Думаю, многим известна гарпия, мифический персонаж, - полуженщина-полуптица из древнегреческой мифологии. Отвратительное, свирепое существо, несущее разрушение и хаос, творящее зло и наводящее ужас на людей. Даже у Вергилия в описании Ада нашлось место гарпиям как раз где-то в районе 7-о круга. В общем ничего хорошего от них ждать не приходится.
Хорошо, что мифы - вымысел, сказка для взрослых. Однако гарпии существуют на самом деле. Только они не похищают людей, не режут их своими острыми когтями и ни на птиц, ни на женщин не похожи. По чьему-то, видимо коварному, умыслу так назвали небольшой род ночных бабочек из семейства Хохлаток.
коллаж, составленный из фотографии фрагмента крыла бабочки
Бабочка с жутким названием "Большая гарпия" и красивым латинским синонимом Cerura Vinula обитает в средней полосе и точно встречается в ближайшем Подмосковье. Невинная мохнатенькая жертва некогда жившего зловещего энтомолога порхает в ночи и пытается наводить ужас на людей, прилетая на свет фонаря и кружа вокруг него до самого рассвета. Но, увы, получается это у неё, мягко говоря слабо, потому что бабочка похожая на пушистый комочек кроме умиления и радости, других, особенно негативных чувств не вызывает.
Другое дело гусеница, которая, будучи потревоженной, встаёт в угрожающую позу, выдвигает из своего вильчатого хвоста пахучие красные нити, а из железЫ, которая находится под ртом, выступает капелька ядовитой субстанции. Возможно она отпугнёт птицу, но вот с осой-наездником, увы, такая тактика не сработает - у него, как у терминатора, программа: Terminate John Connor! отложить яйца, его не проведёшь такими трюками (см. в конце иллюстрацию на тему). Человек неподготовленный к встречи с этим существом точно вздрогнет, когда на него уставятся 2 змеиных глаза (правда нарисованных) в атакующей позе.
Итак, гусеницы гарпий предпочитают свежему человеческому мясу, свежие зелёные листья таких деревьев как осина, ива и тополь. Рассказ о моих гарпиях строился на виде, питающимся осиной, попытки кормить их листвой других деревьев положительных результатов не привели.
Не правда ли красивое существо! С губы стекает капля яда, сзади уже торчат пахучие нити (одна, правда, другая была потеряна ещё до меня). В общем, душка, что и говорить. Это гусеница среднего возраста, т.е. ей примрено столько же линять, сколько она уже перелиняла.
На заметку: насекомые не могу расти, как животные или люди - их кожа, словно жёсткий каркас и только после линьки, когда насекомое сбросило свой старый тесный панцирь, а новый ещё не успел одеревенеть, оно может чуть подрасти.
Перелинявшая гусеница 2 (наверное) возраста выглядит примерно так. Обратите внимание на колючие чёрные рожки и чёрное пятно, потому что
при следующей линьке она изменит свою окраску. Исчезнут рожки, зато палитра обогатится красным цветом. Ч/б шкурку гусеница съест - зачем добру протеиновому пропадать? Только представьте на минутку - стали кроссовки вам малы, вы их на сковородку и за ужином съели. Ужас!
Гусеница вырастает большая и красивая. Иногда, когда их много, они объедают полностью листья на ветке и срочно расползаются в поисках съестного, ведь по сути гусеница не что иное, как мини-завод по превращению листовой массы в энергию роста. Таков закон жизни - съел чего или кого-нибудь и подрос малость.
Через какое-то время после 5-ой(?) линьки, небольшой гусеничный мозг (нервное сплетение) словно посещает давно забытая, но крайне важная мысль, что-то вроде - "утюг дома не выключен" или "молоко убежало" и в тот же момент насекомое устремляется с крейсерской скоростью куда глаза глядят.
Но это ещё не всё, воспоминания повергнут её в такой шок, что она разительно изменит цвет с изумрудно-зелёного на тёмно-красно-коричневый. Это самый яркий признак того, что пора гусенице окукливаться и заложенный в ней инстинкт расселения гонит её куда-то вдаль.
Рано или поздно она найдёт подходящее дерево, кору - пожуёт, поползает вокруг, опять пожуёт и начнёт строить себе зимовье:
Гусеница выделяет паутинную нить и начинает оплетать себя, при этом отгрызая кусочки коры и внося их в своё полотно.
С виду выглядит уставшей. Бока ввалились, цвет не такой праздничный как раньше. Но всё идёт своим чередом - пока она искала место для постройки убежища, попутно избавлялась от лишней влаги, которая в стадии куколки ей не нужна совершенно.
Примерно в середине строительных работ гусеница изогнётся пополам и начнёт заплетать себя с другой стороны, не забывая вкраплять в свой кокон кусочки коры и так до тех пор пока её домик на зиму не будет готов:
После постройки покровы кокона мягкие, но пройдёт несколько часов, и они затвердеют, станут прочной защитой от непогоды и различных хищников. Цвет кокона настолько повторяет окружающую кору, что я долго пытался отыскать гусеницу, которая сбежала из садка и, как оказалось, окуклилась на плинтусе под газовой плитой.
Оставить её я не мог, т.к. она бы высохла в таких условиях, поэтому подождав несколько недель, я срезал оболочку кокона, а внутри жила себе прелестная куколка, которая уже частично приобрела вид будущей бабочки - можно различить глаза, усики, даже пол определить будущей бабочки. Так же как и все куколки бабочек при прикосновении она ворочала брюшком, нижней сегментной частью.
Кстати, эта бабочка нормально вывелась, несмотря на то, что без кокона у куколки гораздо меньше шансов перезимовать. На месте же крепления кокона я нашёл гладкую, словно лакированную выемку - она отгрызала части деревянного плинтуса и вкладывала их в свой ковёр - мастерица.
Уже весной, когда становится сравнительно тепло и появляется первая листва из куколок полезут самцы. Они будут летать, в поисках самок, но те ещё буду досыпать неделю в своих коконах и некоторые из самцов так и не дождутся их выхода, падая жертвами хищников и элементарной старости, но вот будильник прозвенит и самки тоже вылезут из своих кроватей, и как только процесс расправки (т.е. закачки в крылья гемолимфы) крыльев будет завершён, бабочка приступит к спариванию. Да, ей не нужно искать самцов - те её найдут ещё до того как она высушит и расправит крылышки - для этого у самцов имеются большие усищи, которые чувствуют феромоны самки за много километров.
После интимного процесса самка начнёт нести яйца практически сразу и на всё подряд. А через неделю при тёплой погоде и через 2 при холодной на свет появятся маленькие беззащитные чёрные гусенички с большими длинными раздвоенными хвостиками. Некоторые из них по разным причинам не смогут полностью вылезти из яйца и будут путешествовать с ним, от которого можно будет избавиться в процессе первой своей линьки.
И как говорится, всё вернётся на круги своя. Через год всё повторится, и через два, и, надеюсь, через три. И весенним вечером на свет фонаря будут прилетать пушистые белые бабочки с интересным узором на крыльях, будут шумно гудеть и стукаться об лампу, чтобы к утру исчезнуть где-то в предутреннем лесу.
В спокойствии бабочка зарывается лицом в свою шубу и маленький меховой комочек ждёт наступления сумерек
Фрагмент крыла
ЗЫ. Забыл совсем про наездника. Гусеница атакованная наездником не выживает, она лишь инкубатор осиных яиц и когда личинки подрастут они окончательно прибьют гусеницу и окуклятся. Несмотря на кажущуюся жесткость ситуацию, всё укладывается в рамки сосуществования видов. Фактически наездники - природные "сдерживатели", которые регулируют вспышки гусеничных популяций. Чем больше гусениц, тем больше наездников. А не будь их, осине точно не жить.