Дамба (Sea Wall)

Feb 07, 2014 14:37

Для меня всё решил пятиминутный отрывок из «Ангелов в Америке» на юбилее Национального театра. Именно это считаю рычагом, вернувшим меня на планету по имени «Эндрю Скотт». Но сегодня мы сузим ракурс до одного единственного проекта, говорить о котором само по себе простая и непростая задача.

Отступление для сообщества. Люди дорогие, я писала для своего ЖЖ, в чем-то неискушенно. Многие мои реплики очевидны до буквального, простите мне. Текст был направлен на тех, кто еще не видел.




Что это?



…if you don't know what he looks like, and he doesn't look like anything, then how do you know that he's anything more that just an idea? (с)

«Дамба» (англ. Sea Wall) - драма театрального режиссёра Джорджа Перрина по сценарию британского драматурга Саймона Стивенса, с 2008 года исполняемая Эндрю Скоттом. В 2012 году Стивенсом и Эндрю Портером была срежиссирована экранная версия этой постановки, выпущенная в виде короткометражного фильма и доступная для покупки и скачивания с сайта Sea Wall.

Sea Wall была впервые представлена британской аудитории в рамках фестиваля короткометражных спектаклей Broken Space Season, организованного лондонским театром Bush ruen в 2008 году. Самостоятельный дебют постановки состоялся в театре Traverse ruen на Эдинбургском Фриндже ruen в 2009 году. Её шествие трудно назвать как-то иначе, чем … триумф?

Экранная версия (длиной в тридцать минут) была снята в один дубль (!) лишь с двумя монтажными склейками. Звукооператор Стюарт Уиндл записал естественные шумы комнаты, отказавшись от фоновой музыки.

За первые 24 часа ленту посмотрели 5700 человек, она моментально вышла в лидеры британских трендов.

Запоминаем: тридцать минут, один дубль, один актер, художественный сценарий, история молодого человека Алекса, его жены Хелен, их дочери Люси. История, рассказанная так безжалостно по отношению к себе, так безыскусно и талантливо, что за тридцать минут ты тридцать раз потеряешь связь между реальностью и собой.

Как это?

Светлое помещение, чуть смещенный ракурс, на среднем плане молодой человек. Он заметно волнуется, но несколько заторможен. Взгляд его направлен в камеру, но немного расфокусирован. Всё выдает не тревогу, нет, безнаправленность этого действия. Монолог (?) или всё же диалог? Но с кем? Человек говорит в камеру. Вы будете смеяться, но именно это делает эту короткометражку такой … камерной. Из переменных исключили, для чего он пишет этот «рассказ», для кого так безжалостно задает себе самому вопросы. Повествование немного отстраненно от времени и во времени. Мне стыдно, но всё снова сведется к одному и тому же: зафиксированная камера, свет проникающий отовсюду и человек, говорящий, говорящий, говорящий…

Персоналии.

Эндрю Портер. Режиссер

Ничего не нашла о нем в Рунете. Но это не удивительно. Еще недавно мы знали об Эндрю ровно столько же. Признаю позорное поражение, и то, что решение зафиксировать камеру и снимать в один дубль было достойным сценария и игры Эндрю.

Саймон Стефенс. Сценарист



Тут уже легче. Саймон признанный драматург не только на родине, но и в Европе в целом. Наряду с Келли Деннис он является одним из самых исполняемых англоязычных писателей в Германии. Кроме того, он признанный театральный режиссер, и судя по Sea Wall Q&A - невероятный умник и просто отличный парень.

В 18 лет Саймон поступил в Йоркский университет, где изучал историю и увлекся театральными постановками. После университета короткое время был школьным учителем, затем работал преподавателем в тюрьмах Grendon и Wandsworth, был владельцем бара и диджеем. Кроме прочего, Саймон преподавал английский язык, вел курсы театра и СМИ в школе Истбрука в Дагенхеме. С 1993 по 2005 он был басистом панк группы The Country Teasers.

Несколько лет Стивенс выступал в роли художественного руководителя Lyric Theatre в Хаммерсмите и возглавлял Artistic Associate at the Lyric. Теперь же его официальная должность - ведущий драматург в National Theatre. Мы обязаны ему за «Загадочное ночное происшествие с собакой», а за информацию я обязана официальной группе Саймона в Контакте. Там много интервью, цитат и просто (судя по всему) прекрасных людей.

Алекс


Главный герой и единственный персонаж этой пьесы (на самом деле) не очень откровенен. Мы знаем, что он фотограф, сейчас снимающий для универсальных магазинов. Что он женат, у меня есть ребенок и тесть, проживающий на французском побережье. Зато мы знаем, что Алекс нежен, благовоспитан, сам себя признает сентиментальным и очень смел.

История

Just because we don’t know, doesn’t mean we won’t know. We just don’t know yet. (с)

Чтобы не случилось, чтобы вы не увидели и не пережили за эти тридцать минут, не забывайте, это в первую очередь пьеса. Это история. В этом парадокс и прелесть этой постановки. Перед вами не исповедь, не «поток сознания», под чтобы не маскировался безумный бег слов перед камерой, это однозначно и великолепно выстроенная драматургия текста и момента. Вас за руку проведут через короткую, на самую настоящую жизнь. Жизнь с её мелочами, мечтами, надеждами, сомнениями. Поразительно, но именно эти самые мелочи (например, кропотливое перечисление собираемых в отпуск вещей) так органично вмещают в себя разговор о самом непостижимом, не измеряемом, неподвластном: о Боге, вере, смерти.

Пусть вас не пугает условное отсутствие действия. Саймон и Эндрю вам его предоставят в достатке. Хватит всего: плавного и чуть медлительного зачина, тревожной кульминации и резкого надрыва концовки. Повторюсь, не ждите истерики, патетики, исповедальности. Хотя стоящий перед вами человек (оцените еще один штрих: стоящий! На вытяжку, как провинившийся солдат) будет говорить открыто и больно. Удержите себя от буквального восприятия. Если сможете.

Игра Эндрю



Рука не поднимается отнести это в «бонусы». Это суть постановки. На таком накале было неимоверно трудно не скатиться в пошлость. Не понимаю, как ему удается это, но мне потребовалось три захода, чтобы досмотреть эти тридцать минут. Не потому, что я «заскучала» или смогла отвлечься. Мне требовалось время, чтобы отдышаться.

При этом у меня не возникало чувства неловкости, которое неизбежно при таком уровне достоверности. Себе приходилось напоминать, что это игра, это вовсе не личная история ирландского артиста. Мне бы хотелось, но я не смогу объяснить «как это ему удается?». Но ощущение естественности, подлинности, невероятной подлинности не оставляет. Что главное в этом? Она позволяет сосредоточится не на сострадании (неизбежном), а на тексте. На его непростых мыслях.

Предупреждение



Единственное. Это разобьет вам сердце. Навсегда. Отпустит не скоро. Если вообще отпустит.


видео/video, sea wall

Previous post Next post
Up