Приехав летом в Таджикистан, я предполагал, что будет жарко, но чтоб на столько ;) Местные жители сами не помнят такого жаркого июля. Температура днем, не опускалась ниже 42 градусов, к тому же с Афганистана пыльные бури принесли достаточно много песка. Видимость была плохая, а воздух сухой и перегретый.
Первый летный день показал, на сколько не комфортные полеты, могут быть в таких условиях. Потоки резкие и сильные, а у вертикальных скал, полет и вовсе не безопасен. Но тем не менее, начинаешь привыкать к постоянной тряске в воздухе. Хотя удовольствие от такого родео с парапланом, дело сомнительное, решаю попробовать все же лететь по запланированному маршруту.
15-е Июля. Первая попытка улететь на север. Слишком турбулентные условия над Варзобским ущельем, заставляют меня вернуться обратно. Уже второй день наблюдаю облачность над Гиссарским хребтом и далее на север. Предположив, что хребет сдерживает горячий и пыльный воздух с юга, еду на Анзобский перевал, расположенный как раз сразу за Гиссарским хребтом. Там зелено и чувствуется влага в воздухе. Решено стартовать с этого места. Миша, пилот из России, согласился составить компанию.
На штатной посадке скосили всю траву16-е Июля. День первый.
Утром берем такси и едем с Михой из Душанбе до Анзобского перевала. Старая дорога уже не эксплуатируется и поэтому не чиститься от камней. Добравшись до места, где автомобиль хоть как-то мог проехать, выходим и топаем пешком 500 метров до места старта. Найдя подходящую площадку, стартуем с дороги.
дорога Душанбе - Худжанд
вид с Анзобского перевала
старая дорога на АнзобНабрав 300 метров, замечаю, что ветер значительно усиливается и меня выпирает на самую вершину перевала. Боюсь, как бы не сдуло за перевал. Облака уже достаточно хорошо сформированы. База 5500 метров. Иду на запад к пику Газнок (4886м). Только вот рядом с пиком не набирается высота, для перехода в сторону озера Искандеркуль.
место старта на втором серпантине снизу
Потоки рвет ветром и сильно сносит на север. Не смог набрать высоту и вернулся обратно на Анзобский перевал. Там стартовый поток снова позволил выкрутить под облака и я меняю план. Поворачиваю на северо-запад к пику Кафтархона (3292м) и по ветру лечу вдоль трассы Душанбе-Хунджанд. Пролетаю карьеры, где работает техника. Западные склоны пологие с просторными площадками, где можно безопасно приземлиться. В конце хребта пик Симич (3381м), а далее через ущелье на северо-западе пик Поймазар (4124м).
Фанские горы. Впереди ущелье ведущее к Алаудинам. Слева дорога Душанбе-Худжанд
Над ним как раз стояло большое облако, создававшее обширную тень. Так как под облаком был склон в виде ложки, собиравшей весь ветер с ущелья. Не раздумывая полетел в это место. И по классике меня вынесло словно на лифте под базу.
И вот я у входа в ущелье, ведущего к Алаудинским озерам. Горы в этом месте состоят из камня, песка и красного гранита. На часах всего 15.00 и погоды еще достаточно, чтобы пролететь отличную дистанцию, но мечта побывать в Фанских горах заставляет придерживаться первоначального плана.
Еще час полета по ущелью и вот они, северные, скальные стенки, по которым спускаются языки ледников к мутным озерам, а чуть ниже, озера нежно голубого цвета, Алаудины! Высоты много и я пол часа кружу над этой красотой, стараясь запомнить каждый миг. Не часто видишь такие красоты! Ветер дует с больших гор, а должен был быть в горы ;) По итогу дня пролетел 80км.
Алаудинские озера
Слева пик Чапдара (5049) справа пик Политехник (4241)
на посадке ниже альплагеря Вертикаль
Фанские горы
Под вопли детворы, приземляюсь рядом с дорогой. Ниже по ущелью расположен альпийский лагерь Вертикаль (2600м). Место под палатку стоит всего 2 доллара за сутки. На территории есть, кухня, где можно купить питьевой воды или перекусить. Туалет и душ, тоже станут приятным дополнением к пребыванию в этом месте. До темноты времени еще достаточно и установив палатку, я отправился к озерам.
