Радедя - касожский князь или черкешенка-богатырша?

Sep 01, 2011 11:48

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ АНАПЫ
От Тамани до Абрау
Под редакцией Л. И. Баклыкова Краснодар
"Советская Кубань" 2010:

1) КРАСАВИЦА РЕДЕДЯ
«Истинное мужество обнаруживается во время бедствия». (Вольтер)
В небольшом ауле у Черного моря жил старик с сыном. Когда сын повзрослел, он влюбился в красавицу из далекого гор ного аула и привел ее в отчий дом. Старику стало легче вести хозяйство, но ему не нравилось то, что у невестки было необычное имя - Редедя. К тому же она была очень рослой и обладала недюжинной силой, как и его сын. Однажды, когда девушка работала на скотном дворе, с привязи сорвался свирепый бык. Еще мгновение - и он поднял бы девушку на рога. Но на глазах у изумленного старика Редедя успела схватить быка за задние ноги и перебросила его за ограду, как будто это была не огромная туша, а тряпичная кукла. - Вот это силища! - ахнул старик. - Так она и с сыном может в одночасье расправиться, если они поссорятся! И старик решил срочно избавиться от такой невестки. Он позвал сына и стал уговаривать его придраться к жене, затеять ссору и наказать потом ее плетью. Сын возмутился - он очень любил свою жену-красавицу. Но отец настоял на своем - ведь у горцев слово старшего - закон. И сын нашел повод для ссоры, которых в каждой семье всегда полно. А старик снял со стены самострел и прицелился в невестку, на случай, если та вздумает сопротивляться мужу. А послушный сын ни за что, ни про что стал хлестать жену плеткой. Но покорная Редедя молча сносила побои, ведь он ее господин, и по тому же горскому закону она не имеет права противиться ему. Сын же, распалясь ее покорностью, явно перебарщивал, а старик, видя, что сыну ничто не угрожает, выскочил во двор и закричал: - Остановись, сын мой! Люди могут подумать: либо она плохая жена тебе, либо ты вздорный и жестокий муж. С тех пор старик изменил свое отношение к снохе, которая и не думала пользоваться своей силой во вред мужу. Наоборот, она была нежной, любящей и заботливой невесткой.     
Но однажды над аулом нависла беда - неподалеку с моря высадились враги и стали грабить горцев, разоряя их аулы.
- Лучше погибнуть в бою, чем умереть позорно в рабстве, - решили горцы.
И все мужчины, способные держать оружие, вышли навстречу врагу. Среди них были и старик с сыном. Захватчики, видя решимость горцев и не желая проливать кровь из-за небольшого небогатого аула, вызвали для переговоров парламентеров. Их предводитель сказал:
- Пусть исход боя решит схватка сильнейших. Кто из бойцов в три захода уложит своего противника - тот и подарит победу своей стороне.
Горцы приняли предложение, им деваться было некуда, а так появился шанс. Но вот из рядов неприятельского отряда, тяжело переваливаясь с ноги на ногу, вышел не боец, а настоящая скала. Он стал засучивать рукава, из-под которых показались огромные ручищи, словно стволы деревьев. Среди горцев возникло замешательство - слишком слаб для противника был их избранник, да и сам он заколебался. И вдруг перед человеком-скалой, словно из-под земли, вырос рослый, очень стройный и незнакомый самим горцам юноша в воинском шлеме с забралом. Его вид вызвал насмешки во вражеском строю. Борцы стали сближаться. Человек-скала в знак презрения к своему противнику заложил правую руку за спину, показывая тем самым, что он справится с ним одной левой. Он взмахнул ручищей, но юноша неожиданно с такой силой отбросил руку великана, что тот перекрутился на месте как волчок. Пока великан приходил в себя от неожиданности, юноша прыгнул в его сторону и нанес противнику такой сокрушительный удар, что одним махом уложил его на землю. Горцы возликовали от радости, а враги примолкли, видя на земле своего борца. Но человек-скала, тяжело поднявшись с земли, яростно бросился на юношу, забыв, что хотел сражаться с ним одной рукой. Но и две руки не помогли ему. Юноша снова сбил его на землю, как мешок с соломой. -Это не человек, а дьявол! - закричал перепуганный вражеский вожак и поднял руки, признавая поражение. А юноша неторопливо пошел к ликующим аульчанам, нехотя снял шлем, и все ахнули, увидев, как на плечи незнакомца-победителя упали и рассыпались черные роскошные косы женщины. - Дьявол! - в страхе кричали враги, убегая от аула к морю. А горцы, узнав, кто был в одежде незнакомого воина, ошалело, в восторге кричали: - Редедя! Это же наша Редедя! Слава, слава Редеде! По горскому обычаю, о славных подвигах воинов слагались и исполнялись на праздниках песни. Такая песня пошла по всем аулам, рассказывая о подвиге прекрасной черкешенки.

