https://dzen.ru/a/Yne7EdTsDRVCuhJj 8 мая 2022
Вид на гору Гевал с горы Кабир.
Огромный древний жертвенник начала двенадцатого века до н . э., обнаруженный на месте Эль-Бурнат, проливает свет на библейское повествование об жертвеннике Иисуса Навина на горе Гевал.
Исследование Эль-Бурната
В 80-е годы были проведены археологические раскопки в месте под названием Эль-Бурнат. В рамках исследования был обнаружен участок на северо-восточном склоне горы Гевал, на высоте 940 метров над уровнем моря и на 60 метров ниже вершины, в естественном амфитеатре (формация естественным образом усиливает или повторяет звук). Это место известно как Эль-Бурнат, что в переводе с арабского означает «шапка», вероятно, потому, что до раскопок это была большая, похожая на шляпу груда камней.
Было обнаружено множество интересных археологических признаков, таких как тысячи черепков глиняной посуды, датируемых эпохой Железа I (двенадцатый-одиннадцатый века до н . э.), необычно большой холм камней и множество стен, выступающих в разных частях памятника. . Это сделало это место достойным полноценных раскопок, которые проводились там в течение восьми сезонов (1982-1989) Выяснилось, что это место было заселено всего около века и имело две фазы:
Ранняя фаза - первое поселение, построенное на скале ок. 1250 г. до н . э., (Сооружение 2) состояло из небольшой структуры в области A, обозначенной как «Образование 94», разделенной тонкой стеной. В районе Б был обнаружен четырехкомнатный дом в раннем израильском стиле, в котором были обнаружены зернохранилище, кувшины для хранения и лампы. Вся территория была обнесена стенами, две из которых примыкали к четырехкомнатному дому.
Поздняя фаза. Место было сильно перестроено на второй фазе, (Сооружение 1Б). На месте небольшого сооружения в районе А было построено большое (9 х 14 м) прямоугольное сооружение из обычных (т.е. необтесанных) камней. Кажется, что в здании нет входа. Кроме того, не было обнаружено следов утрамбованного земляного пола.
Внутри строения две стены из полевого камня (обозначенные как «стены 13 и 16») напротив друг друга, которые частично уходят в замкнутое пространство, как бы разделяя внутреннюю часть на два пространства с выходом из одного в другое. Однако стены не сходятся, а заканчиваются на обоих концах Образования 94, которая была частью более старого слоя. Сначала они выглядят как комнаты, но в конструкции нет дверей, поэтому более вероятно, что эти стены были спроектированы так, чтобы люди могли ходить по верхней части конструкции.
Также были обнаружены остатки того, что, по-видимому, было пандусом высотой 2 метра, ведущим к вершине сооружения и спускавшимся на 7 метров (под углом 22°) к основанию. По обе стороны от этого пандуса был более короткий пандус, ведущий к уступам с двух сторон конструкции. Внизу пандуса было два мощеных дворика, по одному с каждой стороны, в которых было найдено несколько инсталляций и остатки глиняной посуды. Весь этот комплекс окружен очень низкой стеной (высотой всего 1 метр).
Зона Б подверглась такой же экстремальной реконструкции, в ходе которой весь дом был покрыт камнем, чтобы получился мощеный двор, с тремя лестницами, ведущими к воротам на территорию комплекса. Как и Сооружение 2, Сооружение 1Б было окружено внешней стеной, ограничивающей территорию.
Захоронение. Этот ритуальный комплекс просуществовал менее века, после чего был намеренно засыпан камнями. Вероятно, это было сделано как для вывода места из эксплуатации, так и для защиты его от разграбления или повторного использования. Это покрытие получило наименование Сооружение 1А и датировано примерно 1140 годом до нашей эры .
Место до археологических раскопок. Начало 80-х
Обнаружение погребенного алтаря?
Прямоугольное здание не было похоже ни на что другое, когда-либо раскопанное в Леванте. В течение третьего сезона последовавших за этим раскопок был сделан рисунок центральной конструкции, показывающий, как, она будет выглядеть, когда будет полностью раскрыта.
Рисунок предполагаемого внешнего вида структуры
Такая структура, кажется, соответствует ряду библейских и постбиблейских представлений о том, как строить жертвенники.
