Ковров

Feb 24, 2017 13:11

Оригинал взят у nord_ursus в Ковров
Владимирская область - регион большой и разнообразный. Здесь есть древние города с домонгольскими памятниками архитектуры, относящиеся к Золотому кольцу, а есть и города, менее известные, и реже посещаемые туристами, но довольно развитые экономически. Ковров - город хоть и достаточно молодой (основан в 1778 году) относительно Владимира и Суздаля, но при этом второй по величине (140 тысяч жителей) город области. Это город в основном промышленный, древних достопримчеательностей здесь нет, но есть свои интересные особенности.



Ковров я осматривал не в одиночку. Меня по этому городу водил местный житель Роман Есиков yosikava, с которым мы встретились на вокзале, когда я приехал на электричке из Владимира. Город, как это сразу стоит отметить, фактически делится на две стороны - северную и южную, и разделяет их железная дорога. А именно - Московско-Нижегородская железная дорога, построенная во второй половине 1860-х годов.

2. Существующий ковровский вокзал построен уже в нулевые годы на месте снесённого старого, который был значительно меньше по размеру. Надо сказать, что нынешний вокзал очень просторен и для 140-тысячного города весьма масштабен, не уступая размерами даже вокзалам Владимира и Нижнего Новгорода.



До того, как я побывал в Коврове, проезжать его вокзал мне доводилось уже дважды, - в июле 2013 года по дороге из Ярославля в Нижний Новгород, и за три дня до посещения города, по дороге из Шуи во Владимир, когда я даже делал здесь пересадку.

А старый вокзал фигурирует в советском фильме "Шла собака по роялю", выполняя роль станции в провинциальном городке Верхние Ямки (большая часть фильма снималась в сельской местности рядом с Ковровом - в деревне Любец и на аэродроме поблизости).

3. Первым делом мы решили пройти по северной - более старой части Коврова. Прямо от вокзала идёт улица Абельмана, на которой иногда встречаются довольно интересные образцы довоенного конструктивизма. На фото - вид в сторону вокзала.



4. Советская архитектура может соседствовать с дореволюционной, так как застройка в городе довольно хаотична, без единого плана.



До революции Ковров был уездным городом Владимирской губернии, а разрастаться начал уже в советскую эпоху, благодаря развитию здесь промышленности - машиностроительной, оружейной.

5. Поэтому здесь можно видеть по тем временам весьма капитальные для не областного города довоенные дома.



6. Здание реального училища постройки 1913 года. Ныне - первая городская гимназия.



Выше я упомянул об оружейной промышленности. Развиваться она стала в советскую эпоху, но начало было положено ещё в 1916 году. И ныне оружейный завод имени Дегтярёва является почти что основным градообразующим предприятием Коврова. Сам Василий Дегтярёв - оружейник, благодаря которому появились известные советские пулемёты ДП, РПД и многое другое, жил некоторое время в Коврове, работая над конструированием оружия. Памятник ему стоит возле Горсада на улице Абельмана.

7.



8. Внизу, на барельефе, изображены его "детища" - стрелковое оружие. Между прочим, тот, кто разбирается, легко найдёт в этом барельефе ляп. Видите?



Кто не знает, - поясню. Снизу почему-то изобразили ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина) вместо ППД (Дегтярёва). Хоть и внешне они сходны, но в глаза ошибка бросается сразу.

9. Кравеведческий музей помещается в здании местного управления Московско-Нижегородской железной дороги, построенном, соответственно, в конце 1860-х.



10. Идём дальше. Образцы довоенной архитектуры, надо сказать, весьма своеобразны и интересны.



11. Подчеркну ещё раз - это не в областном городе! Похожее я помню, например, в Боровичах Новгородской области.



12. А по соседству - старые домики:



13. С улицы Абельмана мы повернули налево и пошли в парк имени Пушкина, где стоит у входа гипсовый памятник поэту.



Парк расположен в стороне от центральных улиц, довольно густо зарос деревьями, поэтому атмосфера здесь своеобразная. А может быть, это просто потому что парк расположен на месте бывшего кладбища.

14. А чуть дальше - могила Василия Дегтярёва, памятник которому показан чуть выше. Человек, создававший оружие, с которым Красная армия победила в Великой Отечественной войне, и которое знакомо многим по фотографиям и кинохронике, похоронен именно здесь.



15. А по соседству - установленный недавно памятник Первой мировой войне:



16. Кладбище в советские годы, по сути, разорили, но храм при нём не снесли. По-прежнему стоит здесь церковь Иоанна Воина (первая половина XIX века).



