Вторая попытка пролететь бивуак-флай "Поющий холм"
Маршрут от поселения Бир к пику горы Даинкунд.
Взяв паузу и отдохнув один день от предыдущего путешествия, решили повторить попытку пролететь в сторону Чамбы. Группу собрали из четырех пилотов: Володя Кравченко, Алексей Колпаков и Александр Колесников. Погода снова уготовила нам сюрприз, но обо всем по порядку.
01 ноября едем на гору. При подготовке к старту обнаруживаю, что СПОТ предупреждает о севших батарейках, а запасные остались в отеле :-( Два года летаю на одном заряде и вот на тебе неприятность. Надеясь, что производитель продумал этот вопрос и устройство меня предупреждает за ранее, стартую.
Погода еще дохлая и чтобы не тратить время крадусь низами с наборами высоты от 2000 до 2400 метров. На отроге горы Биг фейс, нахожу поток 2 м/с, который ускоряется до 4,8 м/с. Быстро набрав под базу высоту 3200 метров двигаюсь дальше по маршруту в сторону Драмсалы.
По рации Александр сообщил, что у него неисправен навигационный прибор и он принял решение возвращаться в Бир. Печально, но что тут скажешь - отказ техники ;)
На одном из переходов упираюсь в хребет у поселения "Салаг" и не найдя потока, сливаю 300 метров высоты, пока облетаю горку со стороны долины. Не правильно рассчитал высоту перехода и как следствие пришел ниже рельефа. Типичная ошибка, которую я повторю еще раз, дальше по маршруту.
Прохожу хребет за хребтом, а СПОТ трудяга, отбивает точки в информационном пространстве. Периодически поглядываю на него. Работает! :-) Через 3 часа после старта, мы достигли Драмсалы. Я прошел немного вперед, чтобы оценить погоду и был разочарован, дальше облачность опустилась так низко, что лететь стремно. Решаем ночевать здесь.
После приземления, познакомились с Дмитрием Юрлагиным, который как оказалось летел с нами по маршруту. Собрав рюкзаки Алексей, Дмитрий и Володя пошли прогуляться и поужинать в кафешке, которая находилась рядом с кемпингом выше по склону. Я остался присмотреть за рюкзаками. Поставил палатку и устроился ужинать с видом на город Драмсала и дворец Далай-ламы.
Спустя какое-то время, начали появляться козы и бараны. Они как нескончаемым поток прибывали в мою сторону, пока не заполнили всю прилегающую территорию. Мне пришлось разгонять их, так как самые любопытные, начали пробовать на вкус рюкзаки ;)
Позже вернулись парни. Они принесли немного дров для костра. По соседству с нашим лагерем было место стоянки пастухов и когда стемнело, мы взяли дрова пошли погреться у костра.
Хранители костра сидели на плотных тряпках, расстеленных по земле, вокруг костра и ужинали. Рядом стояли большие чаны с рисом, подливой и мясом. Пастухи накладывали себе в металлические миски рис и мясо, полевая все это подливой. Из приборов только руки ;) Я краем глаза с любопытством смотрел на их трапезу.
Кости бросали на съедение собаке, которая сидела рядом. После ужина, они вымыли свои миски, используя немного песка и пару стаканов воды.
Мы сидели вокруг костра и общались. Я решив сделать несколько фотографий, установил штатив и начал настраивать фотоаппарат. Дело происходило рядом с лежавшей собакой и как только начал передвигать штатив ближе к костру для лучшей экспозиции, собака видимо не удовлетворившись съеденными костями за ужином, подскочила и укусила меня за левую ногу, чуть выше ботинка. Хорошо, что штаны были плотные и она зубами не занесла мне ни какой грязи, хотя кожу чутка попортила и боль какое-то время доставала меня. Позже помазал рану зеленкой и на этом успокоился. Как говориться - искусство требует жертв!
Полюбовавшись видом на ночной город Драмсалу и звездное небо, мы улеглись спать под музыку доносившуюся с какой-то вечеринки в городе. Ночь была на удивление теплой.
02 ноября завтракаем, готовим снаряжение и идем стартовать на полянку, которую присмотрел Алексей. Там более пологий склон и есть место для разбега.
В 12 часов мы с Володей улетаем первые. Набрав высоты, идем дальше в сторону Чамбы. Алексей и Дима возвращаются в Бир.
Раскрутив поток 2 м/с и набрав 2900 метров, делаю переход на следующий отрог. Но дальше становиться все не однозначно. Потоки узкие или чаще их вообще нет. Не желая тратить время и терять высоту двигаюсь дальше к поселению "Карери Хас", где уже не раз летал и точно знаю где живут потоки.
Забравшись под самые облачка на 3300 метров, решаю лететь к скальнику, чтобы верхами пройти по хребту до места назначения, но переход сделал не правильно и снова уперся в стенку. Теряя высоту огибаю хребет со стороны долины и забираюсь на 3200 метров.
