Сейчас подумала: а почему все, что я знаю про бани, да хотя бы упоминание про бани в художественной, исторической литературе, все связано с Русью, Россией, русскими.
Даже у ближайших соседей, которых мы сейчас называем украинцами и у поляков бань не было. Исторически и географически так сложилось, что у украинцев бань быть не могло.
Потом уже русская культура привила им традиции строить бани и мыться в банях.
Про своеобразные скифские бани написано у Геродота:
"… скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскалённых на огне камней; брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдёт этого. Скифы, восхищённые подобной парильней, громко ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водою".
Но отсюда же видно, что первые описанные историками бани - это греческие и римские термы.
Да, а после древних римлян и греков, Европа отошла от бани, и много веков жила почти без водных процедур - как то считалось, что все это греховно, и вообще, "плоть надо усмирять". В России же, слава богу, церковь такой ерундой не страдала. У скифов же все таки некое подобие походной бани (да ещё с попутным накуриванием)), не совсем то, что у славян - живших среди лесов и рек. Впрочем, у славян тоже долгое время по техническим причинам преобладала баня " по-черному" , но хотя бы в срубах, где можно протопить норм
"Для южнорусских территорий и Украины баня не была характерна. В Центральной России, как указывалось выше, она встречалась не повсеместно. Например, в поволжской части Тверского края бани появились давно, по крайней мере к XVI в. они были там уже распространены[97]. В других местах Центральной России их не было и в начале XX в.[98] В XIX в. даже жители Москвы, не говоря уже о населении подмосковных сел, широко практиковали мытье в печах[99]. Эта «печная» традиция простирается далеко на север - в центральные районы Вологодской губ. (Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский и Тотемский уезды)[100]. В XX в. ее граница в северном направлении особенно далеко заходит в районе Кубенского озера[101]. Район, где на севере вклинивается «печная» традиция, - область «низовской» (ростовской) колонизации, что подтверждается историческими документами и антропологическими материалами[102]. А так как эта «ростовская» область простирается вплоть до берегов Белого моря, то, вероятно, в прошлом бань не было и на более северных территориях: по крайней мере
( ... )
Бани могли быть там, где их было из чего строить, т.е. там, где были леса. На территории России лесов больше, чем на территории Украины и Польши.
Но даже при наличии лесов на территории Польше и той территории Украины, которая входила в состав Польши, там бани не строили, т.к. налог в Польше брали с крыш. А налоги были такие!, что легче помыться в корыте, чем платить налог за крышу бани.
Вот поэтому культ бани возник именно в России. У нас и леса были (и есть) и налогов на крыши в средние века не было.
Конечно, это было не по всей территории России, не везде есть леса. Но тем не менее было достаточно территорий, где возникла и прижилась эта традиция.
Где-то и в печах, где-то и в корытах, но русская баня - это русская баня и возникла она, в том виде, который дошел до нас, именно в России.
Я не говорю, что первыми помыть тело догадались русские. я говорю про то, что такие бани, которые мы сейчас называем русскими, появились именно в России
в финляндии сауна есть в каждом доме, тут даже иностранцы невольно проникаются: ключевым является доступность бани - одно дело ехать через весь город в баню, другое дело хотя скромная сауна у тебя в подвале или в бюджетной квартире
Сейчас подумала: а почему все, что я знаю про бани, да хотя бы упоминание про бани в художественной, исторической литературе, все связано с Русью, Россией, русскими.
Даже у ближайших соседей, которых мы сейчас называем украинцами и у поляков бань не было. Исторически и географически так сложилось, что у украинцев бань быть не могло.
Потом уже русская культура привила им традиции строить бани и мыться в банях.
Reply
Про своеобразные скифские бани написано у Геродота:
"… скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскалённых на огне камней; брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдёт этого. Скифы, восхищённые подобной парильней, громко ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водою".
Но отсюда же видно, что первые описанные историками бани - это греческие и римские термы.
Reply
Римские бани - это все-таки огромные каменные общественные строения и общественные места, публичные. Про греческие бани ничего не знаю).
И то, что они первые - естественно, мы - более поздняя цивилизация.
А русская баня - это индивидуальное деревянное строение.
Разные культуры. А так то - да, интересно, кто как мылся.
Reply
В России же, слава богу, церковь такой ерундой не страдала.
У скифов же все таки некое подобие походной бани (да ещё с попутным накуриванием)), не совсем то, что у славян - живших среди лесов и рек. Впрочем, у славян тоже долгое время по техническим причинам преобладала баня " по-черному" , но хотя бы в срубах, где можно протопить норм
Reply
"Для южнорусских территорий и Украины баня не была характерна. В Центральной России, как указывалось выше, она встречалась не повсеместно. Например, в поволжской части Тверского края бани появились давно, по крайней мере к XVI в. они были там уже распространены[97]. В других местах Центральной России их не было и в начале XX в.[98] В XIX в. даже жители Москвы, не говоря уже о населении подмосковных сел, широко практиковали мытье в печах[99]. Эта «печная» традиция простирается далеко на север - в центральные районы Вологодской губ. (Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский и Тотемский уезды)[100]. В XX в. ее граница в северном направлении особенно далеко заходит в районе Кубенского озера[101]. Район, где на севере вклинивается «печная» традиция, - область «низовской» (ростовской) колонизации, что подтверждается историческими документами и антропологическими материалами[102]. А так как эта «ростовская» область простирается вплоть до берегов Белого моря, то, вероятно, в прошлом бань не было и на более северных территориях: по крайней мере ( ... )
Reply
Бани могли быть там, где их было из чего строить, т.е. там, где были леса. На территории России лесов больше, чем на территории Украины и Польши.
Но даже при наличии лесов на территории Польше и той территории Украины, которая входила в состав Польши, там бани не строили, т.к. налог в Польше брали с крыш. А налоги были такие!, что легче помыться в корыте, чем платить налог за крышу бани.
Вот поэтому культ бани возник именно в России. У нас и леса были (и есть) и налогов на крыши в средние века не было.
Конечно, это было не по всей территории России, не везде есть леса. Но тем не менее было достаточно территорий, где возникла и прижилась эта традиция.
Reply
В Ростовско-Суздальских землях леса были. Но мылись там в печах.
Reply
Где-то и в печах, где-то и в корытах, но русская баня - это русская баня и возникла она, в том виде, который дошел до нас, именно в России.
Я не говорю, что первыми помыть тело догадались русские. я говорю про то, что такие бани, которые мы сейчас называем русскими, появились именно в России
Reply
Кто бы того Геродота к скифам в баню пустил?! Вот и брехал, чтобы унизить скифов, которые попёрли его вон пинками! Тоже мне ещё: Геродот!
Reply
в финляндии сауна есть в каждом доме, тут даже иностранцы невольно проникаются: ключевым является доступность бани - одно дело ехать через весь город в баню, другое дело хотя скромная сауна у тебя в подвале или в бюджетной квартире
Reply
Не спорю. Только сауны и Финляндия тут причем?т
Reply
Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал--
Свободу, равенство и братство --
В Торговых банях отыскал.
Reply
Leave a comment