Тайные общества, или Такие забавные бамбара

Dec 31, 2010 01:08



У бамбара существует шесть тайных обществ: комо, нтомо, нама, коно, коре и чивара. Во главе наиболее распространенного и влиятельного общества - комо, стоит кузнец, который выполняет также функции судьи. Для отправления культов и различных церемоний (культ предков, церемония уборки урожая, похороны, посвящения и т.д.) используются маски и статуи, которые, как и у догонов, изготавливаются кузнецами, принадлежащими к особой этнической группе.

Каждое из шести обществ имеет свои функции и использует особые типы масок. Смысл символов известен только посвященным, которые проводят организацию ритуалов в глубокой тайне. Однако сами ритуалы общедоступны.


Основные функции комо - культ предков, организация похорон и обрядов посвящения. Понятие «комо» обозначает сложный религиозный комплекс: это дух, воплощенный в зооантропоморфной маске, и носитель маски - глава религиозного общества; это также святилище (дом комо) и религиозная община, включающая всех посвященных членов селения, живых и умерших. Во время обрядов посвящения мать комо «проглатывает» молодых людей для того, чтобы освободить их от злого начала - ванзо, и затем возродить к жизни в новом качестве.

Боли - алтари комо - состоят из груды различных предметов: рогов, костей, птичьих клювов, когтей и т.п., облитых кровью жертвенных животных. Боли - это также духи земли и особый тип масок, которые оставляют в полях для охраны урожая.

В масках комо, используемых в обрядах, можно различить черты разнообразных животных: гиены, обезьяны, гиппопотама.

Общество коно (не путать с комо), дом которого обычно находится на главной площади деревни, выполняет определенные социальные функции, в частности поддерживает порядок и добрососедские отношения между жителями селения. Маски коно того же типа, что и маски комо, но менее экспрессивны и больших размеров.

Общество нтомо покровительствует молодежи, не прошедшей обряд посвящения. В его функции входит предохранять от дурных поступков, болезней, укреплять дисциплину и дух товарищества. Маска нтомо - единственная антропоморфная маска бамбара, но и она имеет зооморфные элементы - две или три пары прямых рогов. Эта маска часто увенчана навершием в виде женской статуэтки или фигурки крокодила. Д. Заан, длительное время изучавший культуру бамбара, отмечает, что основная функция каждого общества, соответствующая определенным религиозным и социальным аспектам, находит отражение в его символической связи с функцией того или иного органа человеческого тела. В маске нтомо, представляющей «образ человека, каким он вышел из рук бога», особо акцентируется нос, то есть подчеркивается орган обоняния.

Дух коре - покровитель растений. Ему посвящены различные церемонии, устраиваемые в конце засушливого периода, чтобы вымолить лучший урожай.

Общество коре использует восемь различных типов зооморфных масок, участвующих в обрядах вызывания дождя. Э. Лейцингер дает краткое описание одного из таких обрядов, который ей случилось наблюдать в конце 50-х годов, во время ее пребывания в Мали: «Когда однажды вечером я проезжала на машине по саванне неподалеку от Бамако, мне встретилась группа танцовщиков в масках. Львы, гиены, антилопы, духи бегали, скакали, подпрыгивали, кувыркались, разбегались. Совершался обряд жертвоприношения Великому духу воды коре, поскольку уже в течение уже долгого времени не было дождя. У меня перед глазами было потрясающее свидетельство того, что маски бамбара продолжают бытовать и теперь, оставаясь главным элементом религиозной практики. Позднее я узнала, что эти маски воспринимаются как живые существа; им приносят жертвы и после использования хоронят с соответствующими обрядами… Они представляют многочисленные ипостаси Фаро, создателя и устроителя вселенной, который научил человека обрабатывать землю, дал ему разум, чувство ответственности, а также следит за порядком и отправлением правосудия. Уникальная маска с острыми гранями, изображающая волевое лицо, наделяет неограниченной властью того, кто ее носит».

Ранние сведения о бамбара содержатся в письменных источниках XVIII века. В прошлом бамбара периодически существовали в условиях централизованной социальной системы. Они входили в состав больших государственных объединений: Мали (XIV век), Гао (XV век), Каарта и Сегу (XVII-XVIII века). Описание королевства Сегу и его столицы относящиеся к концу XVIII века, содержится в книге шотландского путешественника Мунго Парка. С эпохи раннефеодальных государств и до настоящего времени бамбара стойко защищают свои культурные традиции от внедрения ислама и христианства.

Мифология бамбара - одна из самых развитых в Западном Судане. Верховное божество бамбара - Пемба, олицетворяет землю, начало мира. Порожденное им двуполое божество Фаро, олицетворение водной стихии, научило людей обрабатывать землю. Различные ремесла - обработка металла, ткачество, гончарное дело, - которые издавна развиты у бамбара, также дар божества Фаро.

Материальное воплощение верховного божества абстрактно по форме. Это деревянный брусок (пембеле), на который нанесены различные символические знаки. Образ Фаро наделен конкретными чертами: он имеет человеческую голову с жабрами вместо ушей, женскую грудь, а также рыбий хвост вместо ног.

Длинные волосы дополняют сходство с традиционным образом русалки. Изображение это, находящееся на месте ежегодных ритуальных церемоний, постоянно подновляется и, вероятно, далеко от своего первоначального вида.

Мали, Африка, магия, верования, этнология, традиции, ЧЕРНАЯ АФРИКА, племена, общество

Previous post Next post
Up