В поисках удмуртской обуви

Jul 21, 2015 22:41

Есть у меня хороший товарищ из Ижевска, Андрей Кузнецов - прекрасный человек, душа компании, как говорится, с ним хоть в разведку. Причём он - отличный фотограф природы, его работы каждый год украшают стены выставочного зала Золотой черепахи, а также залы других конкурсов, если я успею заранее подговорить его поучаствовать.

Каждый раз при встрече, обычно на какой-нибудь очередной выставке, с его стороны постоянно получал приглашение посетить удмуртский край, совместно поснимать и пообщаться. В прошлом году удалось заложить в свой призрачный план поездку на год нынешний, к тому же гуляя по его галерее, что приносит конечно только несказанное удовольствие и некий укол «белой» зависти (если кто не верит, то прошу сюда в галерею), я наткнулся на фотографию Венерина башмачка. В результате цветок стал эдаким лейтмотивом удмуртской экспедиции.

Я сразу же списался, спросил про аленький цветочек. Теоретически Андрей знал о существовании одного кустика, который, по идее, каждый год должен был цвести. Зная примерное время начала цветения, он периодически совершал набег на место «Х» и проверял обстановку. И вот настало время цветения, поездку откладывать было никак нельзя.





В результате с 15 по 21 июня посетил Удмуртию. Край очень интересный, и раз там побывав, хочется съездить ещё и ещё. Красивые леса, заливные луга. Классные извилистые и «холмистые» шоссе, на которые ругался Андрей, а я кайфовал от любой поездки по ним. Приятная добрая атмосфера в городе.

Повествование своё не буду разделять по дням, как было в Кологривских хрониках. Практически каждый вечер я проводил у цветов и снимал, снимал, снимал. Вечер начинался всегда одинаково - выезд на место, крутой спуск с дороги, пересекаем ручей и вот он - лес. Утром выезжали куда-нибудь ещё - в пойму Камы или её притоки, на один песчаный карьер, на болото и т.д. Разделение постов будет символичным - этот, главный пост, про башмаки + парочка небольших очерков про всё остальное.

А ещё напоследок - мой рассказ частично не будет связан с картинками - эдакое моё бубнение сумасшедшего на фоне цветов.

Лес, в котором росла венерина обувь показался мне очень мрачным, неприветливым и очень беспокойным. Конечно это лишь мои внутренние ощущения, основанные на тех тараканах, которые бегают под черепной коробкой. Вообще у меня от посещения того или иного леса всегда остаётся определённый набор ощущений, которые можно обобщить и дать оценку «лесному характеру».



В обувном лесу было неуютно и всё время хотелось быть ближе к солнцу, быть на свету. Ведь с другой стороны на тебя смотрела чаща тёмная, недружелюбная.
Всё время не покидало ощущение чьего-то присутствия. Как будто я морпех из фильма «Чужие» и получаю тревожные сигналы о передвижении, хотя ничего не вижу. Ветка хрустнула, поднимаю голову осматриваюсь - стволы, стволы и ничего.

В результате возвращаешься к съёмке, и опять, такое чувство, что кто-то тебя визуально ощупывает, аж начинают мурашки бегать. Встаёшь и долго всматриваешься в лес, а он, как в той самой фразе, смотрит на тебя. И вот солнце садится, начинаются сумерки, начинаешь быстро собираться, чтобы убраться с этого места покуда не стало совсем темно, и вдруг рядом хруст. Резко оборачиваешься, Андрей подошёл незаметно, спрашивает: «Не пора ли нам двигать назад, солнце ж зашло?», - я вытираю пот со лба, унимаю дрожь в руках и, задыхаясь от сердечного приступа, как ни в чём не бывало говорю - «Мол, да, солнце зашло, света, нет, пора и честь знать».



