Человек изменил ландшафт Мадагаскара прежде всего путем сплошного сведения лесов. В меньших масштабах преобразование территории связано с созданием многочисленных рисовых полей на Высоком плато.
Переселенцы, в совершенстве владевшие азиатскими способами возделывания поливного риса, превратили все склоны, все горные амфитеатры и верховья рек и ручьев в ступени рисовых террас. Цвет их меняется по сезонам от яркого желто-зеленого, характерного для небольших квадратных участков, на которых выращивается рассада (кеца), до чистой зелени высаженных на поля растений и бледно-желтой окраски вызревших метелок, ожидающих уборки урожая.
Самые высокорасположенные и живописные рисовые поля напоминают террасы в горах на Филиппинских островах. Они находятся на горных склонах Бецилеу в окрестностях городов Амбуситра и Фианаранцуа. Ширина террас иногда не позволяет использовать даже лопату; тогда обработка проводится с помощью узкого заточенного орудия ангади, которое крестьянин держит двумя руками и с громким криком «ух!» вонзает в почву.
Под пологом лесов восточного побережья рисовые террасы, занимающие склоны оврагов, орошаются с помощью труб, собранных из отрезков толстых стволов бамбука.
Фото: девушка сакалава
То здесь, то там на острове виднеются жилища малагасийцев. На восточном побережье и в районе уступа, а также отчасти на западе и вблизи Самбирану дома сооружаются из циновок, сплетенных из пальмового волокна или бамбуковой дранки. Пол высоко поднят над землей на столбах; крыша покрывается листьями пальм или «дерева путешественников».
Фото: захоронение сакалава
Подобные легкие хижины из фалала хорошо проветриваются и создают здоровые условия для жизни. Такие же жилища строят племена сакалава и махафали. Рыболовы племени везу, обитающие на юго-западе страны, чаще всего просто натягивают парус от пироги на треногий каркас из мачт и брусьев. Получившееся сооружение напоминает вигвам американских индейцев.
Фото: захоронение сакалава
Традиционные жилища племени антандруй настолько малы и низки, что часто взрослый человек не может распрямиться в них во весь рост. Для строительства используют ровные толстые доски из легкой древесины Alluaudia (фанцилутра). Дома эти украшены богатой резьбой, также как и большие по размерам жилища племени амбухиманга. Небольшие деревни, состоящие из таких домой, обычно располагаются вдоль троп или каналов.
Фото: погребальная фигурка (сакалава)
В центральной провинции Имерина сведение лесов давно уже заставило население перейти к строительству глинобитных домов. Древесина становилась привилегией княжеских домов и королевских дворцов. Строительные материалы доставлялись издалека, из лесов восточного побережья, чаще всего на спине носильщика или просто волоком. Колесо пришло на плато лишь в XIX веке, хотя на побережье оно было известно уже три столетия. Некоторые здания в Антананариву, в том числе дом, принадлежавший Жану Лаборду, и дворец Андрианампуинимерина, наглядно демонстрируют искусство и оригинальность стиля малагасийских плотников. Традиции деревянного зодчества сохраняются и сегодня, особенно у племени зафиманири, обитающего в лесах Амбуситры.
До недавнего времени жилища на Высоком плато располагались на вершинах холмов значительно выше рисовых полей. Это обеспечивало безопасность и ограничивало распространение малярии. Вокруг домов сооружался внешний сухой ров и возводилась стена, круглая или овальная. Вход закрывали огромным каменным диском. Такие укрепления обеспечивали их жителям достаточную безопасность.
С образованием королевства Имерина опасность вражеских нападений уменьшилась. Укрепленные деревни распались на отдельные хозяйства и крупные поместья. На склонах домов сооружались сельскохозяйственные постройки: жилые дома, амбары, птичники, склады. Все они, а также и обширные огороды обносились прямоугольными глинобитными стенами.
Позднее в результате правового упорядочения освоения новых земель, развития торговли и упразднения рабства отпала необходимость и в этих стенах. Сейчас небольшие дома цепочкой опоясывают подножия холмов за границей рисовых полей или вытягиваются вдоль торговых путей.
