Бивак-флай в Гималаях. Перевал надежд и разочарований

Nov 03, 2017 14:24


В этот раз планируя пролететь бивак через высокогорные озера, где предстояли не только полеты выше 5000 метров, но и ночевки на высотах более 4000 метров, решил уделить больше внимания акклиматизации организма к высокогорью. Отроги идущие от основного хребта, вдоль которого пилоты осуществляют свои ежедневные маршруты, позволяют спланировать акклиматизацию. Высота нашей домашней долины, где мы живем в отеле, 1400 метров над уровнем моря и данная высота без проблем переноситься организмом. Нехватка кислорода начинает чувствоваться выше 2000-2500 метров, так что решено начать с 2800 метров.



14е октября. Акклиматизация,  день первый.
Выбрав подходящее место (32.193173, 76.447135) для первой ночевки, которое располагалось недалеко от города Драмсала. Это хребет высотой 2800 метров, на вершину которого идет тропа вымощенная камнем. На вершине местные работяги возводят Индуистский храм Aadi Himani Chamunda Sidh Peeth. Мы с Володей договорились туда лететь на ночлег. Стартовав утром из Бира и полетав в свое удовольствие, я принялся выбирать площадку для приземления на вершине хребта. Нужно сказать, это еще та задачка :-) Сходят потоки, дует ветер и все это нужно учесть, чтобы безопасно приземлиться. Покружив над хребтом, и попробовав пробный заход на посадку в нескольких местах, удалось детально рассмотреть рельеф и определить наиболее удачную (травянистую и без камней) площадку. Поток, который сходил рядом с местом приземления постоянно мешал точно рассчитать глиссаду при заходе на посадку. Только с шестой попытки, зайдя за поток, смог плюхнуться на поляну. Посадка жестковатая, но как говориться, рабочий момент.









Через пол часа прилетел Володя Кравченко и Евгений Панафидин. Они успешно совершили посадку. Определив место для установки палаток мы проводили Евгения, который стартовав полетел в сторону Бира. Ночевка в горах не входила в его планы.
Когда собирал снаряжение в рюкзак и устанавливал палатку, заметил влияние высоты на организм. При подъеме из положения сидя в положение стоя, темнело в глазах. Поставив лагерь прогулялись по окрестностям.

Сходили в гости к строителям, которые на вершине хребта строят Темпл. Немного знают английский язык. Угостили нас питьевой водой и мы пошли спать. С собой был прибор пульсоксиметр, который позволял контролировать сердцебиение и кислород в крови. Вечером 130 уд/м и кислород 92%, на утро уже 90 уд/м и кислород 99%.



15е октября. Акклиматизация,  день второй.
Утром самочувствие отличное! Позавтракав и дождавшись погоды стартуем. Ветер Юго-запад 10-15км/ч. Честно сказать, с погодой этой осенью в Гималаях, что-то происходит. Сильные Северо-западные и Северо-восточные ветра на высоте выше 3500 метров и не менее сильные Юго-восточные и Юго-западные на высотах до 3000 метров. В воздухе довольно турбулентно и частенько с крылом танцуем рокенрол ;) У склона потоки рваные и слабые. Пока высота еще есть, решаю валить по быстрому в сторону Бира. На подлете к городу Палампур, Володя растеряв высоту решает приземлиться на склон, чтобы подняться выше и стартовать повторно, мне удается удержать высоту 2500 метров и перейти на более сильное ребро, по которому получилось выбраться на 3000 метров и долететь до штатного старта в Бире. Совершив посадку на верхнем старте (2460м), решил разнообразить завтрак, яичницей.



В кафе встретил Алексея Кучеренко и Евгения Панафидина. Сидим кушаем и ждем Володю, а вокруг красота ;)
Леха и Евгений, планируют лететь ночевать на высоте 2200 метров, рядом с известным стартом 360, а мне с Володей по плану нужно бы в большие горы на высоту 3500 метров. Через час, ситуация разрешилась сама собой. Володя сообщил по рации, что сильно устал из-за прогулки с рюкзаком по склону и летит в отель восстанавливаться, а в больших горах гроза посыпает снегом. Ну что ж, в большие горы не пробраться и я решаю лететь с парнями. Быстро добравшись до места ночевки, наша тусовка увеличилась до пяти пилотов. Кроме меня были Денис Иванов, Антон Донцов, Алексей Кучеренко, Евгений Панафидин. Посадка в этом месте не простая, спасибо Антону, что подсказал траекторию приземления. Вот таким дружным коллективом мы провели время на свежем воздухе в горах.







16е октября. Акклиматизация,  день третий.
Утром стартуем. Алексей, Денис и Евгений летят на Юго-восток, ночевать на озеро Парашар. Я заглянув в большие горы и полетав на высотах 4000-5000 метров, вернулся в Бир.



17е октября. Акклиматизация,  день четвертый.
Из Бира стартуем в 11 утра. Погода слабая с плотной инверсией.