17. Идём дальше:



18. А это собор Рождества Христова. Фактически ровесник города, собор был заложен в 1778 году на месте одноимённого более старого. Именно в том году село Коврово получило статус уездного города. Село, в свою очередь, название получило от фамилии князей Ковровых, а до XVI века носило название Рождественское. Так что без преувеличения можно сказать, что Рождество для Коврова - один из важнейших праздников. А это, по сути, - место, откуда город начинался.



19. Вид вдоль Клязьмы (река слева). Впереди виден ещё один храм.



20. Торговые ряды (1892-1893):



21. Старый Ковров в основном примерно такой:



22.



23. У высокого берега Клязьмы стоит Спасо-Преображенский собор постройки 1870-1882 годов. Автором его проекта был известный владимирский архитектор Николай Артлебен, который, кроме того, был видным деятелем реставрации, и работал над такими древними памятниками, как Успенский собор и Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.



24. На мой взгляд, более интересный вид на собор открывается с моста через Клязьму. На дальнем плане виден, кстати, и Рождественский собор.



25. А вот и Клязьма. Вроде, здесь она чуть шире, чем во Владимире. Несёт свои воды в Оку, пополняя обширный волжский бассейн.



26. Мост ведёт на западную окраину города. Туда мы уже не пошли.



Вернувшись с моста, мы пошли вновь в центр по улице Фёдорова, названной в честь известного оружейника, создавшего 6,5-мм патрон и автоматическую винтовку под него. Автомат Фёдорова также производился в том числе и на ковровском оружейном заводе.

27. Деревянная застройка:



28. В этом здании ныне находится детская школа искусств.



29. Перекрёсток с улицей Абельмана:



30. Сталинский дом культуры. Вроде, не типовой проект. Раньше таких не припомню.



31.



32. В деревянной архитектуре иногда проступают элементы модерна:



33.



34.



35. Это снова улица Абельмана:



36. В этом месте застройка даже довольно цельная.



37. Встречаются и дома-погорельцы:



38. Улица Володарского (пересекает Абельмана), в перспективе которой открывается вид на уже показанный Рождественский собор:



39. Вид на неё же в другую сторону:



40. Псевдорусский стиль. К сожалению, состояние многих старых домов в Коврове оставляет желать лучшего.



41. Вид на юг по улице Абельмана. Почему-то в этой пасмурно-зимней атмосфере мне периодически вспоминались улицы Петербурга. А точнее даже, линии Васильевского острова. С некоторых ракурсов можно увидеть определённое сходство.



По улице Абельмана мы вновь идём на юг, то есть в сторону вокзала, приближаясь к Горсаду (около которого стоит памятник Дегтярёву), и, таким образом, замыкая малый круг по старому Коврову.

42. Весьма занятная формулировка. Прежде никогда таких не видел.



43. Снова конструктивизм. И вездсущий "Магнит". Впереди уже видны ворота парка. Это дом-коммуна - распространённое явление в городах СССР в 1920-е-30-е годы. Кстати, такой дом в Коврове не один, их было построено пять, и одному из них повезло значительно меньше, но об этом будет написано чуть ниже.



44. Вид с угла. Опять же, весьма солидное для такого города здание. Конструктивизм почти вполне ленинградского масштаба.



45. Рядом с воротами парка:



46. Памятник Ильичу. Как сказал мне Роман, монумент вождю установлен на пьедестале памятника Александру II, который стоял здесь до 1920-х годов. Такая же история, как во Владимире.



47. А это уже в парке. Краеведческий музей и памятник Дегтярёву остаются в стороне, мы проходим мимо них и идём в другую сторону.



48. Между прочим, это бывший парк экскаваторостроителей. Довольно длительное время экскаваторный завод также был одним из основных в Коврове, но блаженно почил в 2009 году. Памятник экскаватору в парке, кстати, установлен уже после окончания работы завода. Так сказать, памятник деиндустриализации.



49. Улица Щорса, проходящая рядом с парком:



50. Поблизости от парка - ещё один образец конструктивизма. Это ещё один ковровский дом-коммуна - номер пять, а в народе - "пятый дом". Когда-то подобное жильё считалось передовым достижением, но сейчас время их прошло. И, по словам Романа, "пятый дом", будучи в аварийном состоянии и уже наполовину нежилым, славится в городе как место обитания деклассированных элементов.



51. А жаль, однако, что столь интересное здание так пропадает.



52. Октябрьская площадь. Впереди виден автомобильный путепровод над железной дорогой, ведущий в южную часть города. Но туда пойдём чуть позже.



53.



54. Здесь более поздняя застройка. Но среди хрущёвок приютился маленький деревянный домик. Это - дом-музей Дегтярёва, в котором оружейник проживал в период своей работы в Коврове.



