Следующим пунктом назначения в майской программе стало местечко под названием «Зелёный сад», которое находится на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника (
Карта заповедника).
Прежде, чем отправиться в экспедицию, у нас на руках были подготовленные документы, разрешающие въезд на территорию заповедника.
В сторону заповедника выехали во второй половине дня. До посёлка Верхний Баскунчак доехали уже ночью. По пути нас замечательно заливало дождём, и часть пути пришлось ехать с небольшой скоростью, чтобы не давить массово разгуливающих по шоссе и наслаждающихся ливнем зелёных жаб. Жабы встречались часто, даже слишком часто.
Когда доехали до посёлка, дождя уже не было, и степь была более-менее сухой, насколько можно было оценить «на глаз» ночью, когда «хоть глаз выколи». Мы съехали с шоссе на грунтовку и стали искать нужную дорогу до КПП заповедника.
Перед машиной постоянно бежали тушканчики, но сфотографировать кого-то из них не удалось ни разу. В свет фар постоянно влетали полевые жаворонки и просто садились перед машиной на грунт.
Приходилось останавливаться, и чуть ли не хватая птицу руками, прогонять её с дороги. И жаб тоже. Сидит, смотрит на машину. Наперёд скажу, никого не задавили.
Немного поплутали по округе. Знакомые Стасу ориентиры, ночью стали совсем другими. И всё-таки после большого круга вокруг карьера правильная дорога была найдена. На ней то и началось самое интересное - ночное степное грязевое ралли. С определённого момента под колёсами была лишь влажная после дождя глина. Машину плавно носило от пригорка к пригорку. Всё управление свелось к нажатию педали газа в режиме: нажал - едет, отпустил - не едет, т.к. поворачивать было бессмлысенно, всё равно несёт только вперёд. Один раз мы таки сели на пузо, когда оказалось, что наша колея плавно уходит в какую-то необъятных размеров и неизвестной глубины лужу. Представив себе перспективу заглохнуть посреди ночи в степи, стали пытаться выбираться из колеи. Вот тут колёса и просели между колеями, но мы уже сталкивались с похожими манёврами в предыдущих набегах на степные территории, поэтому применив нужным образом лопату, через 15 минут ехали дальше. Глину я потом долго счищал с машины и выковыривал из-под неё.
Чуть позже показался КПП, откуда вылезли порядком сонные охранники. Проверка документов, не заняла много время, но были некоторые казусы бюрократического порядка. Немного поговорили с замом по науке, и двинулись за КПП дальше в сторону Зелёного сада. Много километров мы в прямом смысле намотали (глина очень липкая), пока колёса уверенно не пошли по мокрому песчаному грунту. Это значило что заброшенный научный посёлок уже рядом. По приезду сил хватило на то чтобы покидать в предоставленный нам домик вещи, наспех что-то поесть и забыться сном.
Немного общих слов о заповеднике и участке под названием «Зелёный сад». Информацию приведу из научной работы по данной территории Гребенникова К.А. и Серого Г.А.
Сборник научных статей под названием «Исследования природного комплекса окрестностей озера Баскунчак» скачал с
официального сайта.
Богдинско-Баскунчакский заповедник создан постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1997 года № 1445 на общей площади 18478 га и состоит из двух участков: окрестностей озера Баскунчак (16476 га) и участка «Зеленый сад» (2002 га).
Данный участок заповедника представляет особый научный и исторический интерес как памятник лесоводства на границе полупустынь (южных степей) и пустынной зоны. Первые опытные посадки лесных культур здесь проводились с 1926 года. Территория участка в прошлом относилась к Богдинской научно-исследовательской агролесомелиоративной опытной станции имени М. А. Орлова. В течение нескольких десятилетий здесь проводились работы по изучению возможности создания лесозащитных полос в экстремальных условиях полупустынь, подбору и адаптации соответствующих древесных пород и т.д. В 1983 году лесные насаждения станции получили статус памятника природы областного значения. Однако в связи с резким ухудшением социально-экономической обстановки в начале 90-х годов ХХ века работы на опытной станции были прекращены, проживавшие в поселке станции сотрудники покинули его. Территория станции в 1993 году вошла в состав областного Богдинско-Баскунчакского заказника, а в 1997 - переданы в состав созданного заповедника. В настоящее время, в соответствии с действующим на территории данного учреждения заповедным режимом, здесь запрещены любые виды деятельности, кроме направленных на изучение и сохранение естественного природного комплекса. Соответственно, лесомелиоративные, лесокультурные и лесозащитные мероприятия на участке «Зеленый сад» не проводятся (за исключением противопожарных мероприятий). Таким образом, состояние лесных культур участка и его динамика представляет особый интерес с точки зрения изучения устойчивости древесных насаждений в условиях северной границы пустынь в «естественном» состоянии без вмешательства человека.
