Итак, 9-ого числа выступал в ЦДХ. Было интересно и волнительно. Всем зашедшим на "огонёк" большое спасибо. С похожей темой выступал на ЗЧ в прошлом году и, если честно, поленился выложить материал сюда, в Живой журнал, ограничившись записью с выступления, любезно предоставленной Юрой Соколковым. В этот раз запись также имеется. Ссылки на неё я привёл в конце поста. За запись опять же спасибо Юре, нашему бессменному хронологу Макроклуба.
Хотел выложить всё как есть, но в последний момент мне пришла интересная мысль, в результате чего немного изменил порядок следования материала. На самый верх поста вытянул слайдшоу, а уже под катом находится текстовая версия выступления. Таким образом, те, кому лень читать весь этот "буквенный бред", посмотрят видеоряд, а остальных милости просим "под кат".
Click to view
На выступлении совсем забыл предложить зрителям задать свои вопросы, т.к. настройка оборудования заняла некоторое время и чуть сдвинула время моего и последующих докладов. Техники своё отработали на "ура", и сделали всё оперативно. Большое им спасибо.
Моё выступление - это частое мнение на определённый род деятельности и не претендует на истину в последней инстанции. Тем не менее, если есть вопросы, задавайте, постараюсь на них ответить.
И ещё один момент. Буквально на днях мне позвонил Юра и сказал, что 4-ую часть моего выступления, а это именно слайдшоу, ютуб заблокировал за нарушение авторских прав. Я специально выбрал не поп или рок композицию, а классическое произведение Вивальди из "Времён Года". Так что скорее всего и моё слайдшоу скоро станет недоступным. Тут как повезёт. Тем не менее мне такая ситуация непонятна.
- Почему блокируют классическую музыку, которая должна уже являться "народным достоянием"?
- Или же стоит тебе проиграть некую композицию и ты уже на неё права имеешь (в данном случае оркестр)?
- И ещё более важный вопрос: я хочу использовать для слайдшоу какую-то композицию (не важно какую), как это сделать, чтобы не заблокировали, чтобы по закону?
Есть определение макрофотографии и, если честно, плохо его помню. Смысл его чисто технический - получение определённого кадра с определённым масштабом съёмки.
Я же понимаю под макрофотографией нечто более широкое, нежели определённый масштаб или фокусное расстояние со значением диафрагмы. Для меня макрофотография - это съёмка насекомых, членистоногих, рептилий, амфибий, грызунов и других маленьких существ независимо от масштаба съёмки. Могу снять глаз мухи, а могу снять муху на фоне пейзажа и всё равно все эти кадры назову макрофотографией, хотя с технической точки зрения это будет не совсем верно.
Я смотрю на природу определённым способом, и показать могу только через свои фотографии, по крайней стараться, т.к. камера видит, увы, не так как человеческий глаз. Не обязательно идти моим путем, возможно, он ошибочен. Это лишь одна из миллиона дорог, открывающихся перед вами. Тут главное сделать первый шаг.
В отличие от съёмки крупных зверей, птиц или пейзажей, макрофотографией можно заняться практически рядом с домом, т.к. насекомые и растения есть везде. Самый ближайший парк может стать вашей главной природной студией. И поначалу мы снимаем всё подряд и пытаемся разобраться, что же мы такое наснимали. Рассматриваем букашек, удивляемся их внешнему виду и особенностям строения. Так раз за разом приносим из леса или парка очередную порцию материала. Выбираем из большой массы полученных изображений несколько действительно стоящих. Выкладываем их на какой-либо ресурс или показываем друзьям, общаемся, слушаем критику. Понимаем, что очередной снятый нами шедевр вовсе и не шедевр, и вообще его снимает каждый второй. Так на смену массовой непрерывной съёмке приходит избирательность.