2)ПОЕДИНОК МСТИСЛАВА И РЕДЕДИ
«Мужественный называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти». (Аристотель).
Расширяя пределы Тмутараканского княжества, в лето 1022 года Мстислав пошел войной на соседних касогов.Навстречу ему вышел касожский князь Редедя. Оба войска стали друг против друга и замерли в ожидании схватки. И каждый воин мысленно обратился к своему покровителю, моля о спасении. Вдруг от дружины касогов на вороном коне оторвался всадник и поскакал на середину поля. И тотчас же от русского воинства на белой лошади навстречу поскакал русский князь Мстислав. Стали оба князя посреди выбранного поля брани, и тысячи глаз слились в один взгляд в ожидании исхода встречи. И сказал касожский князь Редедя:
- Я вижу, князь, сильна и могуча твоя дружина.
- Да и твои воины один к одному, - ответил Мстислав.
 - Как думаешь, князь, долго ли будем биться сегодня?
-Да, думаю, - оглядев обе дружины, ответил Мстислав, - за один день и ночь не управимся. Не одна тысяча жен и матерей будут оплакивать своих мужей и сыновей.
- Так зачем же станем мы проливать кровь воинов наших?! - воскликнул Редедя. - Давай лучше сами бороться. Если ты одолеешь, то возьмешь богатства мои, и жену, и детей моих, и землю мою; если же я одолею, то возьму все твое.
- Да будет так! - воскликнул Мстислав. - Не оружием будем биться, но борьбою, - сказал Редедя.
И ударили они по рукам, соскочили с коней, сбросили свои золоченые шлемы и доспехи, сняли тяжелые мечи и схватили за пояса. Силен и могуч оказался князь касогов, да и Мстислав был не слабым. Долго продолжался поединок: то русские дружинники вдруг начинали ликовать, то касоги потрясали щитами, видя близкую победу.

Наконец, стал уставать Мстислав, изнемог и, оказавшись прижатым к земле, зашептал:
- Пречистая Богородица, помоги мне! Помоги мне собрать все свои последние силы в одну силу, и если одолею его, то построю церковь в твое имя.
Собрал он всю свою силу воли, напрягся и бросил касожского князя на землю и ударил его в грудь кинжалом. Так погиб Редедя. И не стали дружины воевать друг с другом. Мстислав взял земли касожские и присоединил их к Тмутаракани. А в честь победы поставил Мстислав храм Богородицы, позже ставший центром местной христианской епархии. Полвека назад, в 1952-1955 гг., во время археологических раскопок был обнаружен фундамент этой церкви. Сыновей Редеди крестили, дали им имена Роман и Юрий. За Романа Мстислав выдал свою дочь.

Корсет. Носили знатные девушки с 11-12 лет до замужества. Надевался на голое тело и не снимался на ночь. 19 век. Черкесы, РЭМ