Самое большое из Алаудинских озер называется Чапдара и расположено на высоте 2780 метров над уровнем моря. Из озера берет начало река Чапдара, которая течет вниз по ущелью, образовывая несколько малых Алаудинских озер. Приятным сюрпризом, было найти зеленое озеро, название которого мне не известно.
Фанские горы. река Чапдара
Фанские горы. Зеленое озеро
Фанские горы. Озеро Чапдара. Самое большое из Алаудинских озер
17-е Июля. День второй.
Утром договорился с местным парнем , которого зовут Акрам, об аренде ишака, чтобы помог затащить рюкзак на гору. До перевала Лаудан Ложный (3457м) поднялись к 11 часам, еще час сидел наблюдал за погодой. Над головой выросло облако, накрыв меня обширной тенью. К моменту моего старта, ветер совсем стих. Пришлось 20 минут ждать, когда хоть какой-то ветерок подует.
Акрам и его крепкий ослик
Фанские горы. Слева Алаудинские озера, через перевал справа Куликалонские озера
После старта быстро раскрутил поток под то самое большое облако. Эх благодать. База снова 5500 метров ;) Насладившись красотой Алаудинских и Куликалонских озер, я повернул на север и полетел в сторону Туркестанского хребта. Переход к пику Шаукартау (4029м) получился по ветру, так что высоты потерял не много.
Впереди Зеравшанская долина и Туркистанский хребет
Там ко мне присоединился очень любопытный орел. Он долго летал вокруг меня и пристально рассматривал. Через какое-то время, появились еще два пернатых и мы все вместе, летели до места моей посадки. Орлы довольно большие, а на крыльях у них были круглые белые пятна. Через 80км полета, приблизился к границе с Киргизией, она как раз идет по Туркестанскому хребту. В Зеравшанской долине были пограничные заставы, которые я старался пролететь максимально высоко, чтобы не раздражать военных.
над Туркистанским хребтом
база 5500 метров над уровнем моря
В 2013 году, английский пилот William Palmer, имел неосторожность приземлиться на территорию пограничной заставы. Был задержан военными на несколько часов.
На восток летелось легко. Ветер был юго-западный и помогал мне преодолевать километры. На подлете к районному центру Матча, ветер поменялся на юго-восточный, что затруднило мое продвижение вперед. Сделал максимальный набор под большую тучку, которая посыпала меня сначала снегом, а потом еще и дождиком. Встречный ветер теперь дул по долине и обтекая склоны разбивал потоки. Время было около 17 часов вечера и погода начала слабеть. В долине с посадками проблем нет, только вот горы в этом месте скалистые и под старт места не найти. Решаю пробиваться вперед, где есть хоть какие-то подходящие места для старта. Преодолев еще около 15км маршрута, приземлился на крутом склоне, усыпанным камнями. Метров 200, ниже по склону, была ровная площадка под палатку. Я спустился и разбил лагерь.
место посадки на склон
самый спокойный сон в горах
закат в Зеравшанской долине
На соседней горе стояла вышка сотовой связи, так что цивилизация присутствует ;) Для информации, в горах Таджикистана, большее покрытие у сотового оператора Tcell, а так как у меня мегафон, то сеть была только на симкарте МТС в роуминге, через оператора Tcell.
В месте установки палатки, повсюду растет чабрец, и в воздухе приятный аромат, который действовал как успокоительное во время сна. Нарвал немного травы и за ужином добавил в чай.
Ночью, небо было усыпано звездами, а яркий свет от луны освещал долину и горы. Звездное небо при ночевках в горах - это всегда незабываемое зрелище.
По итогу дня пролетел почти 170 км, установив новый рекорд Таджикистана и побив свою предыдущую дистанцию в 155 км.
18-е Июля. День третий.
Утром предстоял подъем 400 метров вверх по склону на точку старта. Отличная пологая площадка на высоте 3200 метров над уровнем моря.
жду погоду на старте
Стартую в 10:30, потоки сильные и сформированные. Ветер все так же дует с востока по долине. Выбираю высоту 5000 метром и двигаюсь по маршруту. На следующем отроге, не докрутил до базы и это было ошибкой. Долина в этом месте поворачивает на юго-восток и ветер теперь дул из-за гор. На очередном переходе попадаю в сильный слив и приходиться уйти от гор в долину, где приземлился на дорогу между картофельными полями рядом с кишлаком Дикхизор. Вот так и бывает, из-за маленькой ошибки потерял летный день с отличной погодой.
