Этой осенью в конце сентября я опять посетил Новороссийск. Мне повезло, почти всю неделю, что там пробыл, стояла ясная тёплая погода. К концу же недели, природа перестала изображать из себя лето, и по небу поплыли большие тяжёлые облака, подул сильный ветер. Причём, он словно ночной зверь, особенно бесился в тёмное время суток, играл с пластиковыми стульями, которые по утру можно было найти в разных уголках участка.
Изначально один день поездки мы с Алёной (
Алёна Шевцова - замечательный человек, друг и фотограф из Новороссийска!) зарезервировали для попытки поснимать с утра цапель на лиманах, для чего я привёз с собой забродники такие резиновые штаны до груди.
Выехали рано - в 3.30, чтобы приехать на место ещё до восхода солнца. По приезду, первое, что меня потрясло - звёздное небо. Столько звёзд никогда не видел (или просто не замечал). Насмотревшись на небо, я натянул забродники и пошёл разведывать обстановку, между тем Алёна осталась в машине, да, и мне советовала по темноте не шляться чёрт знает где. Но я всё же пошёл. Снимать было бесполезно - кругом тьма, только тоненькая красно-рыжая полоска на горизонте говорила о том, что утро уже спешит. Я поднялся на пригорок, оглядел всю местность в бинокль.
Как же рад, что купил это чудо человеческой мысли. В него как раз удобнее наблюдать за птицами, а качество изображения такое, что снимать потом совсем не хочется. Думаю тут дело в том, что бинокль, в отличие от фотоаппарата всегда даёт сведёное стереоизображение + даёт нехилое увеличение, поэтому разглядывать птицу в полёте, смотреть, как объёмно торчат пёрышки и крылья, в общем, слюни так и текут.
Итак, я стал постепенно обшаривать местность в поисках птиц и понял - искать особенно не надо, т.к. птицы были везде. Никогда не видел такого количества птиц сразу. Бакланы, чайки, утки, всякие "перевозчики-ходулочники" и прочие чибисы, цапли серая и белая, чайки, утки и ещё уйма мне незнакомых пернатых.
Позже, когда солнце уже встало, в бинокль отчётливо вдалеке видел летящую в противоположном от нас направлении (не мы их вспугнули) огромную тучу птиц (бакланы, наверное). Видел только силуэты, но их было настолько много, что вся стая перекрывала лиман от левого до правого края. Но это будет потом, а сейчас я стою, вокруг темно, что-то шуршит в траве, зябко. Наблюдаю в бинокль за сбившимися в кучки стаями. Особенно выделяются белые цапли, ввиду цвета своего оперения. Но самое интересное, что большие птицы просто стоят в воде и создаётся ощущение, что глубина воды в том месте максимум 15-20 см. Кажется, что можно легко обойти вон те камышовые заросли, а потом ещё заросли за ними, и до птиц останется каких-то метров 20, и с объективом в 400 мм снимать уже будет просто. В предвкушении я спустился с пригорка к воде. Первый шаг в воду и я ушёл по колено в грязную вонючую жижу, на следующий шаг я ушёл уже чуть выше пояса.
Тут мой, отключенный от чувства опасности, мозг завопил тревогу и приказал мне спешно вылезать на берег, т.к. я продолжал потихоньку погружаться всё глубже и глубже. Кстати, с собой понёс камеру на штативе, причём ноги у штатива были полностью выдвинуты. Этим и воспользовался, уткнув его ближе к берегу и перенеся на него свой вес. Порядком испугавшись, я вылез на берег весь чёрный и вонючий от грязи. Но при этом почему-то неимоверно счастливый, со стойким чувством, что съёмка цапель мне не больно то и нужна. Я пролежал в такой нирване минут 15, а потом, когда лёгкое чувство улетучилось и желание фотографировать перевесило произошедшие события, стало понятно, что птиц придётся снимать с берега. А моих «400 мм» не хватит, словно я на китовый 17-55 решил звёзды кремлёвские сфотографировать.
Тут уже и Алёна появилась, и я ей поведал о том, что, увы, мечтать не вредно. И всё-таки мы разложили аппаратуру, штативы, стульчики и термос с чаем. Стали ждать рассвет, который окрашивал воду в разные цвета.
