Oct 18, 2012 12:22
М.О.КОСВЕН, МАТРИАРХАТ.ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ, ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР, Москва-Ленинград,1948:
"Если, как было сказано, античные сообщения о матриархальных порядках совершенно не воспроизводятся в средневековой литературе, то известия об амазонках привлекают к себе живейшее внимание, воспроизводясь и компилируясь сначала византийскими и раннехристианскими авторами - Орозием, Иорданом, Георгием Амартолом, от которого амазонская легенда попадает в древнюю русскую летопись, Зонарой и др., и распространяясь многочисленными пересказами и переложениями "Псевдо-Каллисфена", а затем - более поздними авторами средневековья-Аквинатом, Латино, Пикколомини и др.
Оказывается, однако, что амазонки существовали не только в странах античного мира, но и в самой Западной Европе. Первое известие об этих европейских амазонках сообщает Павел Дьякон; затем Козьма Пражский и так называемая Хроника Далимила рассказывают об амазонках древней Чехии. Особым районом местонахождения амазонок оказывается Балтика, в соседстве с Россией, о чем впервые сообщает Ибрахим ибн-Якуб, в передаче ал-Бекри, затем арабы Захария Казвини и Идриси, за ними - Адам Бременский и др.
Весьма древним очагом амазонской легенды является Китай, где эта легенда получила литературное отражение значительно раньше, чем в Западной Европе. Различные, правда, особо: своеобразные, варианты этой легенды воспроизводились в Китае и Японии на протяжении многих веков. Любопытнейшим образом китайские версии амазонской легенды проникают в иноземную по отношению к Китаю литературу, сначала арабскую, затем и западноевропейскую, соединяясь с античными версиями. В ряде известий восточные амазонки локализуются в особенности в районе Индийского океана (Поло, Конти, Пигафетта и др.).
Известия об амазонках приходят и из Африки, причем первыми вестниками являются и здесь арабы (Ауфи, Хамд-Аллах Казвини, Макризи), затем португальцы и др.
Но самым обильным источником новых известий об амазонках становятся Центральная и Южная Америка, и сенсационные сведения отсюда непрерывно, начиная с самого Колумба, поставляет длинный ряд путешественников в разнообразных, иногда весьма подробных, всегда эффектных рассказах (Мартир, Кортес, Орельяна, Шмидель, Гандаво, Рали, Акунья и др.). Отметим особо рассказ французского астронома-академика Л. Кондамина, совершившего большое путешествие по Южной Америке в 1735-1745 гг. Выразив сомнение в том, что амазонки сохранились в Америке до настоящего времени, Кон-дамин не сомневается, что такая «республика женщин» существовала в прошлом, и если амазонки существовали вообще, то это было именно в Америке, где жалкая судьба женщин могла дать им мысль уйти из-под ига своих мужей-тиранов и жить независимо. Это своеобразное соображение Кондамина, являющееся, быть может, отголоском одной из античных версий (Помпея Трога), было воспринято последующей трактовкой амазонской легенды.
Наконец, вслед за античной традицией ряд путешественников ищет и большей частью находит амазонок и на Кавказе (Олеарий, Ламберти, Шарден, Моттре, Щобер, Рейнегс, Паллас, Потоцкий).
Разительную черту всех этих на протяжении всего средневековья, вплоть до XVIII в. включительно, идущих и умножающихся, расширившихся, как видим, чуть ли не по всему географическому миру сообщений об амазонках составляет то, что все без исключения авторы преподносят свои известия как совершенно достоверные, ни в коей мере не сомневаясь в подлинном существовании этого народа женщин, хотя ни одному из них не доводилось этих амазонок видеть.
С конца XVIII в. возникает и специальная литература по вопросу об амазонках как в общих сочинениях, так и в виде специальных, этой теме посвященных трактатов, соединяющих с материалом античным и новые, по мере их накопления, данные. В свою очередь почти все авторы этих рассуждений - Пти, Ле Жандр, наш Василий Тредьяковский, Гюйон, Фрере и др. - принимают амазонок за историческую, - что касается античных сообщений,- и современную этнографическую реальность."
Чехия,
Америка,
Китай,
амазонки,
Кавказ,
матриархат,
Индия,
Западная Европа,
этнография