Зелёный сад на карте Гугл
https://goo.gl/maps/ohKPmКстати, из космоса Зелёный сад выглядит крайне забавно - эдакая странная пентаграмма.
Работа учёных стала видна сразу, как только я взлетел и покрутился над бывшим посёлком.
Древесная растительность посажена геометрически правильно - длинные параллельные многокилометровые полосы зелёных насаждений.
Невероятное место прямо посреди степи. За самим посёлком тоже никто не присматривал вот уже 20 лет, поэтому от большинства домов сейчас остались лишь развалины. Один дом по-настоящему жилой, с небольшим хозяйством. Несколько других домов используются сотрудниками заповедника. Строения немного подлатали, провели электричество. Вода из колодца.
Утро встретило нас сильным ливнем, который шёл, не переставая, практически до самого вечера. Сидеть в доме, где оказалось ещё холоднее, чем на улице, совсем не хотелось. К тому же, мои друзья по экспедиции нашли себе занятие, точнее взяли его с собой, поэтому решил прогуляться по территории и поснимать чего-нибудь.
Ещё цитата из статьи:
Состав насаждений территории определяется ее особенностями - резко аридным климатом, легкими песчаными почвами с относительно близким залеганием пресных грунтовых вод. Основными лесными культурами участка «Зеленый сад» являются Тамарикс (Гребенщик) многоветвистый - Tamarix ramosissima Led. и Вяз приземистый - Ulmus pumila L. Меньшую площадь занимают Ясень пенсильванский - Fraxinus pennsylvanica Marsh., Клен ясенелистный - Acer negundo L.
Специальных приспособлений от дождя не было. Раскрыл зонтик, сунул ручку в нагрудный карман, застегнул, прижал ручку щекой и пошёл блуждать по прилегающей к дому территории. В день приезда к нам привязалась одна местная собака, которая ходила за нами по пятам. Так мы вместе под дождём и бродили. Как только вышел на улицу, услышал самую долгожданную птичью трель «у-пу-пу-пу-пу». Это несомненно был удод, а потом вдалеке ещё и ещё.
Давно я гоняюсь за этой птицей, так что не удивляйтесь количеству удодов в этом рассказе. Фактически, съёмка в Зелёном саду - это своеобразный трибьют удодам.
Зелёный сад предстал передо мной в своём редком мокром обличии. Такое ощущение, что дождь преследовал меня с самой Москвы. За время гонки он окреп, набрался сил и теперь вовсю поливал наше временное место дислокации. В результате мокрым было всё.
Мокрые деревья,
мокрые удоды,
насквозь мокрые собаки,
мокрая корова,
мокрая кукушка,
мокрый грач (?),
мокрые останки агролесомелиоративной опытной станции,
мокрая павшая древесина, почему-то напоминающая слона,
совершенно мокрые заросли золотистой смородины, которая тогда ещё и обильно цвела
и ещё какие-то мокрые представители пернатых. Кто это?
Мокли на проводах щурки.
Мокли на железных прутьях воробьи.
Даже пустельга вымокла насквозь, однако ближе чем несколько сотен метров не подпускала.
Птицы летали тяжело и неохотно, что позволяло подбираться к ним ближе, чем обычно.
В какой-то момент я приметил интересную корягу, сел на корточки, укрывшись курткой и замер. Куртка моя давно уже превысила лимит водонепроницаемости, и холодная вода небольшими струйками предательски стекала по спине. Изображать из себя большую кочку оказалось довольно забавно, птицы обращали на меня куда меньше внимания.