С трудом удалось набрать высоту достаточную для перехода в большие горы. В одиночестве добрался до места ночевки за 2,5 часа. Володя не смог перейти в большие горы из-за недостатка высоты. Сильная инверсия многим пилотом сегодня мешала набирать высоту.



В точке ночевки (32.041820, 76.939279) на 3500 метров, альпийские луга и площадка для приземления очень большая, но рельеф с горками. С высоты, зачастую местность кажется ровной, а когда спускаешься до высоты принятия решения, видна кривизна рельефа. В этот раз посадка прошла хорошо :-) Через какое-то время увидел Дениса и Евгения, они набирали высоту для перехода из больших гор в сторону домашнего хребта. Уболтал их лететь ко мне и составить компанию. Немного подумав, парни развернулись в мою сторону и не пожалели. Место удивительное и виды на пятитысячники были волшебными.







Выбрав площадку по ровнее, мы разбили лагерь и пошли прогуляться. Рядом с местом ночевки были четыре озера различной величины. У одного из озер на склоне, вертикально торчали камни. Они выглядели как зубья пилы, только масштабнее. Приблизившись к этим камням, мы обнаружили много лежанок животных и высота камней по 2-3 метра. Обойдя все озера, мы с Денисом пошли в сторону лагеря, а Женя решил отправиться на поиски питьевой воды. Ниже по склону были два ручья с питьевой водой. Хватило воды и чаю напиться и умыться ;)







Ночью температура опускалась до -3 градусов. Состояние стабильное. Под вечер у меня была пульсирующая боль в висках, подлечился таблеткой Янтарной кислоты. У Дениса общее состояние хуже. Головная боль и тошнота. Женька как космонавт ))) Произвел замеры пульсоксиметром. Вечером 97 уд/м и кислород 83%, на утро уже 80 уд/м и кислород 95%.

18е октября. Акклиматизация,  день пятый.
Утром дождавшись, когда заработает южный склон, стартуем! Женя и Денис раскрутив поток выбираются выше старта. Мне не удается зацепиться за поток и проваливаюсь в ущелье до высоты 3300 метров. Конечно посадки внизу есть и тропинки есть, но зачем мне эти приключения ;) Полетав у скальников, нахожу слабый поток и через 10 минут выбираюсь на 3600 метров. Проходим на Юго-запад вперед по отрогу, потоки есть, но инверсия не дает набрать выше 3500 метров. Вот так дела. Около 20 минут мы с разных мест пытаемся прошить инверсию, но все безрезультатно. Уходим с этой высоты в сторону долины и успешно долетаем на домашний хребет. Парни рванули в сторону Драмсалы, а я долетев до Бигфейса развернулся и на посадку в Бир. Пора собираться в путешествие, благо погода как мне казалось еще есть.







19е октября. Бивак флай, день первый.
Из Бира стартуем в 10 часов. Погода сильная и через 20 минут уже переходим в большие горы. База еще низкая 4100-4200 метров, так что летим в обход, где горы не превышают высоты 4300 метров. Пришли в точку, где нам нужно перемахнуть хребет в сторону долины Кулу, база уже подросла до 4400 метров и облака приоткрыли горы, а с той стороны неизвестность и крутой обрыв. Внутри меня проносятся мысли, зачем это все?! И тут же приходит ответ - ради этого чувства, когда ты преодолеваешь рубеж и летишь в неизвестность. Все внутри тебя сжимается, выброс адреналина в кровь заставляет сердце биться все сильнее. Кажется, что оно вот вот выпрыгнет из груди от нарастающего напряжения. Набираю еще 100 метров высоты и перемахнув хребет с превышением всего 30 метров, жду чего-то. Турбулентности, сильного ветра или сильных потоков, которые будут жевать мой параплан, но нет их. Нет нечего ужасного, из того что я мог себе нарисовать в мыслях. Предсказуемо начинает дуть попутный ветер, который перетекает из долины Кулу через этот хребет и спокойный ламинарный полет. Вот так бывает! Разрыв шаблона. Готовишься, боишься, а что по итогу?! Правильно! Нечего ;)







Дальше 4 часа технический полет на высотах 4000-4200 метров. Летели по рельефу, так как горы в долине Манали уже от 4500 метров и выше. Набор, переход и снова набор. Местами долбило у скальников, но в основном до перевала Ротанг долетели штатно. На стенке ориентированной на Юго-восток пришлось поработать, чтобы выбраться наверх. Я прилетел на высоте 3400 метров, а погода уже стихала. В термодинамике и в слабых потоках, удалось выбраться на вершинку горы 4100 метров. Володя долго пытался зацепиться, но слил высоту и полетел в сторону перевала Ротанг, где приземлился на штатной посадке тандемщиков.







Мне удалось полетать над самим перевалом и изучить обстановку с местами схода потоков. Покружив часик, я приземлился на старт, где толпились туристы в предвкушении полета на тендеме. На перевале кипит жизнь. Сувенирные и продуктовые лавки. Много кафешек, где мы отлично поужинали.





