Картонная эволюция

Dec 03, 2014 22:37

А может быть развитие - часть творческого процесса и неразрывно связана с познанием чего-нибудь нового? Новый элемент даже самого ничтожного и бесполезного на первый взгляд знания бетонируется в общей кладке опыта. Этот собранный пазл личного мировоззрения уже самостоятельно может создавать нечто новое на основе вложенных в кладку элементов.

Но насколько только что созданное будет лучше, чем созданное до этого или другими словами: всегда ли мы движемся поступательно в своём творчестве. Может быть наше творческое движение - спираль, как в телефонном проводе аналогового устройства. Взмываем вверх в творческом порыве и, пройдя апогей, начинаем ускоренное падение вниз. И тут главное набрать скорость и выйти из пике. Скорости должно хватить на новый виток, причём желательно сдвинутый относительно прошлого в положительную сторону.

А если на излёте очередного спирального витка, скорость набрать не получилось? Тогда остаётся гонять по одному и тому же кругу и раз за разом стараться взлететь повыше, чтобы на обратном пути хватило скорости на сдвиг спирали в правильном эволюционном направлении. А что если мощности движка не хватает?
А может быть наше творчество, что полёт мухи вокруг лампы - хаотичное беспорядочное движение в поисках чего-то такого, что наполнит смыслом нашу жизнь и наше дело, зная при этом, что на самом деле за ярким светом чаще всего стоит обычная дешёвая лампа.

Я выбрал некоторое количество фотографий, снятых в разные годы и объединённых одним объектом съёмки - стрекозами. Посмотрим как менялись картинки с течением времени. Не буду сегодня критиком своих работ, но на любые вопросы конечно отвечу. Да, и в не работах собственно дело. Главное увидеть эволюционное поступательное движение, если он конечно есть. А если нет, то убедиться в его отсутствии.



Май 2008 года. Лес неподалёку от дачного посёлка в Электроуглях, Московская область. Первый более менее нормальный кадр. Т.е. я смог достаточно близко подобраться к стрекозе, успеть раскрыть штатив, навести, проверить резкость и с пультика нажать кнопку спуска. Видно по блику и общему свету, что солнце уже взошло и понятие «рассвет» потеряло актуальность. А ещё зажатая диафрагма, но без стекинга, т.к. я слишком ленивый для такой кропотливой работы (по крайней мере это пойму позже).



Эта Бабка броонзовая (Cordulia aenea) сидела на сосновом обломанном сучке ещё несколько секунд, а потом взмыла в воздух и полетела инспектировать периметр своего участка. Я же был рад первому удачному кадру. Некая техническая высота была достигнута.

Сентябрь 2008 года. Популярность насекомых в росе набирала обороты. Я только понял как в принципе можно снимать насекомых при помощи штатива и 2-х секундного спуска, чтобы при этом они не устремлялись от тебя наутёк. Самка и самец Чёрной стрекозы (Sympetrum danae) сидят на цветочке.



Тогда же стало ясно, что соблюдая осторожность, можно в принципе пересаживать насекомых с одного цветка на другой. Достаточно просто поднести к стрекозе палец, и она сама на него перейдёт или не перейдёт, как повезёт.

Август 2009 года. Окрестности посёлка Барыбино, что в Подмосковье, примерно час езды от Москвы на юг.



Самец Блестящей красотки (Calopteryx splendens splendens) на цветках бешеного огурца.

Тогда состоялась первая большая многодневная встреча макрофотографов. Было много общения и совместного фотографирования. Берега маленькой речушки прекрасно подходили для утренних вылазок.

Тоже август 2009 года. Случайно утром в Кусковском парке снял стрекозу, которая впоследствии стала одной из первых работ, вышедших в финал Золотой Черепахи.



Лютка (Lestes virens) на каком-то зонтичном сушняке (сныть?). 2009 год - фактически поиск композиции. По крайней мере попытки были.

Июль 2010 года. Поездки на реку Воря, что в ближнем Подмосковье по ярославской дороге. Самец блестящей красотки (Calopteryx splendens) сидит на вьюнке, высматривает и прогоняет самцов-конкурентов со своей охраняемой территории.



Тот же июль, в тот же день. Первая попытка снять образ. Тот же самец. Часик другой наблюдений, сидя в тёплой приятной речной воде. Стрекоза облетала участок и всегда возвращалась назад на свою присаду. Так что оставалось только вовремя нажать на спуск. Кстати это он не от меня полетел, а наперерез нарушителю его владений. После выдворения несчастного с частной территории, наш красавец вернулся на присаду.



Тогда повезло, что на съёмках ни одного фотоаппарата и объектива не утопилось.

Этот кадр стал первой попыткой снять объект в отсутствии оного в зоне резкости или вообще в кадре, т.е. создать некий образ или историю, которую прочтёт зритель и представит в голове.

В том же 2010 году, в августе. Окрестности реки Воря. Робкая проба ч/б фотографии. Стрекоза нашлась очень красивая по имени Синее коромысло (Aeshna cyanea). Элементы предыдущих съёмок присутствуют (использование заднего фона, попытка снять объект без прямой видимости оного).



На 2011 год пришлось много отснятых стрекоз.