Мы уже не снимаем всё подряд, а ищем нечто особенное - будь то уникальный свет, интересный сюжет, особое место или точка съёмки. В общем, что-то такое, что даст нам шанс вырваться из круга миллиарда одинаковых фотографий. И вообще любые пути и методы съемки при правильном приложении головы и рук ведут к превосходному результату.
Мы имеем возможность при соблюдении некоторых правил приблизиться к объекту на минимальное расстояние и оставаться рядом с ним довольно таки продолжительное время, хотя есть и скоротечные сюжеты. Некоторые модели могут сидеть часами рядом с вами, а если мы говорим о растениях или грибах, то они вообще никуда не торопятся.
Это даёт шанс обдумать ситуацию и, порой прямо на месте, найти её интересное графическое/сюжетное или смысловое решение.
Причем ехать в далекие экзотические страны вовсе не обязательно. Макрофотография начинается в вашем дворе или соседнем парке.
Коллекционируя отснятый материал, потихоньку приходишь к выводу, что настоящая фотография - есть нечто бОльшее, нежели фиксация объекта съёмки.
В одном своём эссе Дэвид Вутерс (фотоархивист и издатель, работающий на собрание дома Джоржа Истмена) сказал:
Фотографии всегда обозначают нечто большее, нежели изображённые на них сюжеты. Личные ассоциации, нюансы презентации или особенности видения самого фотографа создают в пределах каждого снимка целый мир разнообразных возможностей. Фотографы представляют нам не только то, что изображено, но и всё, что подразумевается при этом.
Для меня первой отправной точкой моей фотографии стал вот этот особо непримечательный кадр:
Новорождённый палочник сидел на листе мини-розы, и тут его осветил узкий луч света из окна. Это мое бывшее домашнее животное - аннамский палочник. Он засветился и я вместе с ним. Пока улыбался, солнце покинуло комнату и пришлось ждать несколько дней, чтобы снять такой кадр, а заодно и продумать заранее композицию и некоторую идею. Тут она довольно проста: контровой свет показывает, насколько этот малыш кажется беззащитным и стоит подуть и мы его никогда не увидим.
Прежде чем что-либо фотографировать, я наблюдаю за объектом, если конечно есть такая возможность, стараюсь представить какие кадры я мог бы с ним снять. Если объекта сложно увидеть на данный момент, то рисую идеи на бумаге, и обдумываю их. Потом, оказавшись в нужное место и в нужное время, придуманную идею пытаюсь реализовать на практике желательно при этом, чтобы из неё ничего не потерялось, даже наоборот всегда есть шанс внести нечто новое.
Например, пару лет назад ездил в Новороссийск с целью снять серии кадров с богомолом и эмпузой. Снять так, чтобы показать их суть, характер, если конечно о насекомых можно так сказать. Суть их - хитрый засадный хищник, который незаметно сидит в траве и ловит то, что его не заметило. Причём всё происходит так стремительно, что жертва обычно понимает о своей участи, когда её уже начинают есть. При этом именно в этих насекомых есть нечто такое человеческое, видимо из-за того, что они могут вращать головой, что обманывает наше восприятие и мы все эти интересные повороты головы воспринимаем как эмоции.
Вот она, хитрая жуликоватая рожица, молниеносная смерть для бабочек и мух.
А теперь взглянем на эмпузу:
Размеренность процесса съёмки результат отнюдь не гарантирует. Например, за полчаса нашли модель. А дальше ходишь вокруг объекта, то снизу на него посмотришь, то сверху взглянешь, то рядом приляжешь, да, уйдёшь восвояси, потому что ничего толкового в голову не пришло. Снимешь пару дежурных кадров «чтоб было» и всё.
Конечно, чтобы получать интересные, красивые и что-то значащие кадры, надо уметь «видеть». Происходит это следующим образом: сидишь перед объектом, а в голове уже листаешь подборку ещё не снятых с ним кадров и вдруг натыкаешься на какой-то кадр и вскрикиваешь - «вот оно!» - и начинаешь снимать. А бывает, пролистал всю подборку и ничего.