Изображение алтаря по описанию в Библии
Полевые камни. Вся конструкция была сделана из цельных необработанных полевых камней, что соответствует повелению в Исходе 20.
שמות כ: כא מִזְבַּח אֲדָמָה תַּעֲשֶׂה לִּי וְזָבַחְתָּ עָלָיו אֶת עֹלֹתֶיךָ וְאֶת שְׁלָמֶיךָ אֶת צֹאנְךָ וְאֶת בְּקָרֶךָ…כ:כב וְאִם מִזְבַּח אֲבָנִים תַּעֲשֶׂה לִּי לֹא תִבְנֶה אֶתְהֶן גָּזִית כִּי חַרְבְּךָ הֵנַפְתָּ עָלֶיהָ וַתְּחַלְלֶהָ.
Исх 20:21 Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и жертвы благие твои, овец твоих и волов твоих… 20:22 А если сделаешь Мне жертвенник из камней, то не строй его из тесаных камней; ибо, применив к ним свой инструмент, вы оскверните их.
Согласно этому стиху, допустимы более одного типа жертвенника, но если жертвенник должен быть сделан из камней, они должны быть необработанными. Жертвенники, сделанные из тесаного камня (аккуратно вытесанного камня), какие мы находим в Тель-Дане и Тель-Беэр-Шеве, нарушают это правило.
Алтарь из Телль Дана
Алтарь из Беэр-Шевы
Пандус. Пандус к вершине конструкции соответствует другому правилу в следующем стихе:
שמות כ: כג תַעֲלֶ תַעֲלֶה בְמַעֲלֹת מִזְבְּחִ מִזְבְּחִי אֲשֶׁר לֹא תִגָּלֶה עֶרְוָתְךָ עָלָיו.
Исх 20:23 Не восходи на жертвенник Мой по ступеням, чтобы не видна была на нем твоя нагота.
Любой очень большой алтарь должен иметь либо лестницу, либо пандус, чтобы священники могли подняться наверх. Примером алтаря с лестницей является массивный круглый алтарь ранней бронзы II-III (2950-2350) в Мегиддо. Конечно, это из гораздо более раннего периода, но это пример того, чего не хочет автор Исход 20:23, и чего не построили люди, соорудившие жертвенник на Гевале.
Уступ - сооружение окружено с трех сторон уступом, который позволяет любому, кто идет по нему, получить доступ к вершине сооружения. В описания жертвенных обрядов в Библии, жрецы окропляли кровью несколько сторон жертвенника и сверху, в том числе иногда на каждом из четырех углов жертвенника. Это было бы нелегко сделать без уступа, иначе священнику пришлось бы ходить по самому алтарю.
Внутренние стены. Две внутренние стены (13 и 16) дадут жрецам доступ к середине сооружения, к которому они ведут с обеих сторон. Вряд ли случайно центральная точка находится точно над Сооружением 94, которое само, вероятно, было алтарем, который использовался обитателями предыдущего слоя. Другими словами, жертвоприношения приносились с одного и того же освященного места. Наконец, поскольку полевые камни не подвержены загрязнению в соответствии с библейским законом, они были бы идеальным материалом для хождения священников.
Реконструированный алтарь
Другие детали ритуала, соответствующие библейскому закону
Не только структура здания соответствует библейской картине, но и некоторые аспекты здания хорошо согласуются с другими ритуальными законами и концепциями, известными из Библии.
Кошерные кости животных. Структура в основном полая внутри (за исключением двух параллельных частичных стен, описанных выше), и в древние времена она была заполнена доверху. Начинка представляет собой смесь грязи, пепла, черепков глиняной посуды и более трех тысяч костей животных. Эти кости были сожжены на открытом огне, и на многих из них были следы разделывания, свидетельствующие о том, что по крайней мере часть была съедена.
Все эти кости принадлежали животным, которых Библия объявляет чистыми; подавляющий процент образцов составляли годовалые самцы крупного рогатого скота, овцы и козы, все жертвенные животные по библейскому закону. Это указывает на вероятность того, что новое сооружение было заполнено костями жертвенных животных, приносимых в жертву на старом сооружении, также являвшемся жертвенником.