Высота ночевки 3300 метров и места достаточно. Поставили палатки подальше от кафешек и дороги, но это все равно не спасло нас от шума музыки и криков местных жителей, которые устроившись у костров, танцевали, пели песни и праздновали Дивали (это индийский праздник, который отмечается в течение 5 дней и знаменует победу добра над злом). Праздник сопровождается взрывом петард и запуском фейерверков, а горы отражая звук усиливали эхо от взрывов, разнося его по окрестностям. За пять лет поездок в Индию, этот праздник, конечно, дело привычное для нас, но созерцая звездное небо и величественные пики Гималаев, хотелось тишины ;)







Здесь же на перевале, живут рабочие, которые строят дорогу и занимаются другой хозяйственной работой. Их жилища - это деревянный каркас высотой чуть более 2 метров, накрытый брезентом, который по верх перетянут веревками и укреплен камнями. В некоторых жилищах есть печки. Топят мусором и поэтому дым из трубы черный и с едким запахом горящей пластмассы. Нам приходилось ходить через постройки рабочих, чтобы выйти на связь. Сотовая сеть на перевале работает, но за ней нужно идти на холм рядом с опорой ЛЭП, где виднеется населенный пункт в долине.



20е октября. Бивак флай, день второй.
Ночь была теплой, а это не хороший знак. В 4 часа утра начался дождь, все небо затянуто облаками. Оптимизму нет предела ;) К 8 часам облака начали разваливаться, но перевал все еще оставался закрытым. Мы не спешно собрали снаряжение и пошли позавтракать в кафе. Уже к 11 часа небо очистилось. Мы поехали на автобусе к месту старта. Там, где серпантин делал крайний поворот, вышли из автобуса. Затем еще поднялись еще 100 метров от дороги пешком до высоты 3770 метров. Нашли пригодную для старта площадку (32.359622, 77.222871), выждали подходящий момент и стартанули. С потоками не повезло! Был один не внятный. Володя зацепился и набрал высоту, я слился вниз и приземлился рядом с посадкой тандемщиков. Высоты у Володи все равно не хватало для перехода в соседнюю долину и он приземлился недалеко от меня. К тому же всюду началось активное переразвитие облаков. Влага выпавшая с дождем утром, подпитывала стремительно растущие облака. С Юго-востока к перевалу Ротанг высунулась гроза и как только мы с Володей приземлились, задул сильный ветер. Весь оставшийся день мы тусили на перевале в кафешке, а вечером разбили лагерь ближе к месту, где работала сотовая связь ;)  В больших горах облака и не думали разваливаться. А значит завтра, все может повториться.







21е октября. Бивак флай, день третий.
Ночью значительно похолодало и задул сильный Северо-восточный ветер такой силы, что палатку раскачивало из стороны в сторону. Небо стало голубым и очистилось от облаков. Даже инверсию смыло и сдуло. Я решил продолжать спать, так как ночью свора собак устроившаяся неподалеку от наших палаток, лаяли и не давали выспаться. Ночью даже пришлось камнями бросаться, но успокоились собаки не на долго ;)





Утром Володя сказал, что изрядно вымотался от ночевок в горах и хотел в цивилизацию ;) Я же все еще был полон оптимизма и готов был ждать погоду. Около 12 часов дня, ветер на перевале выключили. Термичка с долины передавила, а по верхам все так же свистел Северо-восток. Мы решили подняться с местными пилотами на старт (3500м). Посмотрев старты тандемов, было понятно, что потоков нет. За перевалом Ротанг по долине дул сильный ветер, об этом нам сообщили приехавшие с той стороны туристы. Позже Леха Дружинин прислал прогноз в районе города Кейлонг. По прогнозу ветер со скоростью до 20км/ч на ближайшие 5 дней. Ну что ж полеты с таким ветром между гор, высотой более 5000 метров, явно не добавит положительных эмоций в наш летный опыт ;) Оставим амбициозные планы до лучшей погоды! Возвращаемся в Бир!

Уехать с перевала не просто. Все проходящие такси заняты, а автобус Кейлонг-Манали, проигнорировав нас проехал мимо. Уболтав владельца тук тука (мотороллер) за 300 рупий доставить нас в Манали. Мы с трудом разместились на заднем сиденье ;) Через час были уже на автостанции города Манали. Там взяли такси и еще через 5 часов были в отеле Бира.





Так встретила и проводила нас Индия. С погодой явно что-то в этом году происходит. Весной в апреле, аномальная жара и грозы. Осенью сильные ветра, которых тут раньше не бывало. Будем адаптироваться и ждать летного сезона. Все лучшее еще впереди!

Треки полетов здесь

image You can watch this video on www.livejournal.com

adventure, travel, paragliding, mountans, paraplan, india, bir billing, himalaya

Previous post Next post
Up