У черкесов (адыге) теперь еще существует обычай надевать на девушек корсеты, которые бы препятствовали развитию груди. Это делается вовсе не для красоты стана. Как то пишут некоторые путешественники, но, вследствие переутонченных понятий о целомудрии и девичьей стыдливости. Развитая грудь считается принадлежностию замужних женщин, постыдною для девушек. Нет никакого повода думать, чтобы этот обычай был позднейшаго происхождения, чтобы не существовал он в горах восточнаго берега Чернаго моря еще в то время, когда впервые греки ознакомились с ними. Эти безгрудыя горянки могли назваться амазонками, согласно буквальному значению этого слова на греческом языке… … Но всего замечательнее то, что у черкесов до сих пор сохраняется предание о воинственных женщинах… Вот в чем оно заключается. В то время, разсказывают черкесы, когда предки наши жили еще на берегах Чернаго моря, имели они частыя войны с еммеч. Так назывались воинственныя женщины, жившия около Сванетии и к востоку до Ахло-Кабак (в Малой Кабарде). Они не пускали к себе мужчин, но принимали всех женщин, которыя желали участвовать в военных подвигах их. Некогда, после многих переворотов военнаго счастия, оба ополчения сошлись для решительнаго боя. Вдруг предводительница еммечей, которая слыла за великую пророчицу, потребовала свидания наедине с Тульме, предводителем черкесов, который тоже обладал даром пророчества. Поставлен был шатер, в котором сошлись пророк с пророчицей. По прошествии нескольких часов, представительница еммечей вышла из шатра и объявила своим женщинам, что она, склоняясь на вещие убеждения Тульме, вступает с ним в супружество, прекращает вражду и что оба ополчения должны последовать примеру своих военачальников. Так и случилось. Женщины вступили в супружество с черкесами и разошлись с ними по настоящим жилищам их.Эта туземная легенда так близко подходит к разсказу Геродота о происхождении сауроматов, что можно думать, что она дошла до слуха греческих колонистов, которые передали ее Геродоту с легкими добавлениями и с изменением театра действия. Даже название еммеч близко подходит к названию амазонок, если откинуть окончание и припомнить себе, что в греческом алфавите нет буквы ч.
Нынешний город Славянск-на-Кубани, на генуэзских картах XIV века был помечен как Кремны. По Геродоту: «К местечку Кремны на Меотииском озере пристали три корабля с вооруженными женщинами из Термодонта». Разновариантных рассказов об амазонках очень много, хотя никто из сказителей никогда их не видел. Мифы о них из века в век подпитывались фантазией самих авторов и пересказами со слов «очевидцев», по поводу которых в свое время Вольтер съязвил: «Врет, как очевидец!» Путешественникам на Кавказ черкесы побережья рассказывали быль о горском народе женщин-воинов. Их имя - «ем-миджь», «эмматч», в принятой транскрипции - «амаз». У адыгов и абхазов «амза» - «одинокая, луноликая». У греков слово переводится как «безгрудая». 200 лет назад русский академик П. Услар зарождение легенд об амазонках увидел в обычаях и ритуалах черкешенок, особенностях традиционной одежды горянок. На девочку с 10 лет надевали тесный корсет, препятствующий развитию женской груди. Корсет, который в первую брачную ночь разрезал кончиком кинжала муж черкешенки. В наборе девичьей одежды была и особая юбка для конных скачек с двусторонним разрезом от пояса; свисающие концы юбки заправлялись за ноги. Такой убор отражен на античных вазах, и даже на портрете бабушки сегодняшней горянки. В цветном уборе да с нагайкой в руке вошла царица Эмматчам-мах в шатер к черкесскому князю Тулме. Сотни этнографических деталей, зафиксированных в источниках с древнейших времен и до начала XX века, отражают реальное существование на Кавказе элитарной девичьей военной группы, а не изолированной общины воинов-женщин. Девушек-адыгеек учили верховой езде и стрельбе из лука и ружей. Еще сохранялась, например, поразившая даже Дюма абсолютная свобода, незнакомая европейкам, девушек-горянок до замужества.

Например, Якоб Рейнеггс, в описании Кавказа, относящемуся к 1796 году, утверждает, что в его время черкасы говорили, что до того, как их отцы вышли к Черному морю, земля эта принадлежала народу «аммеш», с которыми они находились в войне. Женщины их «не допускали в свое общество мужчин, однако полные воинского духа охотно принимали в свою боевую гильдию любую соплеменницу, готовую разделить их скитания». На первый взгляд кочевое племя состояло из общественных отбросов конфликтующих племен.