Правда, лани (יחמור), кости которых также были найдены в сооружении, согласно Библии не являются жертвенными животными, но все же являются чистыми животными, разрешенными для употребления в пищу израильтянами. Возможно, это были кости животных, съеденных, но не принесенных в жертву. В качестве альтернативы, возможно, традиции, не относящиеся к Библии, позволяли приносить в жертву ланей.
Королевский скарабей, приписываемый Тутмосу III
Разделительная стена. Внутренняя стена высотой 1 метр, окружающая строение, была бы недостаточно высокой, чтобы не пускать людей. Поэтому, кажется, что это что-то, что разграничило бы пространство, чтобы люди знали, где они могут стоять, а где нет. Такие разграничения часто служат для разделения жрецов и несвященников, чистых и нечистых в ритуальном контексте.
Украшения в фундаменте - два египетских скарабея, один из которых был королевским скарабеем, были обнаружены при раскопках. Королевский скарабей, по-видимому, является «залогом фундамента» или подношением по обету, т. е. ценным предметом, зарытым в качестве дара богу.
Найденный скарабей
Подобные находки наиболее распространены в культовых постройках.
Точно так же уникальный украшенный чашеобразный сосуд из мягкой пемзы был найден под сооружением (яма 250) в том, что, по-видимому, является фависсой , т. е. собранием погребенного инвентаря. Сам объект не имеет четких параллелей, но наиболее близкими являются каменные сосуды, раскопанные в Серабит-эль-Хадим на Синайском полуострове, которые интерпретировали как небольшие алтари для благовоний. Это означало бы, что объект был выведенным из эксплуатации культовым сосудом, закопанным под сооружением для его защиты.
Можно сделать вывод, что слой Эль-Бурнат IB был культовым местом, т. е. бамой или возвышенностью с массивным каменным алтарем в качестве основного сооружения. Однако реальная проблема заключалась не столько в идее, что сооружение было жертвенником, сколько в том, что это был конкретный жертвенник, описанный в деталях дважды в Библии.
Бама, Телль-Дан
Бама
Алтарь Иисуса Навина на горе Гевал
Ближе к концу Второзакония Моисей отдает израильтянам следующее повеление:
דברים כז: ד וְהָיָה בְּעָבְרְכֶם אֶת הַיַּרְדֵּן תָּקִימוּ אֶת הָאֲבָנִים הָאֵלֶּה אֲשֶׁר אָנֹכִי מְצַוֶּה אֶתְכֶם הַיּוֹם בְּהַר עֵיבָל וְשַׂדְתָּ אוֹתָם בַּשִּׂיד.כז:ה וּבָנִיתָ שָּׁם מִזְבֵּחַ לַי-הוָה אֱלֹהֶיךָ מִזְבַּח אֲבָנִים לֹא תָנִיף עֲלֵיהֶם בַּרְזֶל. כז:ו אֲבָנִים שְׁלֵמוֹת תִּבְנֶה אֶת מִזְבַּח יְ-הוָה אֱלֹהֶיךָ וְהַעֲלִיתָ עָלָיו עוֹלֹת לַי-הוָה אֱלֹהֶיךָ. כז:זוְזָבַחְתָּ שְׁלָמִים וְאָכַלְתָּ שָּׁם וְשָׂמַחְתָּ לִפְנֵי יְ-הוָה אֱלֹהֶיךָ. כז:ח וְכָתַבְתָּ עַל הָאֲבָנִים אֶת כָּל דִּבְרֵי הַתּוֹרָה הַזֹּאת בַּאֵר הֵיטֵב.
Втор 27:4 Перейдя Иордан, ты положишь эти камни, о которых я завещаю тебе сегодня, на горе Гевал и обмажешь их гипсом. 27:5 и там построй жертвенник ЯХВЕ, Богу твоему, жертвенник из камней. Не держите над ними железный инструмент; 27:6 ты должен построить жертвенник ЯХВЕ, твоему Богу, из неотесанных камней. И возноси на нем всесожжения ЯХВЕ, Богу твоему, 27:7 и приноси на нем жертвы благоденствия, и ешь их, радуясь пред ЯХВЕ, Богом твоим. 27:8 И на тех камнях напиши каждое слово Учения сего весьма отчетливо.