Создание поселений коренным образом изменило облик обширных бассейнов на Высоком плато. Такие бассейны, обычно пересекаемые рекой, достаточно плоски, что благоприятно для выращивания риса на небольших площадях. Их поверхность пронизана густой сетью каналов с многочисленными шлюзами, дамбами и маленькими мостиками. Откладывая ил, реки постепенно поднимают свои русла до тех пор, пока не достигают уровня окружающей равнины. Поэтому защитные дамбы, сдерживающие их, ничуть не уступают по размерам дамбам в Голландии.
Крестьяне в этих районах в избытке обеспечены водой. Для утаптывания и удобрения полей перед севом риса и они, и жители западных районов, обрабатывающие сезонно затопляемые участки (мацабури), используют крупный рогатый скот. В крестьянских хозяйствах наряду с рисосеянием обычно разводится рыба: карп, интродуцированный в начале ХХ века доктором Лежандром, завезенный еще раньше серебряный карась и Tilapia, разводимая после второй мировой войны благодаря усилиям службы водного и лесного хозяйства. На рисовых полях и в каналах эти рыбы находят весьма благоприятные условия обитания. Добыча ведется при помощи удочек, сетей, а также путем единовременного осушения полей. Эти виды рыб являются основным источником белка для большинства малагасийцев. За последние сто лет, активно занимаясь восстановлением лесов, человек изменил облик Высокого плато. Рощи серо-зеленых эвкалиптов и плантации темно-зеленых сосен образуют защитный покров на участках будущего освоения. Первые плантации эвкалиптов были созданы, чтобы обеспечить древесным топливом железную дорогу Таматаве - Антананариву. В настоящее время здесь сажают преимущественно сосны, главным образом для удовлетворения потребностей в деловой древесине и целлюлозе, а также для охраны почв от эрозии.
Плантации тунга в районе озера Итаси имеют облик индустриализированных полей; в долине реки Мангуру плантации маниока также вносят в пейзаж геометрический элемент. Плантации товарных сельскохозяйственных культур преобразили равнины Самбирану, Антандруй и западных районов острова. Здесь выращивают собственно сахарный тростник, сизаль, хлопок и табак. Обширные, хотя и не столь геометрически правильные поля созданы в долинах крупных западных рек в результате сельскохозяйственного освоения периодически затопляемых пойм (байбуху). Плантации других культур (какао, кофе, перец, ваниль) не столь заметны для глаза, они обычно выращиваются под пологом деревьев.
Наиболее причудливый вид имеют плантации иланг-иланга в северо-западных районах и на острове Нуси-Бе. Ветви этого растения систематически обрезают или обламывают, и поэтому низкие угнетенные деревья напоминают сосновое криволесье вблизи верхней границы леса в горах. Цветки иланг-иланга используются для производства духов. В сезон цветения запах иланг-иланга и кофе встречают путешественника задолго до того, как ему откроются берега острова Нису-Бе.
Еще один след, оставленный человеком в ландшафте Мадагаскара, - это гробницы. Все малагасийские племена верят в могущество предков. Однако, несмотря на сходство религиозных верований, гробницы в различных районах страны существенно отличаются друг от друга.
На восточном побережье обычны открытые захоронения, отдельно для мужчин и для женщин, а также закрытые деревянные гробы, часто в форме пироги, устанавливаемые в лесной чаще.
На западе острова гробницы племени сакалава представляют собой деревянную ограду, украшенную резными фигурами, которые имеют явно выраженные древнеазиатские истоки. Фигурки реалистично изображают отдельных людей, супружеские пары, а также птиц, в частности пеликанов, что свидетельствует о существовании в данном районе колонии этих пернатых.
На юге племя махафали превращало свои гробницы в настоящие крепости. Это квадратные платформы, сторона которых достигает 10-15 метров, а высота - 1.5-2 метра. Над ними возвышается от 4 до 16 алу-алу - резных столбов, увенчанных фигурами. Раньше это бывали обычно зебу, а в последнее время встречаются машины и даже самолеты. На могилу кладутся черепа зебу, принесенных в жертву во время погребальной церемонии. Захоронения в южных районах обычно обособлены друг от друга. Чаще всего они располагаются вдоль дорог; по углам высаживаются четыре дерева фанцилутры. На Высоком плато все холмы усеяны гробницами - каменными племени бецилеу и кирпичными племени мерина.