Вылазка в июле в город Железнодорожный за Малой выпью в результате окончилась лишь одним этим более-менее удачным снимком. Стрелка красноглазая (Erythromma viridulum) сидит на чём-то скрытом под поверхностью воды, волны создают некий рисунок. И опять робкая попытка сделать монохромное изображение. Кстати ещё заметно (и вам, надеюсь тоже) как меняется с годами зависимость площади свободного пространства к площади занимаемой главным персонажем. А ещё тяготение к минимализму.



А выпь мы тогда нашли, но снять её было нечем.

Также снимал стрекоз в окрестностях дачи, в Электроуглях. Очередная желтая стрекоза (Sympetrum flaveolum) в толще травы. Открытая диафрагма, попытка придать работе единое направление и появление некоего подобия «света», а точнее попытки его использования. Также, вы наверное заметили, что диафрагма в фотографиях потихоньку раскрывается. Собственно, то же самое происходит и в макроклубе - всё чаще появляются работы с открытой диафрагмой и как следствие с малой зоной резкости, что сейчас стало мейнстримом.



Иногда хотелось пошалить. Тогда появлялись на свет странные работы, которые так и остались на задворках жёсткого диска. Честно говоря, не люблю коверкать исходные форматы, но бывают исключения.



Дальше августовское путешествие в Елабугу на пару дней. Использование точечного освещения, съёмка в сумерках. Жаль, но стрекозу определить не получилось. Минимализм наше всё, точнее моё. Изящество пустого пространства, и композиции созданные из минимального количества объектов всегда меня привлекали. Хотя конечно на каждом мастер-классе НГ, ГЕО и других журналов, редакторы уверенно твердили об усложнении композиции, увеличении видимых связей в кадре, увеличение объектов в кадре, всякие смысловые треугольники и т.д. А у меня постоянно вопрос в голове - почему?



А потом был Новороссийск. Где по стрекозам я разгулялся не на шутку. Использовал все доступные на тот момент элементы «опытной» мозаики. Сами можете перечислить все использованные приёмы.

Самец Лютки мелкозубой (Chalcolestes parvidens) в утреннем антураже на фоне жёлтых цветочков.



Небольшой туман и красивый свет из-за гор - нежно розовый.

Вид тот же, стрекозы разные. В то утро их было много на поле. Ч/б., композиция из линий.



И ещё ч/б с попыткой придать немного символичности картинке. Крест.



И опять немного баловства с самкой стрекозы Sympetrum fonsclolombii. Крыло не отрывал. Так вот и сидела на ворсянке посевной. Попытка создать некую историю в кадре.



2012 год. Август. Кусковский парк. Этот год стал везучим на стрекоз, благодаря тому, что забыли скосить в Кусковском парке большую площадь с разнотравьем. В результате настоящий лес зонтичного сушняка, море стрекоз и других насекомых. И при открытой диафрагме получалась просто сказка.



Или так, с двумя жёлтыми стрекозами. Несколько дней чистой радости.



Конечно в следующем году администрация вместе с армией таджиков исправилась и напрочь всё скосила трактором ещё в конце лета, вместе с большими и многолетними кустами малины. Конечно луг стал безжизненным и никому не интересным.

Октябрь 2012 года ознаменовался поездкой в Новороссийск, где я убедился, что лучшее время для поездки на Кавказ - это осень. Таких фантастических красок, нежной тёплой погоды днём и резким ветром ночью нигде больше не ощущал. А Скумпия - это вообще отдельная песня. Правда вся поездка прошла под эгидой богомолов и эмпуз. Тем не менее стрекозы иногда попадались, как эта самочка стрекозы Sympetrum fonsclolombii.



Тогда я убедился, что вспышка - гибкий инструмент и если приложить его в правильном направлении, то это приведёт к прекрасным результатам. В общем продолжил изучение вопроса.

2013 год. Июнь, Электроугли. Прохаживался вокруг озерца. На глаза попалась стрелка-девушка (Coenagrion puella). Тогда уже начал эксперименты с двойной экспозицией, которые продолжаю до сих пор в той или иной мере. Т.е. пока это самый последний кирпичик, заложенный мною в стену опыта.



Есть ли поступательное движение во всём этом, или это бессмысленная беготня по кругу. Я не могу ответить на данный вопрос, т.к. у меня просто отсутствуют доказательства, которые бы могли однозначно указать на ответ. Вот в 2009 году простенькая работа вышла в финал ЗЧ, а вроде бы сложная работа из 2012 так и осталась лишь на хтмл-странице журнала и на одном сайте фотографии. С другой стороны требования к фотографии в 2012 году заметно отличались от требований в 2009. А в нынешнем году требования к материалу стали ещё жёстче. Поэтому факт выхода работы в финал конкурса нельзя считать объективной вершиной мастерства, а всего лишь некой случайностью в информационном поле.

Тогда что считать эволюцией?

животное, фотография, московский регион, макро, съёмка дикой природы, кусковский парк, мысли, дикая природа, насекомое, эксперименты, наблюдение, бред, рождённые летать, елабуга, новороссийск, природная фотография, ностальгия, животные, стрекоза, макрофотография, макроклуб, личное

Previous post Next post
Up