В книге Иисуса Навина записано, как Иисус Навин исполнил эту заповедь:
יהושע ח: ל ִ אָז יִבְנֶה יְהוֹשֻׁעַ מִזְבֵּחַ לַי-הוָה אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל בְּהַר עֵיבָל.ח:לא כַּאֲשֶׁר צִוָּה מֹשֶׁה עֶבֶד יְ-הוָה אֶת בְּנֵי יִשְׂרָאֵל כַּכָּתוּב בְּסֵפֶר תּוֹרַת מֹשֶׁה מִזְבַּח אֲבָנִים שְׁלֵמוֹת אֲשֶׁר לֹא הֵנִיף עֲלֵיהֶן בַּרְזֶל וַיַּעֲלוּ עָלָיו עֹלוֹת לַי-הוָה וַיִּזְבְּחוּ שְׁלָמִים. ח:לב וַיִּכְתָּב שָׁם עַל הָאֲבָנִים אֵת מִשְׁנֵה תּוֹרַת מֹשֶׁה אֲשֶׁר כָּתַב לִפְנֵי בְּנֵי יִשְׂרָאֵל.
Нав 8:30 В то время Иисус построил жертвенник ЯХВЕ, Богу Израилеву, на горе Гевал, 8:31 как повелел Моисей, раб ЯХВЕ, израильтянам, как написано в книге учения Моисея. - жертвенник из неотесанного камня, на который не воздействовали железом. Они возносили на нем всесожжения ЯХВЕ и приносили жертвы благополучия. 8:32 И там, на камнях, он начертал список Учения, которое Моисей написал для израильтян.
Согласно этому тексту, израильтяне построили жертвенник для всесожжений на горе Гевал в начале периода заселения. Мало того, что Эль-Бурнат относится к этому периоду (ранний Железный период I), но это единственное место на всей горе Гевал, которое подходит как хронологически, так и археологически.
Более того, поскольку это место было погребено под камнями (Сооружение 1А) примерно в 1140 г. до н . э ., традиция, стоящая за этим текстом - возможно, даже сам текст - должна восходить к этому периоду. Другими словами, автор Второзакония 27:5-7 либо видел жертвенник, когда он использовался, либо знал из преданий, после того как он был выведен из эксплуатации в середине двенадцатого века, что находится под этими камнями. В любом случае, описание алтаря на горе Гевал, было основано на фактах, которыми мог обладать только тот, кто жил в раннем Железном периоде I.
Вишенкой на торте, является то, что внутри жертвенника были обнаружены плоские покрытые гипсом камни, что согласуется с библейскими ссылками на оштукатуренные камни с письменами на них.
Замена Гевала на Силом
Реконструкция Силома и Скинии Собрания
В книгах Судей и Самуила, рассказывающих истории израильтян в домонархический и раннемонархический периоды, до строительства Иерусалимского храма, Гевал и его жертвенник никогда не упоминаются. Вместо этого они сосредотачиваются на Силоме. Например, в Судей 18:31 описывается дом Божий (בית אלהים) в Силоме, а в 1 Царств 1-4 он упоминается как место, где служил священник Илий и где хранился Ковчег Завета.
И Судьи 21, и 1 Царств 1 описывают его как место паломничества, куда в особые дни приходили израильтяне из других частей земли, чтобы сделать подношения ЯХВЕ. Эта традиция появляется и в других библейских книгах; Псалом 78:60, например, относится к древней скинии Силома.
Немного удивительно, что в Библии нет явного упоминания об этом переключении с Гевала на Силом.
Места, которые выберет ЯХВЕ
Таким образом, археология и текст указывают в одном направлении. Первое центральное культовое место израильтян находилось на территории Манассии, на месте Эль-Бурнат на горе Гевал. Это место подробно описано в книгах Второзакония и Иисуса Навина. Со временем, когда власть перешла от Манассии к Ефрему, это место было почтительно выведено из эксплуатации и захоронено, а в Силоме было основано новое центральное культовое место. Когда Силом был разрушен, нужно было найти новое место, но это уже другая история.