В принципе ничего ведь опасного и страшного в кочке не было. Ну, торчал из неё большой глаз, который иногда пощёлкивал где-то в глубине. Иногда кочка медленно передвигалась и еле слышно кряхтела и кашляла. Пока ноги не отсохли окончательно, я снимал мелких птичек, для которых коряга была завидной присадой.
Собака тоже иногда крутилась вокруг. То прибегала, то куда вдруг девалась, чтобы через некоторое время выскочить, откуда не возьмись. Даже она смотрела на меня своими грустными глазами, явно не понимая, что я делаю под дождём.
Ты это, заходи, если чё...
Вместе с дождём пришли жабы. А к вечеру дождь таки прекратился, тучи потихоньку обнажили садящиеся за горизонт солнце. Свет был просто невероятный, но снимать уже было некого. Почему-то все птицы, которых я снимал так близко под дождём куда-то подевались. Зато были жабы.
Поздно вечером растянули со Стасом специальный экран, зажгли лампу, надеясь, что дождя ночью не будет. Экран должен был привлекать насекомых, которые не заставили себя долго ждать. Конечно, разнообразие видов было не таким большим, как летом на Чапаевском пруде вблизи Эльтона. Тем не менее, различные совки потихоньку занимали экранную площадь, с ними были бабочки поменьше, а ещё летели скарабеи и другие копрофаги. Среди них мы обнаружили очень редкого в тех местах многорогого навозника Ceratophyus polyceros.
Практически весь следующий день мы провели на горе Большое Богдо. Это тема следующего выпуска майских приключений, однако утро и вечер мы встречали в Зелёном саду. Утром, пока солнце не набрало всю свою световую мощь, я побродил по окрестностям в поисках макро-сюжетов. Поднял зайца. Поснимал многорогого и скарабея. Поснимал зелёную жабу. Здорово там утром. Выходишь из дома, и тебя оглушает непривычными/незнакомыми криками птиц.
До того, как отправиться на гору, я попробовал поснимать местных птиц из засидки. Она представляла собой «хенд-мейд палатку» тёмно-зелёного цвета с окном для объектива на двух молниях и входом с другой стороны. Это была ещё первая, так сказать, экспериментальная конструкция, которой со мной поделился Валерий Курочкин (
tiratorre). Сейчас она по окончании тестирования находится на доработке. Надеюсь, с этой палаткой у меня ещзё что-нибудь получится интересного снять. Спасибо ему большое за такой ценный реквизит. Если нужна засидка, обращайтесь.
Нормально поснимать из засидки, правда, не удалось. Я успел сделать пару кадров зазевавшейся щурки и севшего поодаль розового скворца,
как услышал Стаса, который настоятельно предложил мне выйти из сумрака. Я вышел и уставился на корову, которая стояла в 10 метрах, отчаянно мычала и рыла ногой землю. Позади неё уже сгрудилось всё стадо. Я так офигел удивился, что даже снять эту оказию забыл. Взял палатку и перенёс её ближе к дому, но всё стадо опять повернулось в мою сторону. Стало как-то не по себе. Тут Стас взял большую палку и с криком «пи-пи-пи-пи-пи-пи» помчался на коров. Те моментально разбежались. На следующий день всё повторилось - я поставил палатку и увидел ту же корову. Она смотрела на меня явно подозрительно, и от съёмки в палатке пришлось отказаться - какая тут съёмка, если у тебя только корова на уме. Кто его знает что она сделает: сшибёт засидку на полном скаку, почесаться подойдёт, оторвать кусочек другой? Непонятно, что происходит в её неторопливом травоядном сознании.
Ну, а дальше гора Большое Богдо (на картах Гугл
https://goo.gl/maps/zvhQl).
Предыдущая часть майских приключений:
Майские приключения. Липецк ЗЫ. Цитировал научную работу:
Гребенников К.А., Серый Г.А. «К вопросу о лесопатологическом состоянии лесных культур участка «Зелёный сад» Богдинско-баскунчакского заповедника»