ТАЙНА ДОЛИНЫ НЕБЕРДЖАЯ
Жили в этой красивой долине когда-то племена адыге, которые называли себя нетхакуаджи, натухаицы. По преданию, назвал их своим именем кабардинец Нетх, покоривший окрестные племена и основавший поселение с таким же названием. Самым красивым народом из всех черкесских племен по праву считались натухаицы, хранившие легенду о том, что пришли они в эти места из-за моря и что они потомки троянцев. Идеалом красоты считали знатоки профиль натухайцев, общий контур лица - совершенно классический, прекраснейшими были у них большие голубые глаза, прикрытые длинными черными ресницами, красиво изогнутые брови, с легкой горбинкой орлиный нос. Цвет лица румяный и свежий, стан гибок, движения легки и гармоничны.
Свободолюбивый и гордый народ, натухаицы выше других достоинств в человеке ценили отвагу и мужество. Много времени они проводили в военных набегах и стычках, потому и аулы свои основывали в долинах и горных ущельях, служивших защитой от врагов...

Формирование хорватской этнополитической общности в Далмации в зеркале этногенетической традиции, Алимов Д. Е.:
"...прежде хорваты проживали в расположенной далеко за пределами Балкан «Белой Хорватии», автор 30-й главы далее сообщает: «Один из родов, отделясь от них, а именно пять братьев: Клука, Ловел, Косендцис, Мухло и Хорват - и две сестры, Туга и Вуга, вместе с их народом пришли в Далмацию и обнаружили, что авары завладели этой землей. Поэтому несколько лет они воевали друг с другом - и одолели хорваты; одних аваров они убили, прочих принудили подчиниться. С тех пор эта страна находится под властью хорватов» [3, с. 130/131]. Рассказ о поселении хорватов в Далмации, содержащийся в 31-й главе трактата, отличается главным образом отсутствием в нем упоминания о семи хорватских вождях, вместо которых фигурирует отец архонта Порги, а также приписыванием главенствующей роли в поселении хорватов в Далмации византийскому императору Ираклию (610-641 гг.) [3, с. 136/137].
...
Само название «хорват» и, соответственно, имя легендарного вождя Хорвата, согласно наиболее аргументированным вариантам его этимологии, является иранским. Во II-III вв. в Приазовье имя «Хорват», как о том свидетельствуют знаменитые надписи из Танаиса, использовалось в качестве антропонима, восходя, вероятно, к обозначению одной из местных ираноязычных родственных групп [см. подробно: 31, p. 9-28].
Имена легендарных сестер «Туга» и «Вуга», как в свое время убедительно показал Й. Миккола, могли являться тюркскими мужскими именами. Довольно близкие тюркские эквиваленты подыскал финский лингвист и для имен «Клука» (Külük) и «Косендцис» (Qošunčї) [24, s. 158-159]. Происхождение последнего имени представляет в этой связи особый интерес. Как уже давно было замечено в историографии, оно с большей долей вероятности может быть связано со средневековыми каринтийскими косезами, принимавшей участие в интронизации герцога Каринтии социальной группой, корни которой, судя по всему, уходят в эпоху Карантанского княжества [обзор мнений см.: 33, s. 126-127]. В свете аварского контекста становления хорватской общности представляется особенно вероятной развивавшаяся Л. Хауптманном гипотеза о связи карантанских косезов (реконструируемая форма единственного числа - kaseg [33, s. 126]) с кавказскими касогами [15, s. 59-61]. [b]В самом названии «касоги», служившем в раннее Средневековье обозначением одной из крупнейших адыгских общностей Западного Кавказа, отразился, по мнению ряда исследователей, процесс интенсивного взаимодействия адыгов с тюркоязычными обитателями близлежащих степных районов [см. подробно: 4, с. 84-111]. Первоначальная касожская идентичность была, согласно данной точке зрения, социальной идентичностью военизированных «братств», на что указывает происхождение названия «касог» от термина «кош» (в значении «кочевье», «временный лагерь») и его этимологическая и семантическая близость к адыгскому термину «къошыгъ» («братство») и социальному термину «казак» [4, с. 103-108]. С исторической точки зрения присутствие в составе «хорватской» общности выходцев с территории Западного Кавказа выглядит вполне вероятным, а вопрос об обстоятельствах их появления в Аварском каганате, очевидно, должен решаться с учетом взаимосвязей с аварами приазовско-причерноморских болгар."

нравы, средневековье, народный эпос, Хорватия, имена, Адыгея, казаки, этнография

Previous post Next post
Up