивлён, увидев столь точную аналогию между манёврами его армии и европейской армии - разведка, передовой отряд, резерв, музыка, горны, барабаны, и. т.д. ... всё было на своих местах."









Однако, несмотря на современное вооружение и тактику, в Дагомее придавали большое значение талисманам и амулетам. Обычный талисман делал его обладателя неуязвимым для вражеского оружия. Король вручал амулет в награду за храбрость. Упоминается о предании, гласившем, что когда монарх награждал амазонок амулетом, он также "нарекал" их "сильным именем", которое, как считали амазонки, придавало им "великую оккультную силу". В другом предании говорилось, что амазонки перед боевым походом совещались с прорицателями и иногда получали от них талисманы для защиты от врага.

Читатель может удивиться, как амазонки могли сохранять веру в подобные талисманы, ведь они видели, как их сослуживицы погибали на поле боя. Считалось, что смерть была вызвана тем, что у конкретного врага в конкретное время был более мощный амулет, или же обряды и жертвоприношения, которые советовал совершить прорицатель, были исполнены не совсем точно. Возможно, смерть была наказанием за неверное поведение, которое прогневало духов и лишило амазонку их защиты.

Удивительно, но несмотря на кровожадность и ярость в бою, амазонки не убивали всех врагов без разбора. По окончании похода король выплачивал чётко оговоренные суммы за пленных и убитых, причём пленные ценились выше. В 1727 году очевидец наблюдал, как ко двору короля Агаджи после особенно удачного похода привели более 1800 пленных и принесли "несколько тысяч человеческих голов". Особые офицеры выдавали солдатам раковин каури на сумму в 20 шиллингов за каждого мужчину и 10 - за женщину или ребёнка. Каждая голова оценивалась в 5 шиллингов. Чтобы отличить своих пленных от чужих, амазонки брали в поход кусочки мела, и наносили на пленных особые знаки.





Когда король принимал решение о начале войны, не следовало формального объявления войны в европейском понимании, поскольку врага не следовало предупреждать заранее. Французский морской офицер лейтенант-коммандер Жером Феликс де Монлеон, посетивший Уиду в 1844 году, вкратце записал давнюю историю, связанную с этим. По-видимому, командующий французским фортом в Уиде (он был закрыт в 1797 году) убедил короля Дагомеи "действовать подобно монархам цивилизованных государств" и объявить войну до того, как напасть на врага. Перед следующей войной король последовал этому совету. Сопротивление врага было столь ожесточённым, что потребовалась яростная атака амазонок, чтобы добиться перелома и одержать победу в битве. Погибло много воинов. Пленных не оказалось. Монарх отрубил головы всем убитым врагам и отправил эти головы командующему фортом. Король пожаловался, что потерял именно столько рабов из-за дурного совета француза. Он вынудил командующего заплатить за эти головы ту же цену, что за живых рабов. После этого случая король вернулся к тактике скрытного нападения "как к менее кровопролитной и более выгодной".

Именно продажа пленных в рабство была одной из основных статей дохода Дагомеи. Поэтому брать пленных было куда выгоднее.

Если планировался крупный поход, то весть об этом отправлялась по всему королевству, чтобы мобилизовать воинов. Упоминается, что в таких случаях во дворце Сингбоджи звучал большой боевой барабан, которому вторило множество небольших, высоко звучащих барабанов. По всей стране местные военачальники (их называли аванган) набирали солдат. Ричард Бёртон писал, что аванганом был "любой офицер, который мог привести с собой на поле боя от 10 до 100 подчин¸нных или рабов". Эллис упоминал, что минимальный размер отряда составлял 20 человек. У каждого авангана был собственный зонтик, стул и прочие знаки различия, соответствующие его рангу. Их солдаты были обычными резервистами. Каждый приносил оружие с собой. Все они были плохо обучены. Некоторые высшие сановники имели собственные небольшие армии, и снаряжали их за свой счёт.
Для переноски снаряжения в армию на время похода мобилизовали также обычных женщин из числа местного населения.

У многих амазонок были свои рабыни - в мирное время они выполняли обычную работу, в военное - использовались в качестве носильщиц и даже разведчиц, чтобы не подвергать самих амазонок опасности.

Помимо собственно военной подготовки, большое внимание уделялось психологии. Амазонки-офицеры лично казнили женщин-преступниц. Интересная деталь: подобные казни проводились в глубине дворцовых покоев, вдали от посторонних глаз, в то время как в Англии женщин-преступниц вешали на глазах у толпы зевак. Во время ежегодных церемоний амазонки лично совершали жертвоприношения и сбрасывали пленных в толпу, которая разрывала их на части.





До 1840-х годов амазонок было не более 800 - этого было вполне достаточно для охраны короля и ежегодных набегов на соседние племена. Однако, примерно в 1830 году соседнее племя йоруба основало город Абеокуту, куда быстро начали стекаться жители окрестных земель. Город быстро рос и набирал силу. Опасаясь этого, король Дагомеи Гезо решил увеличить численность своей армии, и к 1845 году очевидцы сообщали уже о 6-8 тысячах амазонок в армии короля.

Особенно подробно документированы 4 эпизода с участием амазонок - битвы у Абеокуты в 1851 и 1864 годах, и две франко-дагомейские войны 1890 и 1892 годов. О них - в следующих сообщениях.

Источники:
http://dahomey-amazons-history.blogspot.ru/
http://www.repin.info/mystery/Black_Amazon-the_bloody_terror_of_Dahomey
http://storyo.ru/332-bolshe-chem-zhenshhiny.html
http://kwilla.livejournal.com/276300.html
http://tainy.info/history/chernye-voitelnicy-dagomei/
http://forum.olgagavva.com/1/0312/0120-Tradicionno-bosonogie-narody-v-proshlom.html

женщины и доспех, амазонки, Африка, Дагомея, этнография

Previous post Next post
Up