При этом ни разу ещё не назвал лес плохим - стрёмным, да, плохим - нет. Он чертовски красив и самобытен. В нём всегда сыро, всё покрыто мхом, который приглушает любые звуки передвижения, кругом в земле ямы с чёрным гниющим нечто внутри - какой-то смесью прошлогодней листвы, почвы и воды и чёрти чем ещё - адские пристанища полчищ комаров. Словно лесные базы быстрого реагирования выпускающие эскадрильи за эскадрильями в надежде перехватить и изгнать нежелательных гостей. И ели вокруг (вроде они), частично засохшие, частично живые, много упавших, похожих на ощерившиеся расчёски и превративших путь к башмакам в извилистый лабиринт с прыжками через ямы с надеждой не сломать ногу в очередном прыжке со ствола в мягкое моховое нечто. Но орхидеи решают всё.



Как-то перепрыгивая очередную гребёнку, я для поддержания равновесия опёрся на небольшой ствол сосны, который оказался полностью высохшим и стоял, как оказалось, просто так. И конечно как только перенёс немножечко своего веса на дерево, оно сразу стало падать. В результате в обнимку с деревом я упал рядом с гребёнкой, распорол ладонь, которую инстинктивно выставил при падении, и в заключении получил этим самым падающим стволом по голове. Если лес хотел кровавого жертвоприношения, он его получил.

На следующее утро после приезда в Ижевск состоялся заезд за обувью, но оказалось, что между рассветом и нами стоит непроглядная чаща, и солнце начинает пробивать её лучами только к 10-11 часам, как раз когда свет становится ярким, жёстким и снимать уже невозможно.

Зато вечером мягкие лучи со стороны дороги проникают повсюду и наступает та упоительная пора, когда нужно просто нажимать на кнопку, солнечный свет всё сделает сам.



Главным сюрпризом стало то, что помимо первого главного куста мы с Андреем, исследуя местность, начали находить другие более скромные обувные кустики. Такого большого куста обнаружить не удалось, зато скопления, когда 5-7 растений растёт на площади 3 кв. метров было не редкостью. Иными словами, пробираешься по лесу и вдруг натыкаешься на башмачок. Присматриваешься, замечаешь, что рядом ещё 5 таких же растёт, а поодаль ещё виднеется. И не только башмачок, но и другие орхидные, о которых расскажу в последующих постах. И тогда наступает понимание, что по сути открыл для себя эдакую «Землю Санникова» - скрытый от глаз мир фантастической красоты и хрупкости.

Сколько ж времени нужно, чтобы вырос такой куст?



Немного о башмаках (с Википедии).

Башмачок настоящий, или венерин башмачок настоящий, или венерин башмачок обыкновенный (лат. Cypripedium calceolus) - многолетнее травянистое растение, широко распространённое в Евразии от Британских островов до Тихого океана, вид рода Башмачок семейства Орхидные (Orchidaceae).

Известны многие русские названия: адамова голова, башмачок известняковый, венерин башмачок жёлтый, кукушкины сапожки, марьин башмачок, петушки, сапожки.
Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных и остепнённых лесах, на лесных опушках, лесных лугах и в зарослях кустарников.



Предпочитает хорошо увлажнённые, не заболоченные почвы, но встречается и на относительно сухих. Чаще отмечается в местах с умеренной освещённостью. Отличается морозостойкостью. Предпочитает нейтральные и щелочные почвы со значительным содержанием гумуса.

Размножение семенное и вегетативное (с помощью корневищ). Первые три года проросток развивается под землёй, получая питание в результате симбиотических отношений с грибом. На 3-4 год развивается первый зелёный лист. Зацветает на 8-17 году жизни. Цветки опыляются насекомыми.



Побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны, а середине мая - начале июня происходит цветение. Продолжительность цветения 2-3 недели. Опылённые цветки увядают на 2-3 день. Семена вызревают и высыпаются через 2-3 месяца.
  • Корневище толстое, корни жесткие длинные.
  • Стебель высотой от 20 до 50 см.
  • Листья очередные сидячие в количестве от 2 до 5, широкие овальной или эллиптической формы с заострёнными концами и ровным краем.
  • Цветки крупные от 5 см, зигоморфные - формой похожи на башмачок, обычно одиночные, реже двойные. Цвет околоцветника преимущественно жёлтый, иногда красный, с оттенками бурого и чёрного. На вздутой губе цветка красные пятна или полоски. Цветёт в июне, только на 15-17 году жизни, опыляется насекомыми.
  • Плод - сухая коробочка

Ещё немного о башмаках (выдержка из Красной книги Удмуртской республики).

Но прежде панорама из 8 кадров



Природоохранный статус. 3 категория (В критической опасности (англ. Critically Endangered, CR). Поглядел статусы - оказалось, что 1 статус - это исчезнувшие вообще, 2 - исчезнувшие в дикой природе. прим. моё). Занесен в Красные книги Российской Федерации, Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Кировской области. Включен в Приложение II к Конвенции СИТЕС.

Цветы башмачка привлекают не только опылителей, но и хищников, которые не прочь полакомиться этими самыми опылителями. Но это я отвлёкся, идём дальше.



Краткое описание. Многолетнее травянистое растение до 40 см высотой. Стебель несет 3-4 эллиптических листа и 1-2 цветка. Цветок с губой в виде башмака лимонно-желтого цвета и красно-бурыми листочками околоцветника. Цветет в июле. Чаще размножается с помощью корневищ.

Экология. Растет в разреженных лиственных, хвойных и смешанных лесах, зарослях кустарников. В республике встречается в сухих и заболоченных хвойных, хвойно-мелколиственных лесах, на переходных и лесных низинных болотах.



Лимитирующие факторы. Антропогенное воздействие (рубка лесов, мелиорация и др. нарушения мест произрастания, сбор на букеты, интродукция), узкая экотопологическая приуроченность вида.



Меры охраны. Охраняется на территории нацинального парка «Нечкинский» и других ООПТ. Культивирование в ботанических садах (культивируется в Ботаническом саду УдГУ). Контроль за состоянием популяций, запрет сбора и пересадки.



Если вы прочитали текст, а не только смотрели фотографии, то наверняка заметили расхождение между данными с Википедии и записью в Красной книге. Тут стоит сказать, что Википедия по вопросу цветения оказалась более точна. Неделя моего пребывания с 15 по 21 июня была второй после начала цветения и практически каждый вечер я переходил от растения к растению, т.к. цветы уже в большинстве случаев были немного вялыми и через день совсем засыхали. Т.е. подходишь на следующий день, а верхний цветок уж отцвёл, нижний ещё в полном соку, но целиком растение к съёмке уже мало пригодно.



В местной Красной книге есть схематичная карта, показывающая локальные места произрастания орхидеи на территории Удмуртии. По книжке это более 60 локаций. Наша локация в книге не отмечена, но думаю учёным о ней известно. Надеюсь, по крайней мере Самое обидное в том, что данную популяцию никто не охраняет и охранять не будет и в любой момент природный комплекс, создававшийся природой в течение вечности, содержащий в себе условия для культивации исчезающего вида, по мановению руки чиновника и ковша трактора за пару дней может превратиться в перекопанную пустыню, как это произошло в одном месте по соседству, напротив песчаного карьера, о котором будет следующий рассказ.



И это может произойти практически в любой момент.
Надеюсь их не коснутся руки любителей собирать лесные букеты и ковши строительной техники.



ЗЫ1. Ссылки (если кому интересно):

ЗЫ2.
Андрей, Юля - большое спасибо за гостеприимство! Вы помогли исполнить мою маленькую мечту! Надеюсь погостить у вас снова!



цветок, фотография, растение, впечатления, макро, съёмка дикой природы, фотосъёмка, дикая природа, лес, ландшафт, природная фотография, светопись, мечта, цветы, поездка, макрофотография, жизнь

Previous post Next post
Up