Да, забродники конечно снял и позже ополоснул в воде, от чего чистыми они не стали, но большая часть грязи всё-таки была смыта, да, и вонь от них стала более-менее приемлемой - такие уже можно убирать в пакет и класть в багажник, а дома из шланга водой отмывать уже нормально. С рассветом стало ясно, что снимать с нашей оптикой можно только кадры типа:
- птица-и-мноооооого-камышей
- птица-в-полёте-и-мноооооого-неба
- мнооооого-птиц-и-ещё-боооооольше-пространства
Но мы конечно не сдавались:
Это лишь маленький кусочек лимана, протяжённостью много километров. Смотрите какая плотность пернатого населения. И кулики какие-то, и цапли, и бакланы и т.д. Улыбаться начинаешь при виде такой картины полной жизни.
Вот ещё пример. Белые цапли играют друг с другом, танцуют вокруг серой цапли, чайки и (спасибо User Elis) малой белой цапли (Egretta garzetta). Качество снимка оставляет желать лучшего, но мне хочется показать фонтан жизни:
Эту фотографию при обработке я перевернул. И самое интересное, что чем больше в неё вглядываешься, тем больше не верится. Кажется, что отражение от птицы - есть сама птица. Чертовщина какая-то.
Не обольщайтесь - кажущийся объём, это всего лишь мелкие светлые блики на воде, фотография действительно перевёрнута или нет? Что-то я и сам уже запутался!
Но всё-таки общие утренние кадры получились, видимо, за счёт того, что восход солнца восхитителен всегда и как не снимай его, кадры всегда смотрятся красиво. Вот и щёлкали "недопейзажи" с птицами, водой, камышами и солнцем.
Но вот солнце встало, утренняя магия цвета и света закончилась, и мы решили сосредоточиться на тех, за кем сюда ехали - на цаплях. И это с ходу не получилось, т.к. стоило цапле нас заметить метров с двухсот, так она сразу поднималась в воздух и перелетала подальше от назойливых «людишек». И все наши попытки были бы бесплодны, если бы не несколько везучих, и один крайне "везучий" (в кавычках) случай, от которого бы съёмка могла завершиться очень рано. Сразу скажу, в бинокль наблюдать за птицами истинное удовольствие, но хотелось бы каких-никаких фотографий всё-таки. Первый случай подвернулся на том же месте, куда мы приехали изначально - в метрах 100 или больше/меньше (не умею я оценивать расстояние) от нас у берега росла одинокая ива и туда периодически наведывались белые цапли, и мы с Алёной смогли их немного поснимать, аккуратно высунувшись из-за камышей. Видимо там было гнездо (возможно не одно), и туда цапли наведывались постоянно.
Поснимав вышеперечисленные типы фотографий, нам захотелось нечто большего. Тут я подумал, что без "подкрадывания ползком" не обойтись, и мы решили испытать теорию. Медленно поехали вдоль лимана, примечая тех цапель, которые сидели довольно близко к берегу.
Известно на машину почему-то птицы особенного внимания не обращают и в ней можно подъехать к пернатым можно на довольно близкое расстояние.
Аккуратно открыв дверь, я вывалился в сухую траву и медленно пополз в сторону жертвы модели. Алёна конечно отказалась ползти, и осталась в машине. В общем, как "извивающийся гиппопотам", я медленно продирался сквозь высокую сухую траву, цапля между тем сидела на полузатонувшей тракторной шине и чистила пёрышки. Как только она пускалась в обследования своего перьевого покрова, я аккуратно полз к цели. В какой-то момент она поднимала голову и критически осматривала заросли. В это время я притворялся ветошью, что проделать оказалось не сложно, т.к. моя повседневная одежда особо от ветоши и не отличается. Между нами оставалось небольшое расстояние, метров 5-10, и я не могу двигаться дальше, т.к. в этом случае выползаю на открытое пространство, что несомненно сразу вспугнуло бы птицу. И, как ни обидно, всё-таки она меня заметила, и даже моя «бомжовская» ветошь не спасла меня от разоблачения. Крепко ругаясь, большая птица поднялась в воздух и унеслась к своим товарищам, которые "паслись" неподалёку. Я поднялся с земли и посмотрел, что наснимал - кадры были «замылены» предстоящей сухой травой, которую мне никак не удавалось примять - именно за этими попытками меня и застала пугливая модель.
