Оригинал взят у
bvsv в
Аби. Амазонка отстоявшая Назрань Аби Назрановская повергшая на поединке кабардинского князя на картине галгаевского художника Хож-Ахмеда Имагожева Объяснение имени Нашаба с вайнахского в статье Н. МАМИЕВА, Ф. БАЙРАМОВ, О КАВКАЗСКИХ АМАЗОНКАХ В ПОЭМАХ НИЗАМИ // ЛИТ. ОСЕТИЯ. - Орджоникидзе, 1987. - N 69. - с. 107-111"
Оно состоит из этнонима наш и слова апа (>аба) мать. Итак, вайнахский этноним в сочетании с алтайским словом со значением мать образовал сложный антропоним Нашаба «мать нахского (нашского) племени»." Удивляет сходство имени ингушской героини Аби с алтайского апа (аба). На греческом
Apeia - "Воинственная".
«Память народа хранит прекрасные предания о своем легендарном сыне Орцха КIарцхале Мальсагове. Так, в одном из них рассказывается, как он перехитрил кабардинского князя.
Землю КIарцхал арендовал, как уже упоминалось, с усло¬вием, что он ее освободит, когда сгниет плетень (ограда). Он посадил густо в ряд вокруг земельного участка белую ака¬цию и, когда она начала интенсивно расти, ветви саженцев переплел так, что получилась живая ограда. На Кавказе плетень дряхлеет и ветшает через три года, как раз этот срок имел в виду кабардинский князь. Когда он явился обновлять договор, КIарцхал показал ограду из живых белых акаций: она была цела. Князь понял, что его перехитрили, и вызвал КIарцхала на спор.
В те времена на Кавказе существовал обычай: спорщики выставляли на поединок силачей и борцов, и чей борец победит, тот и выигрывал спор. Кабардинский князь выдвигал три вида состязания: борьбу, стрельбу в цель и скачки на лошадях. Время и место состязания было определено, и спорщики разъехались. КIарцхал переживал, советовался со своими людьми. Он был уверен, что без труда выиграет скачки и стрельбу (он был прекрасный наездник и стрелок), но где взять богатыря, который одолеет кабардинца. Ехать в горы искать там - не хватит времени, а среди сельчан нет таких, которые наверняка смогли бы вырвать победу у соперника.
Когда он поделился этими тревогами с односельчанами, один старец сказал: «Я знаю такого силача, только боюсь, что он не согласится бороться, а одолеть он одолеет любого». Сельчане начали допытываться, кто он такой. И старик поведал о том, что его младшая сноха на днях доила корову, а трехгодовалый буйвол боднул ее в спину. Она его рукой отогнала раз, другой, но тот продолжал ее беспокоить. Тогда сноха схватила одной рукой буйвола за рог, а другой за заднюю ногу, подняла от земли и выбросила из загона. Довод для всех был убедительный, и решили всем миром просить ее выйти на поединок с княжеским богатырем.
Она согласилась. Когда в указанное время обе стороны встретились в условленном месте, КIарцхал легко выиграл скачки и стрельбу. После чего против кабардинского богатыря была выставлена женщина. Тот возмутился: «Как же я буду бороться с женщиной?» - «Давай присядем на лужайку и договоримся, как нам бороться», - сказала она. Когда он сел, она приблизилась к нему и, слегка дотронувшись до его бедра, сказала: «Вставай, богатырь, если пришел бороться». Он же не смог встать, бедро было сломано от прикосновения руки силачки.
КIарцхал выиграл спор, и тогда всем миром назрановцы взмолились своему Богу, прося благополучия и процветания назрановскому народу, земле этой. И чтобы никто и никогда не отвоевал ее войной. Долго изливали свою просьбу люди КIарцхала Всевышнему, пока жертвенный белый бык с ритуальной повязкой на глазах не стал на колени. По тогдашнему поверью, это был признак, что Всевышний внял их просьбе.
