Произведение Александра Твардовского «Василий Теркин» считается одним из самых лучших поэтических произведений о Великой Отечественной войне. Мы все знаем героя этой поэмы-неунывающего при любых обстоятельствах солдата Василия Тёркина. Но за все эти десятилетия, с момента своего создания она не экранизировалась. Эту ошибку решил исправить режиссер Карен Геворкян, взявшись за создание фильма «Василий Теркин».
Бюджет фильма совсем небольшой. Всего 500 млн. рублей. Однако фильм полномасштабный и состоит из двух частей, продолжительностью 3 часа.
Режиссер Карен Геворкян:
Как говорит сам режиссер: "...фильм своеобразная антология Великой Отечественной войны на уровне окопного солдат-Василия Тёркина.
"...в фильме задействована подлинная техника, никаких компьютерных имитаций здесь нет. Поэтому реальный бюджет картины «Василий Теркин» по сегодняшней оценке - это где-то 540-560 млн рублей. Но мы очень жестко идем и, думаю, что картина такого уровня могла бы быть гораздо большей стоимости, однако мы очень стараемся быть аккуратными"
"...главный персонаж, корневой русский, и что я особенно хочу подчеркнуть - советский - человек. Он вместе с другими советскими людьми одержал фантастическую победу в большой войне. Василий Теркин - это особенный, удивительный человек. Он очень прочный. При этом ни гигант, ни богатырь, а простой, незаметный парень. Вот о таком корневом человеке из народа мне и хочется напомнить зрителю. Потому что мы, в поисках себе новых героев, от него сильно ушли. Возможно, даже отчасти предали его. А без такого Василия Теркина в этой жизни, а тем более на войне - никак. То есть с моей стороны, это попытка воскресить такого простого, но надежного человека, воссоздать воздух того времени, а не просто сделать актерскую картину с главным героем - балагуром, который любит поиграть на гармошке, поет и приплясывает, постоянно веселя других людей.
"...Обладали ли эти парни каким-то особенным оружием? Безусловно! И это оружие - несгибаемая сила воли и бесконечная внутренняя прочность советского человека, который всегда идет до победного конца"
"...хочу, чтобы фильм получился на советской основе, как снимали раньше. За последние 30 лет никакого прорыва российского кино в мировом кинопроцессе не было. На самом деле, это иллюзия, что мы есть в мировом кино. Они у нас есть, в мы у них там нет, а вот нас там нет. В том виде кинематограф, который сейчас существует в России, он очень ущербен, буржуазен, американоподобен. Он проходит вообще мимо того культурного поля, которое существует в нашей стране."
Съемки фильма уже прошли в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Тверской областях, в Республике Беларусь… Предполагалось также, что съемки будут проходить на родине писателя и главного героя поэмы - в Смоленской области. Однако совершенно случайным образом выбор пал на картинные пейзажи Великолукского района.
«Главный герой считает, что без юмора на войне приходится сложно, поэтому на всем своем пути к победе он рассказывает разные случаи из жизни солдат, - рассказали в группе кинокомплекса. - По ходу повествования вместе с Васей зрители пройдут битву у Волги, переправятся через Днепр и дойдут до Берлина. За время съемок в проекте приняло участие более 80 единиц техники и более 500 актеров массовых сцен».
Главную роль в картине играет непрофессиональный актер Александр Алексеев - врач Центра медицины катастроф и скорой помощи Смоленской области и, по информации на 2022 год, помощник сенатора Совета Федерации РФ. Режиссер рассказывал, что случайно увидел его в процессе подбора натуры на границе между Брянской и Смоленской областями: там проходил слет поисковиков.
А заметили его потому, что положительно ответил на вопрос, умеет ли он играть на гармони, и утвердили без проб. По первому образованию он историк и юрист.
Выбор в пользу непрофессиональных артистов - творческий метод автора.
«В картине нет профессиональных артистов, но есть собрание уникальных личностей, - рассказывал режиссер в интервью сайту кинокомиссии Калининградской области. - Такой подход не новость в мировом кинематографе. