Предлагаю вашему вниманию презентацию, которую показывал в рамках встречи Макроклуба на "Лосином острове" приуроченной к клубному пятилетию. Чтобы встреча прошла на высоком уровне был продуман двухдневный график мастер-классов и презентаций. Коллеги-фотографы представили свои темы, рассказали о своём творчестве, поделились секретами. В том числе и я. В своём докладе попытался раскрыть тему о художественной съёмке таких экзотических насекомых как палочники и листовидки. Думаю, что презентация ещё актуальна и будет интересна вам, дорогие читатели.
В погоне за призраками
Палочники - удивительные создания. Ни одно насекомое в мире не умеет так прятаться, как это делают палочники. Строение тела только подчёркивает это: длинное туловище, тонкие нитевидные ножки, либо, если идёт речь о листовидках, ближайших родственниках палочников, приплюснутое тело напоминает зелёный листик. Даже дефекты листа имитируются идеально. Всё во имя одной цели - быть невидимыми для окружающих существ и потенциальных хищников.
В основном место их обитания - тропики. Поэтому для нас, жителей средней полосы, такие насекомые в диковинку. Палочники бывают разные: большие (35 см. в длину), мелкие - не более 2-х см, крылатые и бескрылые и т.д.
Эти «Палочки и листики» настолько поразили меня, что захотелось посмотреть на них, подержать на руке и, конечно же, сфотографировать. Но как сделать художественную работу на основе существа, прячущегося всю жизнь от всего живого и выглядящего как самая заурядная палочка или листик?
Первое знакомство
Впервые, я увидел палочников немногим более года назад на выставке живых насекомых в стенах биофака МГУ. Обычно выставка проходит поздней осенью, когда разнообразие насекомых идёт на убыль, дни становятся короткими, а погода портится вместе с настроением. Остаётся рыться в архиве фотографий, сделанных за лето, и выискивать необработанные кадры, с которыми ещё можно повозиться. Впереди долгая и унылая зимняя пора. Обдумывая предстоящие перспективы, я шёл на выставку насекомых.
Именно там познакомился с палочниками. Именно там они запали ко мне в душу.
После выставки бредил палочниками. Смотрел фотографии с различных интернет-ресурсов. Читал про их содержание и мечтал найти себе хотя бы одного. Любой поиск животных в Москве «человека незнающего» приводит на «Птичий рынок». Тогда я не знал об Инсектарии Московского Зоопарка, о различных тематических ресурсах, например
tarantulas.ru,
reptile.ru. Не был знаком с «киперами».
Киперы - люди, занимающиеся содержанием экзотической живности, такой как рептилии, насекомые, пауки и т.д.
Тогда нашёл одну палатку с различной живой экзотикой и приобрёл там двух аннамских палочников по 250 рублей/штука. Сейчас, это кажется безумством, но тогда всё смотрелось иначе. Аннамских палочников, если поискать, можно найти бесплатно. Это самый неприхотливый палочник из всех встречающихся в домашних и не только коллекциях. Потом снова и снова возвращался на рынок. В результате походов стал счастливым обладателем нескольких аннамских, неожиданных палочников и аретаонов. Итак, началась долгая зима - пора различных фото-эспериментов в домашней съёмке.
Первые шаги
Для начала попробовал старый проверенный метод, а именно подсадить «жучка» на веточку и сфотографировать его.
Сразу столкнулся с некоторыми трудностями. Насекомое похожее на веточку так сливалось с веточкой, что смотрелось неинтересно и скучно, в отличие, например, от бабочки или богомола. При этом размеры палочника, особенно фаенофаросов, были огромны по меркам наших насекомых, поэтому снимать это чудо было сложно из-за постоянно прорисовывающегося заднего плана. А вести съёмку телеобъективами порой не позволяли размеры кухни.
Тогда я снимал в основном по ночам на кухне. Из оборудования у меня был замечательный лайт-куб и три источника постоянного света Raylab, у которых я заменил галогеновые лампы на строительные энергосберегающие по 500 Вт каждая. Замену пришлось делать, т.к. галогеновые лампы просто расплавились за пару рабочих съёмок.
Тогда же начал работать с фонами, которые представляли собой тряпочки различных цветов и видов, а также всевозможные постеры из журналов.
От постеров отказался сразу - глянцевая поверхность постоянно бликовала в свете ламп и на фотографии сочные цвета постеров показывались блеклой цветовой кашей.
Хотя некие успехи всё же были. Ещё пара кадров с использованием «тряпочек».
С фонами меня тоже постигла небольшая неудача, они были настолько яркими, а палочники при этом были настолько неинтересными, что порой получалась ядовитая картинка, противопоказанная к просмотру.
Выход на улицу
За такими экспериментами прошла зима и весна.
Окружающий мир наполнился зеленью, насекомыми, а палочники усердно линяли, т.к. уже ели свежую малину. Коллекция их росла, пополнялась новыми видами. При этом меня не покидали различные мысли о съёмки этих насекомых. И вот уже летом, мне пришла в голову интересная мысль - ведь, можно взять палочника с собой на улицу, посадить на веточку и уже там, фотографировать свои «шедевры».
Но затея не принесла ощутимых плодов, т.к. оказалось, что размеры насекомого настолько велики, что на фотографии оно самым прекрасным образом сливалось в веточку и переставало быть насекомым как таковым. Не будешь же каждому зрителю объяснять - «тут не веточка, тут палочник!»
Но в эксперименте были свои положительные результаты, иначе бы забросил это занятие давным-давно.
Внутреннее видение
Снимая палочников на различных растениях, у меня поневоле «опускались руки». Ведь получалось одно и тоже, при этом снимки были далеки от совершенства.
Требовалась революция сознания, мысль-метеорит, которая обрушилась бы на банальный поток сознания огненной птицей. И огненная птица не заставила себя долго ждать. Нужно было просто вспомнить одну весеннюю работу.
Оказалось, всё давно было у меня «под носом». Одним весенним днём, наводил в инсектариуме порядок, и вдруг среди сухих листьев выглядывает на меня эфемерное создание - новорождённый аннамский палочник.
Словно прозрачное приведение на тонких ножках ниточках. Я боялся дышать. Боялся, что его просто сдует. Аккуратно, трясущимися от радости руками, перенёс его на зелёные листья мини-розы.
Вот солнце заглянуло ко мне в комнату, осветило палочника на растении. А он, в свою очередь, засветился. Маленькое прозрачное насекомое излучало свет, как будто оно и было самим светом, обретшим форму живого существа. Только чёрные глаза-бусинки выдавали в нём новорождённого палочника. В тот день я так и не снял его. Так загляделся на малютку, что солнце успело покинуть комнату. Но я уже знал, что именно и как именно хочу снять. Осталось дождаться подходящих условий.
Оказалось, что наблюдение и подчёркивание характерных моментов в строении и жизни палочников - есть ключ к успешной съёмке кажущихся «неинтересными» с виду насекомых. Далее осталось присоединить шестерёнку наблюдения к шестерёнке мышления и двигатель, попыхивая, начал выдавать результаты.
Проекты
Всю свою дальнейшею деятельность я условно обозвал «проектами». Т.к. в основном фотографии получались не спонтанно, а в результате кропотливой работы, которая порой включала в себя рисование эскизов, проработку деталей, пробные съёмки и т.д. Перед съемкой я уже знал, какой результат хочу получить. Фотография уже существовала, но в моей голове. Оставалось «пустяковое» дело - реализовать её в материальном мире.
Проект №1. Одна целая и одна вторая
Брюшко австралийских палочников, которое многие ошибочно принимают за хвост, обычно загнуто в спираль. Видимо такое строение тела способствует лучшей защите палочников от угрозы со стороны хищников. Тем не менее, именно эта особенность положила начало интересной идее с симметричным отражением.
Снимок, который поначалу показался сложным в реализации, на самом деле получился довольно быстро. В тот день мне действительно повезло. Если нижний палочник чувствует себя комфортно вниз головой, то верхний как раз наоборот. Я успел сделать только 2 кадра, после чего верхняя особь повернулась в более удобное для себя положение, т.е. головой вниз. Следующие мои попытки восстановить потерянную композицию ни к чему не привели. Палочники только суетливо бегали по травинке, и мне пришлось оставить это занятие.
Проект №2. Призраки в листве
Силуэтная фотография отнюдь не новое направление в фотоискусстве, но она как нельзя лучше показывает истинное лицо «приведеньевых». Мне захотелось поиграть с силуэтами, наполнить их смыслом, вдохнуть в них жизнь.
Я был очень удивлён тем, что силуэты палочников настолько "говорящие", что работать с ними было одно удовольствие.
Проект №3. Палочники в отражении
В одно утро, делая завтрак, меня осенило, что скорлупа от яиц - это идеальный фотоматериал и его обязательно где-то нужно использовать.
Оставалось только дать развитие сформировавшейся идее, и проект «палочники в отражении» заворожил меня целиком.
Проект №4. Камуфляж
Как-то раз мне пришла в голову интересная мысль - запечатлеть камуфляж палочника во всей его красе. Задача потребовала времени на обдумывание. Нужно было понять, что это вообще такое, и как он проявляется у приведеньевых. Ответ мне подсказал мой инсектариум. Я увидел палочников среди веток. Вот оно! Ключевое слово - ритм! Весь камуфляж палочника в том, чтобы затеряться в ритме из веток. Это как надеть неброскую одежду и затеряться в толпе.
Были нарисованы эскизы с разными ритмическими темами. После выбора варианта был отобран материал. Вообще сбор материала для будущей «сцены» - очень важная стадия в подготовке к съёмкам. Кадр должен смотреть органично. И материал должен быть соразмерен размерам объекта. Толстая ветка вряд ли станет украшением фотографии тоненького грациозного палочника, скорее даже наоборот.
Более 4-ёх часов пришлось караулить палочника, пока он не принял нужную позу. И ещё несколько часов, прежде чем я смог выставить все декорации на свои места. Только для того, чтобы сделать несколько щелчков затвором.
Пока ждал подходящих условий для съёмки, поснимал палочника с необычных ракурсов. Так появился диптих - «соло и аккомпанемент»
Проект №5. Позы
Палочники - удивительные насекомые. Они замирают на месте и могут бездействовать большой промежуток времени. И это оказывается тоже можно использовать, чтобы реализовывать свои идеи.
Проект №6.Фонарики
Фотография, как говорят многие, есть светопись. А там где свет, там и тени. Поэтому я отказался от привычной бестеневой съёмки объекта, а наоборот вооружился светом, чтобы проявить тени. Это позволило раскрыть преведеньевых с неизвестной мне стороны.
Я постарался убрать из кадра всё лишнее, сделав кадр максимально аскетичным, дабы созерцанию объекта ничего не мешало. Представьте, что вы находитесь в абсолютно тёмной комнате и перед вами светится такая красота.
Как заметил в самом начале, палочники бывают разные. Одни просвечиваются насквозь, излучая чудный неоновый свет.
Другие, наоборот не пропускают сквозь своё тело световые лучи, но в направленном свете ламп показывают свою сложную структуру.
Осталось подвести итог.
Несмотря на обилие палочников в рассказе, он шёл не только о них. На месте палочников мог быть, в принципе, любой объект, с которым нравится работать фотографу.
Главное - это дать работе идею, то сердце, которое своим стуком будет завораживать зрителей. Они будут стоять и с упоением слушать его.
Если после прочтения данного материала у вас возникли вопросы, то я постараюсь на них ответить.
Конец.