В народе говорят, что с тех пор, с той самой исторической молитвы КIарцхала, никто войной не завоевывал назрановскую землю» © М. Аушев, «Легендарные сыновья ингушского народа».
Легенды доносят до нас отголоски о существовании у древних ингушей женских гарнизонов, о девушках, выбиравших себе суженых, о воительницах, выходивших замуж только за того, кто их одолевал в единоборстве. Устная традиция хранит память о тех героинях, которые бились на дуэли против захватчиков, чтобы отвоевать землю отцов. Одна из них, легендарная ‘Аби, повергшая на поединке кабардинского князя, запечатлена на картине ингушского художника Хож-Ахмеда Имагожева. Эти истории напоминают амазонок, сражавшихся против греков у реки Термодон, защищая свою родину. В более поздних легендах вайнахские женщины теряют инициативу воительниц, но остаются верными помощницами и мудрыми советчицами для своих мужей-нартов.
Ещё в конце 19-го века у ингушей существовали типично женские праздники. Известный вайнахский писатель Идрис Базоркин описал в своём романе-эпопее один из них, проходивший в Джейрахе за перевалом Трёх Обелисков и куда доступ для мужчин был запрещён (Идрис БАЗОРКИН, «Из тьмы веков», Грозный, Чеч. -Инг. кн. изд-во, 1989, с. 89-96). Осенью, после сбора урожая, женщины и девушки собирались в этом священном месте, выбирали себе предводительницу, которая назначала «свиту», отряд «воительниц», и руководила праздником. Полностью отрешившись от своих ежедневных семейных забот, женщины устраивали в этот единственный в году свободный день скачки, танцевали и пели песни, напоминающие гимны древних амазонок:
Забудьте, что вы женщины!
Мы здесь - свободный народ;
И память о женском долге
Пусть с первым глотком умрёт!
Второй глоток мы выпьем
За бывших наших мужчин.
И пусть отныне не станет
Над нами из них ни один!
С третьим глотком, сестрицы,
Жить начинаем мы.
Над женской страною - солнце!
И нет ни печали, ни тьмы!
Уймите, боги, воду и огонь!
Пошлите солнце нам и месяц.
К нам в гости фур-фуры пришли.
На горы спускается ночь...
Пусть каждой она принесёт
Не сына, а славную дочь!..
Одна старая героиня романа утверждает, что раньше у ингушек подобные праздники бывали каждый день, тогда как у их мужей только раз в году.
Исследователи 19-го века писали, что женщины в вайнахском обществе пользовались большим уважением. Наделённые издревле иммунитетом неприкосновенности, они могли выступать в роли посредниц и миротворцев во время межродовых или межплеменных разногласий и конфликтов. Они находились, кроме того, под покровительством четырёх божеств вайнахского пантеона:
- Сели, бога грозы и сурового судьи, способного пронзить молнией любого мужчину за убийство девушки или женщины, совершённого даже нечаянно;
- Мат-цели, доброжелательного бога сельского хозяйства и справедливого судьи, могущего, однако, серьёзно наказать мужчину (например, бросить в пропасть, но потом всё-таки спасти «по своей природной доброте») за оскорбление и даже за плохие мысли по отношению к женщине;
- Сусан-дялы, оберегающего будущих матерей;
- Агой, группы божеств - защитников девушек.
http://www.galga.ru/publ/1-1-0-1 Аhoj - так звучит приветствие на чешском языке.
У чехов тоже есть сказание о девичьей войне. А еще это же слово использовалось в заклинании на севере (надо будет найти, где я это встречала)) в значении
гоить - заживлять раны. Имя Либуше - чешской княжны можно объяснить опятьже с вайнахского языка:
У нахов до сих пор сохранилось древнее женское имя Либи ( / Либа), произведенное от глагола - ла- «желать», имеющее значение «желанный, - ая, -ое,- ые».