И вообще кадры с цаплей на шине вряд ли кого заинтересуют, однако сам процесс подкрадывания, наблюдения за жертвой за моделью мне очень понравился. Я решил поэкспериментировать ещё разок. Опять медленно двинулись вдоль лимана, обнаружили цаплю, проехали чуть дальше, я открыл дверь и пополз. Тут местность имела небольшой пригорок у воды, поэтому я мог не ползти, а передвигаться в стиле "инвалид-без-ног", т.е. на коленках. Старался всё время смотреть на цаплю, чтобы отслеживать и предсказывать её действия и своевременно реагировать. В какой-то момент я занёс колено, чтобы сделать шаг и уже перенёс на него вес тела, когда заметил, что в том месте, куда колено должно опуститься, в настоящий момент проползает длинный светло-коричневый хвост с зигзагообразным рисунком. Я замер, но при этом вес-то уже был перенесён и, словно в "слоу-моушн" муви, наблюдаю за тем, как медленно движется хвост и как на него неумолимо опускается моя коленка. Мне показалось, что она опускалась целую вечность, и, вдруг, последний момент произошёл практически мгновенно, как будто неожиданно "слоу-мо" отключили, и кончик хвоста быстро скрывается в траве и буквально через несколько миллисекунд моя коленка обрушивается на то место, где он только что был. Судя по характерному рисунку, скорее всего это была мелкая степная гадюка. По крайней мере выглядит один в один как на этой
фотографии, правда головы не видел, но рисунок запомнил очень хорошо. После этого желание подкрадываться ползком к цаплям у меня поубавилось, и я просто пошёл к берегу, особо ни на что не надеясь.
И вдруг сбоку увидел, что прямо рядом заходит на посадку серая цапля. Видимо её мозг уже перешёл в режим посадки и выпуска шасси, поэтому меня она не видела. Приземлилась от меня в 10 метрах и сразу же начала рыбу ловить, а я, конечно, жму на кнопку и строчу как из пулемёта.
Жаль, что поменять точку съёмки было нельзя - стоял как прикованный, т.к. не знал, сколько ещё времени пройдёт, пока цапля меня заметит. Она и заметила, но пару минут я её гордо снимал с довольно близкого расстояния. Поразительно, какие цапли большие, я бы даже сказал "огромные", особенно когда твои обычные модели - это воробьи, синички и голуби в парке.
Цапля улетела, и я пошёл искать Алёну. Она сидела неподалёку и пыталась снимать, как бакланы вдалеке сушат крылья, прикольно расставляя их в разные стороны. Мы посоветовались и приняли решение, что съёмка цапель на сегодня закончилась, т.к. солнце уже высоко, время перевалило немногим за полдень и, сами понимаете, ни о какой художественной съёмке при таком плоском освещении говорить и не стоит. В общем, мы перекусили, и поехали снимать наших родных квакш, но это, как вы уже сами догадались, совсем другая история.
ЗЫ.
Не могу назвать эту фотосъёмку провальной. В принципе я знал, что серьёзная съёмка птиц, это не беготня вдоль лиманов с подкрадыванием по сухой траве, кишащей змеями. Серьёзная съёмка птиц ведётся из «засидок». И всё-таки было весело, я наконец-то познакомился с цаплями, увидел их воочию, понаблюдал за повадками, видел даже брачные танцы, хотя вроде как не время им уже танцевать. Так что не думайте, что время ушло впустую. Несмотря на отсутствие шедевров, мне есть что вспомнить, иначе бы я просто не стал писать так много.
ЗЫ2.
Об ошибках в названиях птиц или описании тех или иных приёмов/терминов пишите. Из меня орнитолог никакой.
ЗЫ3.
Не могу понять охотников. Да, подкрадываться к добыче - здорово, но убивать ради забавы, трофея и т.д. - не понимаю. Я как зачарованный стоял и в бинокль смотрел на буйство жизни. Они живые. Такая красота, это нельзя передать словами.
За сим откланиваюсь.