Туркистанский хребет
посадка рядом с кишлаком Дикхизор
На земле встретила детвора и проводила в кишлак, где группа местных жителей, встретила очень гостеприимно, а один из жителей по имени Наиб позвал на обед и приютил на ночь. Его сын Махмуд, несколько лет работал в России на строительстве домов и теперь вернулся на родину, женился и построил по местным меркам современный дом. В доме большая комната устелена коврами, одеялами и подушками ручной работы. Очень уютно.
жилище для скота
вкусняшки по случаю моего прибытия
Урожай собирают осенью и продают приезжающим бизнесменам на грузовых КАМАЗах. Часть картофеля меняют на муку, сахар, сладости, одежду и другие товары, которые коммерсанты привозят по просьбе жителей кишлака.
Рядом, сохранилось древнее кладбище, которому более 300 лет.
старое кладбище предков. Грабницы под метровым слоем земли
река Зеравшан
Перекусив в компании семьи и близких друзей хозяина, мы прогулялись по окрестностям. Мне показали как ведут хозяйство. Каждая семья держит коров, коз и овец. Основной доход местных, от продажи картофеля. В земле построены большие погреба для складирования урожая. Вся долина используется под выращивание картошки и немного под пшеницу. Полив полей сделан по старым методикам. Горные речки, стекающие со склонов гор, по небольшим каналам искусственно заворачивают на поля и вода протекая между грядок, перетекает на поля расположенные ниже и впадает в реку Зеравшан. Автоматизированный полив.
полив картошки
справа от меня Фазиль, слева Наиб
Наиб и его сын Махмуд
Наиб и его друг Фазиль служили в советской армии и на русском уже не разговаривали много лет. Иногда не могли вспомнить слова и переходили на Таджикский. Они приехали в это место в далеком 1997 году, когда здесь не было ни воды, ни электричества. В 2006 году своими силами, жители кишлака построили водовод, проложив от горного родника трубу с высоты 800 метров по склону горы. И на одной из речек построили маленькую гидроэлектростанцию и протянули электросеть в дома. У них назначен ответственный электрик, который следит за состоянием станции. Так же есть школа, в которой работает несколько учителей и небольшая мечеть.
На ужин приготовили вкуснейший плов и конечно же чай, его мы пили литрами. Горная вода придавала особенный вкус напитку.
19-е Июля. День четвертый.
Утром завтракали теплым молоком, добавив в него обжаренную муку и ломтики лепешки. Очень вкусно и сытно. Снарядив соседского ишака рюкзаком, мы отправились на гору искать место для старта. Подъем в гору около 1000 метров и довольно крутой. С рюкзаком за спиной, мне было бы очень тяжело. Так что ослик очень помог. Поднялись на склон и даже нашлась ровная площадка, но время уже было около 10 утра и термический ветер был очень сильным. Потоки так часто сходили, что не оставили мне шанса для старта. В таких условиях опасно стартовать. Так и просидели на горе до вечера. Пастуха и ослика я отпустил вниз, а сам решил ночевать наверху, чтобы утром пораньше быть готовым стартовать.
фото с осликом
кишлак Дикхизор
тупим на старте
сильный термический ветер. Стартовать опасно
Вечером, когда солнце зашло за горы, из нор начали выползать суслики. Забавные существа. Они очень похожи на бобров, такие же два крупных зуба, светло коричневый окрас. Когда я шел за водой к роднику, увидев меня, они вставали на задние лапы и издавали громкий писк, предупреждая остальных о приближении незнакомца. У родника встретил серого зайца, который заметив меня сразу помчал по склону прочь. Постепенно небо на западе начало затягивать дождевыми облаками, которые двигались в моем направлении, но дождик так и не пролился.
ночь на горе
20-е Июля. Пятый день.
Подъем в 7 утра. Быстро собрался, пополнил запасы воды. Связался с Алексеем Дружининым, он находился за Зеравшанским хребтом южнее от моего места. Видя развитие облачности на севере, Леха решил лететь на юг в сторону Памира. Не удалось нам полетать вместе, но как говориться - в следующий раз!
Решил подняться еще на 300 метров выше и перейти на восточное ребро, где ветер не будет обтекать склон. Тропы отсутствуют и идти по крутому склону, очень тяжело. Ноги соскальзывают и устают при такой ходьбе. Через 40 минут забрался куда планировал, но площадок ровных нет. Нашел небольшой выступ, на котором подготовился к старту. Боялся, что шлем или другая снаряга укатиться вниз.