Теперь переход на знакомую горку, где мы разбивали лагерь 24-го октября и вот он, долгожданный крайний набор 3200 метров. Оставшиеся 30 минут полет в термодинамике и посадка в точке назначения.
Особенностью места, куда мы прилетели, является Юго-западный ветер 15 км/ч, который начинает дуть в 12 часов и выключается около 8 часов вечера.
В месте посадки была тропа, идущая между населенными пунктами по гребню хребта. Когда разбивали лагерь, то этого не учли и по началу местные жители, когда шли по тропинке, натыкались на наши палатки ;) С наступлением темноты ходить перестали.
Установив палатки, Володя решил прогуляться в соседнее поселение "Басудан", чтобы прикупить воды и вкусняшек. Я остался присматривать за лагерем и заготовил дрова для костра. Когда стемнело переживал найдет ли Володя дорогу обратно. Мне тогда не было известно, что инфраструктура тут присутствует в виде подготовленных дорог и тропинок, одна из которых вела к нашему месту.
Я развел костер, чтобы Володе проще было ориентироваться в темноте. Вернувшись он рассказал, что проходил мимо мини отеля и там в следующий раз можно остановиться на ночлег с комфортом.
Мы сидели у костра обсуждая сегодняшний и предстоящий полеты. Потом еще долго любовались звездами на небе. Ночью было комфортно спать, не смотря на то что температура опустилась до -3.
03 ноября проснулись рано и позавтракав принялись наблюдать за погодой. Стартовых площадок здесь много, только внизу ущелья и деревья. Мест для посадки практически нет. Ссыкотно :-) Поэтому момент старта нужно планировать наверняка, чтобы не провалиться вниз. Через два отрога на Юго-восток, куда нам предстояло сегодня лететь, была большая ложка с высоким сосновым лесом. Там с 10 утра уже кружат орлы. Сидим ждем! К 11 часам задул Юго-западный ветер и включилась термичка. Готовимся и стартуем около 12 часов.
После старта выбираем 100 метров высоты над рельефом и уходим по хребту на Юго-восток. Упираемся в отрог, где хотели залезть на основной хребет и пойти по верхам, но потоков нет и только пузыри. Поднабрав высоты до 2600 метров, штурмую этот отрог с превышением всего 50 метров. Ух! Володя следом завершает переход и снова облом. Нет тут нормальных потоков. Долбят в крыло пузыри и все тут :-(
Полетав 20 минут нечего не находим. Сливаемся ниже по хребту на Юго-запад к поселению "Чиан". А впереди все веселее. Чем ниже мы опускались, тем больше чувствовался Юго-западный встречный ветер. Долины там нет, одни ущелья заселенные чеками и домами на каждом отроге. С посадками при должном уровне подготовки проблем нет, только вот проводов все больше становиться. Пробившись против ветра, опустились до высоты 1700 метров. Спасением были орлы, которые указали на поток. Вкручиваемся аккуратно и начинаем работать, а внизу тем временем детвора свистит и предлагает приземлиться, но в наши планы этот маневр не входит :)
Поток становился все сильнее и вот они долгожданные 2 м/с. Когда высота становиться 2000 метров, ухожу через ущелье на Юго-восток и по ребру забираюсь на вершину с поселением "Тера Джангал". Заметив двух орлов крутящих поток, спешу составить им компанию. Володя прерывает полет и совершает посадку у населенного пункта "Гамрар". Дальше лечу один. Поток 0,5 м/с и стабильный. Долго кручу и на высоте 2300 метров, слабеет. Иду на переход.
Остальные 2 часа, полет проходил на высоте 1900-2300 метров и каждый переход мог превратиться в посадку. Спасибо орлам, которые часто помогали. Погода уходила и вместе с ней надежда на долет до Драмсалы. Определил пару мест для посадки лечу вдоль рельефа, а подъема нет. Впереди ущелье с двумя электростанциями и потоков нет. Все финиш, сажусь!
Посадку произвел в деревне "Карери Хас" расположенной на высоте 1900 метров и окруженной обрывами по 300 метров с Юга и Юга-востока. Перед тем как выбрать площадку для приземления, пришлось сделать несколько галсов, чтобы найти ракурс, при котором лучи солнца будут отражаться от проводов. После этого выбрал самое подходящее место и успешно приземлился.
Гостеприимные жители предложили чай и кофе. Вызвали такси, которое пришлось ждать 1,5 часа. Собравшись, спустился к уцелевшей дороги. Оползни разрушили часть дороги и нужно спуститься 800 метров пешком до места, где есть транспорт. Жители внизу оставляют машины и мотоциклы. Так что если вы жалуетесь на дорогу, знайте здесь ее нет!
Дорога до Бира на такси заняла около 3 часов. Володя уже был в отеле. Теперь можно отдыхать и делиться впечатлениями.
Так низко по ущельям я еще не летал в Индии. Это бесценный опыт!
Спасибо моим инструкторам, за то что научили летать и Шмакову Володе за то что привез мне двухслойную палатку. Спалось комфортно.