В пятницу 27 февраля в Музее Москвы официально открылась ежегодная итоговая выставка конкурса "Золотая Черепаха". Выставка прекрасна, не даст скучать, в ней нет ничего лишнего. Это «эталон» современной природной фотографии. И дело не в том, что каждая работа обязательно должна быть шедевром - нет, так не может быть. Некая амплитуда качества (в самом широком и общем понимании) сохраняется. Скорее она в полной мере показывает все последние тенденции, течения в природной фотографии. Т.е. простыми словами - если вы хотите знать, что вообще твориться с природной фотографией в России и одновременно во всём мире, до чего она дошла и в каком виде нынче существует, то вам нужно посетить выставку. Важна она и для самих фотографов дикой природы, т.к. позволяет воочию видеть современную «фотомоду» во всей своей красе, анализировать увиденное, посмотреть заново на своё творчество, эволюционировать в итоге.
А большая часть, и это самая главная часть, посетителей выставки придёт за яркими впечатлениями, и ещё по сотне разных причин не связанных с фотографией вообще. Собственно фотография тут ни причём, главное любить природу. В общем, берите жён/мужей, детей, дедушек и бабушек, прабабушек и прадедушек, и идите на выставку. Она того стоит.
Про сказку я рассказал, теперь возьмёмся за присказку. Из всей плеяды посланных мной работ до финальной выставки добралась лишь одна. В прошлом посте про
полуфинальных подранков выставил 14 неудачных кадров, которые не смогли пробежать через зондер-комманду и пройти полуфинальный редут. Путём нехитрого вычитания остаётся 5 кадров, которые преодолели первую планку, но были метко скошены снайперским жюри на следующем более компактном стрельбище. Для логичного завершения «подраничества 2014» предлагаю побитую пятёрку.
Сложно оценивать эти кадры с позиции «почему не...», т.к. следующая ступень судейства включает работу самого жюри состоящего из опытных маститых фотографов и редакторов. Это чёрный ящик конкурса. Процесс судейства и последующие выводы зачастую непостижимы для большинства простых смертных. Может оно к лучшему, т.к. в прошлом (или уже в позапрошлом?) году НГ выложили запись с куском судейства и без «facepalm» смотреть на это было невозможно.
1.
Вечернее очарование степи
Муравьиный лев (Myrmeleontidae) пристроился в зарослях ковыля на ночь. И на фоне заходящего солнца в огненном отблеске ковыля насекомое смотрелось просто великолепно. Палассовский район, окрестности оз. Эльтон.
Не сдаюсь, и очередной раз отправляю работу на конкурс, и очередной раз работа проходит в полуфинал. Но чего-то не хватает ей, чтобы пройти дальше. Банальность сюжета? Простая композиция? Миллионы похожих?
2.
Круговорот ушастой круглоголовки в природе.
Ушастая круглоголовка (Phrynocephalus mystaceus) закапывается в землю за несколько секунд. Её движения настолько стремительны, что кажется, будто она проходит сквозь песок, как нож сквозь масло. Досанг, Астраханская область
Мой лучший кадр 2014 по версии меня. Тут много чего личного завязано, помимо фотографии. Интереснейшая поездка, прекрасные компаньоны, много всего увидели, много всего пережили. Идея - показать процесс «просачивания» животного в песок. В тот день нам несказанно повезло, ветер дул такой силы, что через некоторое время приходилось откапываться, а круглоголовке уходить глубже в песок. Вибрация в самой максимальной амплитуде. Ещё секунда, и животное скроется в песке полностью, ещё минута и песчаные очертания тела сдует ветер.
Жюри таки выбрало кадр из той поездки, но то был уже другой кадр, другая история.
3.
Эльфийские замки в дебрях старого леса
Колония грибов на упавшем старом стволе дерева. Бутово, Москва. Мицена наклоненная (Mycena inclinata)
В тот день меня «торкнуло» (в творческом плане), я вился вокруг одного дерева с грибами несколько часов. Извращался как мог, но грибы не пробовал. Всё равно получилось как всегда - стандартная плоская композиция, один герой (тут как единая колония) и ничего нет слева. А должно там что-то быть? Может техническое качество подкачало? Или ещё какие неведомые силы?
4.
Маленький, но гордый хищник
В день съёмки небо было плотно завешено декабрьскими тучами, а поиски сычика растянулись на многие часы. Тем не менее сычик был найден и в это время небо немного прояснилось, поделившись с нами последними солнечными лучами, да ещё птица в мгновении ока прыгнула в снег и вынырнула из неё уже с добычей. Ботанический сад, Москва. Воробьиный сычик (Glaucidium passerinum)
Ещё один долгожитель среди полуфиналистов. В моей маленькой коллекции это один из редких ситуационных кадров с хорошим светом, цветом и даже сюжетом, снятых мной. Я помню ту вяло тянущуюся съёмку. Часами блуждать по парку в надежде найти птицу. А найдя её, понять, что 10 метров - это невообразимо далеко, это значит снимать её снизу вверх на фоне белёсого пасмурного неба и получать бессмысленные фотографии. И вдруг птица срывается в кусты, мы бросаемся туда же, и одновременно луч заходящего солнца, и сова, сидящая с мышью. Сказать удача - ничего не сказать. И самое интересное, что потом врезалось мне в память, в процессе съёмочного адреналинового угара, я думаю над кадром и начинаю перемещаться по радиусу, пока перья птицы не засветились. Тогда пришло удовлетворение. Но мы же знаем, личное - не всегда совпадает с общим. Думаю, у каждого есть аналогичные работы.
5.
Птички на проводе
Сколько птицу не гоняй, а она всё равно на провод сядет. Наверное, самая смертоносная и при этом самая излюбленная конструкция для птиц, построенная человеком. Богдинско-баскунчакский заповедник, территория "Зелёный сад", Ахтубинский район Астраханской области
Очередная попытка попасть в номинацию «Человек и природа». После проникновения в полуфинал, думаю, кадр был расстрелян в духе комиссара Каттани. Имхо, притянутый сюжет, неподходящее исполнение для данной номинации. Труп можно свалить в общую могилу полуфиналистов. Следующий! [звук передергивания затвора].
И тем не менее чем-то привлекают меня цветные точки на чёрных полосках и белом фоне. Пока сознание не отключилось, птицы маячат вдалеке. О чём они так жарко беседуют посреди белого нигде?
Вам слово, дорогие мои редкие читатели. Выслушаю любую критику и предложения. Попробую адекватно ответить.