подъем на точку старта
Параплан закрепил выше по склону при помощи специальных металлических шпилек, которые у Skyman CrossAlps идут в комплекте и вшиты в нервюры центроплана. Ветер уже начинал усиливаться, так что тянуть со стартом нельзя. С первого раза поднимаю крыло и улетаю. Ухожу левее на скальную стенку ориентированную на восток и медленно начинаю выбираться наверх в слабом термодинамике. Набрав 3700 метров, зачем-то решаю пройти вперед на следующий отрог, а там потоков нет. Потеряв высоту, возвращаюсь к скальнику, но уже не удается удержаться. Слишком низко. Ругаю себя за необдуманные действия, но высоты от этого не прибавляется. Сдуваюсь вдоль склона, где потрачено столько сил во время подъема на точку старта.
Приземляюсь сразу в кишлак, где меня уже ждут. Жители наблюдали мой старт и не продолжительный полет. Над горами активно растут дождевые облака, перекрывая путь на юг. Собираю рюкзак и иду к знакомому дому.
дети кишлака
погода испортилась
Там снова чаепитие и обсуждение как мне выбираться. Сил и желания подниматься еще раз уже нет. Очень устал карабкаться по горам в такую жару. На следующий день один из жителей занимающийся извозом, планирует поездку в Худжанд и сможет меня забрать. Только вот есть проблема. Неделю назад рухнул мост через реку и теперь кишлак отрезан от дороги на запад. Речка как назло полноводная и даже рано утром не падает уровень воды. Будем пробовать перейти в брод.
21-е Июля. День шестой.
В 11 часов за мной приехала машина и простившись с гостеприимными хозяевами, отправляюсь на запад по долине. Через 4км пути добрались до разрушенного моста. Русло реки глубокое и достаточно полноводное. Вода мчится с большой скоростью и тут я напрягся. Переходить горную реку - это не на параплане летать, тут уже все серьезно. Осмотрев сверху возможные места перехода реки, спускаемся по склону вниз и начинаем переход в месте разлива реки по небольшим руслам.
мост унесло рекой
переход реки
Решаю сменить обувь. Летные ботинки, лучше защитят ноги при переходе. Камни крупные и река несет их как цепки. Многие места перепрыгиваю по камням. Пару мест были глубокими и глубина доходила до одного метра. Течение сильное и мы с мужиками поддерживая друг друга за руки, перебираемся на другой берег. Не простое занятие, скажу я вам, безопасно переходить такую бурную воду. Впервые штурмую горную реку и это полезный опыт. Поднявшись на противоположный склон около 150 метров. Водитель пошел за машиной, припаркованной на дороге, а я тем временем, промываю ботинки от грязи и мелких камней, в горном ручье.
постирушки в горной речке
Ботинки привязал на багажник машины, чтобы просушились как следует в пути. Дорога грунтовая, но корейский джип очень комфортно проезжает по неровностям. В нескольких кишлаках собираем пассажиров, которые забронировали места в машине до Хунджанда. Все пассажиры знают русский язык и за разговорами время летит не заметно. Периодически отвлекался на пейзажи проносящиеся за окном автомобиля. Долина выглядит еще более живописной чем с воздуха.
грузимся в очередном кишлаке. Ботинки на просушке
Зеравшанская долина. Туркестанский хребет
на подъезде к Айни, ущелья все уже и круче
помогли заменить колесо нерадивому таксисту
В нескольких кишлаках, которые проезжали, попадались местные жители, которые видели как я пролетал пару дней назад над горами. Приглашали чайку выпить и познакомиться. Добрейшие люди! Девять часов дороги и мы в городе Айни. Меня встречает мой знакомый таксист из Душанбе и мы мчим в гостиницу. По дороге заскочили в отличное заведение поужинать. В город добрался уже за полночь. Хозяева отеля были рады моему возвращению и подготовили номер на первом этаже, где прохладно спиться в эти жаркие дни.
Таким был этот чудесный выезд в Таджикистан. Эту страну и ее горы, полюбил всем сердцем! Места очень красивые, а количество ледников просто не счесть. Следующее лето обязательно еду!
You can watch this video on www.livejournal.com