Глаз надо тренировать особенно. Тут в дело может идти всё до чего можно дотянуться - смотрите фотографии других авторов и не только в жанре макрофотографии и даже не природной съёмки, ходите на выставки, смотрите кино, особенно «визуально богатое», играйте в компьютерные игры (качественные, популярные). Запоминайте понравившиеся идеи, сюжетные ходы, замечайте операторскую работу в фильмах или дизайнерскую работу в играх. Всё это служит вдохновением и тренирует глаз. И, разумеется, снимайте.
Что же такое интересная фотография?
Для себя я выработал определённые критерии интересной фотографии. Они практически не отличаются от тех, о которых вы сам можете прочитать в Интернете или книгах по фотографии или живописи, но имеют свои специфические тонкости. Ещё стоит отметить, фотографии, где можно найти все критерии сразу встречаются очень редко, и я стараюсь запомнить их с особой тщательностью, чтобы в любой момент воспроизвести их в своей голове.
Итак, первый критерий - это композиция. Тут я привёл примеры фотографий своих домашних животных, т.к. они наиболее показательны именно в плане композиции, как мне кажется конечно:
Композиция - определённое расположение объектов в кадре, при котором создаётся некое единое целое. Композиция одна из основ для творчества. Хотя можно конечно плевать на неё с потолка, но лучше в начале изучить её, а потом уже начинать её законы осознанно нарушать - так будет правильнее. Забегая немного вперёд скажу, что в принципе композиция - это идеальный минимальный критерий для интересного кадра, особенно для такого, где отсутствует «свет» или «некий скрытый смысл».
Вторым критерием как раз является «свет».
Фотография есть суть - рисование светом, поэтому всегда используйте главный инструмент фотографа, когда предоставляется возможность или создайте себе возможности сами, если они отсутствуют. Разумеется, там, где свет, там и тени. Вместе они создают некий танец, который обычно называют «светотеневым рисунком» - и это превосходная кисть для подчёркивания нюансов.
А нюансы, как известно, делают из фотки «Фотографию».
Даже разный по цвету свет способен поменять отношение к фотграфии, даже если объект будет один и тот же.
Третий критерий очень личный, т.к. затрагивает область эмоций, которую описать зачастую просто невозможно. Это «эмоциональное погружение в ситуацию» - состояние, в котором вы мысленно оживляете картинку, и ощущаете всей душой то, что в ней происходит.
Залитый утренним солнцем осенний луг. И вот чувствуется свежесть осеннего утра, роса на штанах, вокруг птицы поют.
Выходит солнце, чувствуете его лучи на руках. Они мягко согревают и прогоняют прочь ночную прохладу.
Вы стоите посреди луга, где на верхушках высоких засохших растениях сидят и греются в первых лучах стрекозы и их крыльях светятся, отражая те самые лучи.
Чувствуете?
Другой пример тогда:
Юг. Тёплый октябрьский вечер. Солнце только что скрылось за горизонтом и все вокруг потихоньку погружается во мрак. Ветра нет, и только на фоне темнеющего рыжеватого неба покачивается, имитируя движения ветра, насекомое-хищник, эмпуза. Она словно призрак, нечёткая, можно даже усомниться, что она там вообще есть. Стоит отвести взгляд или моргнуть и потеряешь её навсегда.
И ещё:
Лето. Жара. Солнце настолько яркое, что глаза щуришь до невозможности. В ушах стоит стрекотание кузнечиков. Прохлада речки, где самцы стрекоз-красоток невидимо для человека ведут борьбу между собой за самок. Вот он, гордый, красивый, сорвался и полетел куда-то. А человеческое восприятие уже рисует сцену битвы над водой, хотя её тут нет.
И благодаря этой фотографии мы подошли к последнему критерию - «история за кадром» - то, что зритель увидит на фотографии, но визуально на ней не изображено. Это всегда некая игра с миром ассоциаций, форм и образов.