55. Улица Дегтярёва:



56. Затем мы пошли в южную часть города. Относительно исторического центра она расположена за железной дорогой, но сейчас это более оживлённый район города с более капитальной застройкой. На фото - вид с путепровода. Между прочим, железнодорожные пути здесь проложены в специально вырытой выемке, то есть ниже "уровня города", поэтому путепровод над железной дорогой даже никуда не поднимается, а идёт на том же уровне; а на вокзале выход в город со второго этажа, а к путям - с первого. Кстати, впереди виден вокзал и стоящий на путях скоростной электропоезд "Ласточка" сообщением Нижний Новгород - Москва.



57. Проспект Ленина - пожалуй, что главная улица города. Он начинается именно от путепровода (переходя из него) и идёт через южную половину Коврова.



58. Сталинская архитектура. Кстати, обратите внимание, - в 140-тысячном Коврове есть троллейбус. А вообще, именно эта часть города выглядит гораздо более оживлённой, чем северная сторона.



59. А вот и Ковровский оружейный завод. Тыловая кузница Победы: здесь производились и уже упомянутые пулемёты Дегтярёва, и пистолет-пулемёт Шпагина. А сейчас там производятся даже гранатомёты, и детали ПЗРК. Завод исправно работает.



60. Благодаря оружейному заводу Ковров получил звание Города Воинской славы. Что, на мой взгляд, довольно странно. Всё таки обычно это звание получают города, непосредственно принявшие на себя удар во время войн. Ковров правильнее было бы считать Городом-Тружеником Тыла.



61. А это - деревянные дома постройки 1916-1917 годов. Изначально это было социальное жильё для рабочих оружейного завода. Как видим, практика строительства рабочих кварталов рядом с предприятиями возникла не в советскую эпоху.



62.



63. Пройдя через прилегающие к заводу кварталы, мы вновь вернулись на проспект Ленина.



64. Ещё один пласт ковровской архитектуры - дома, построенные пленными немцами в первое десятилетие после войны. Впрочем, такие дома есть во многих городах, в том числе и в Петербурге.



65.



66. Памятник ещё одному оружейному конструктору, работавшему в Коврове - Георгию Шпагину. Самая известная его разработка - пистолет-пулемёт Шпагина (ППШ-41), по ошибке оказавшийся на памятнике Дегтярёву. ППШ известен как один из символов Великой Отечественной войны, будучи изображён в руках скульптуры солдата на многих памятниках.



67. На проспекте Ленина сталинки постепенно переходят в хрущёвки:



68. Но сталинки середины 1950-х пока ещё попадаются:



69.



70. Здесь проспект уже почти заканчивается:



71. И мы выходим на площадь 200-летия Коврова, на которой стоит памятник, посвящённый означенному юбилею, и установленный, соответственно, в 1978 году. Памятник, кстати, довольно капитальный, - в нём даже сделана трибуна, предназначавшаяся, видимо, для выступлений.



72. Улица Маяковского, примыкающая с востока:



73. Позднесоветский кинотеатр "Ковров" стоит на южной (то есть дальней) стороне площади. В этом месте капитальная городская застройка заканчивается, и дальше на юг тянутся кварталы частного сектора.



И от этого места мы уже повернули обратно, чтобы идти обратно к вокзалу.

74. Проспект Ленина у своего окончания:



75. Здесь же, на проспекте Ленина, находится мемориал Великой Отечественной войне, выполненный в довольно распространённой форме "Три штыка".



76. Возвращаясь к путепроводу над железной дорогой, мы повернули налево - на одну из улиц, застроенную частным сектором.



77. А вот и почивший экскаваторный завод "Ковровец". После остановки производства часть его помещений пустует, а часть сдаётся в аренду под офисы.



78. Дом культуры напротив корпусов бывшего завода. Типовой проект 1950-х годов. Такие ДК можно встретить во многих городах, в том числе и во Владимире.



79. За домом культуры - церковь Феодоровской иконы Божией Матери (1868-1875), ещё одно творение архитектора Н. А. Артлебена. Правда, судя по внешнему виду, значительная часть храма воссоздана уже в наше время. Эту церковь могут видеть все, кто проезжает Ковров на поезде. А поезда здесь ходят даже в Сибирь.



80. По соседству - машиностроительный техникум. Ещё один образец конструктивизма.



81. Ну а затем мы вышли на пешеходный мостик над путями. Теперь впереди вдалеке виден уже показанный путепровод.



После чего мы сразу пришли вокзал, откуда я, попрощавшись с Романом, уехал обратно во Владимир. Точнее, поехал на автобусе с автовокзала (который совмещён с железнодорожным), так как электричка в расписании значилась не скоро. Как уже говорилось, по меркам этого региона, Ковров - город довольно молодой. Тем не менее, один из самых крупных, и играющий значительную роль в жизни региона. А поэтому ему уже стоит уделить внимание. Да и город далеко не безынтересный, - свой колорит и у Коврова, безусловно, есть.
Previous post Next post
Up