Самые примитивные примеры:
- Танец, танцовщица. Изгиб позволяет человеческому мозгу зацепиться и сформировать образ.
- Утренние горы. Похоже?
Некоторый скрытый подтекст, сравнение, образ, мысль, которую хочет донести фотограф до зрителя. Работа хороша, если может задавать вам вопросы и играть в кошки/мышки с вашей фантазией.
Фотографии, в которых можно найти все критерии приносят максимум удовлетворения - всё внутри становится легких, как будто тебя посетил приступ левитации. Иногда к такой работе идёшь трудно, порой годами, а иногда это случается само собой.
Стоит отметить, что тут фотограф является немножко эгоистом, т.к. порой настолько погружается в свой мир, что скрытый смысл часто не раскрывается зрителями. Я думаю, у каждого человека есть свой ряд проблем, к которым он неравнодушен, и добавлять в свой длинный список ещё и чужие проблемы не все люди захотят. Поэтому зачастую нам особенно близки те работы, которые отражают некоторые известные нам проблемы, те, что не дают нам покоя.
Я часто гуляю в парках по соседству и с грустью смотрю на современные тенденции ведения паркового хозяйства, которые заключаются в бездумной замене естественного травяного покрытия на различные подобия газона, а там где не сменили, так подстригают под самые корни, сборка листвы осенью и т.д. В данном случае, гриб ассоциирует с неким домом. И крыша над головой и поесть всегда найдётся. Кто тут жил? Может быть, лесные духи или феи или другие невидимые смотрители леса. Но их нет, можно сказать сбежали так быстро, что позабыли выключить за собой свет. Парки пустеют, редко поют птицы, встреча с белкой становятся настоящим подарком, становится холодно и одиноко.
Другой пример.
Сколько-то лет назад я вышел на свои любимые торфяники (это было то самое лето с дымом) и увидел, что всё окутано огнём и дымом. Сколько живых существ тогда погибло не счесть. С того времени меня не отпускала идея снять насекомое на фоне огня. Такой предупреждающий кадр. Да, можно было позади насекомого, сидящего на веточке развести огонь и сделать фотографию, но это было бы не правильно - все эксперименты с огнём, как мне кажется, заканчиваются чаще всего трагично. Огонь должен стать метафорой, неким собирательным образом. Я экспериментировал с естественным светом, со вспышками, цветными фильтрами и по-настоящему хороший результат у меня получился только несколько лет назад осенью в Новороссийске с эмпузой.
Я заметил полосатую эмпузу на интересном сухом растении, которое представляло собой копну сухих соцветий на длинных ножках. Интереснее всего растение выглядело именно сверху - множество звёздочек, да, и эмпуза расположилась рядом с одной из них. Оживить задний фон решил с помощью вспышки с цветным фильтром, что дало неожиданный эффект - каждая ножка соцветия засветилась. Получился настоящий динамичный пожар.
Фотография - это сложный визуальный язык, который позволяет донести до зрителя идеи, образы и мысли фотографа. Не каждый захочет читать книгу, состоящую из несвязанных между собой слов. Так и фотография. Если она обладает композицией и светом, то становится эстетически привлекательной, если фотография помимо светотеневого рисунка, несёт некий скрытый подтекст, изюминку, «историю за кадром», то такая работа становится уникальной.
Каждый раз, рассказывая о природе, я втайне надеюсь, что мой рассказ хотя бы микроскопически изменит ваше восприятие к ней в лучшую сторону. Ведь без природы не останется и нас. Спасибо.
Ссылки на видео с выступления:
Часть 1.
https://www.youtube.com/watch?v=hDK0XZYh_tgЧасть 2.
https://www.youtube.com/watch?v=Wd3i-cZPR20Часть 3.
https://www.youtube.com/watch?v=DmqNSAWRTrgЧасть 4.
https://www.youtube.com/watch?v=oz4Q3j_nZe4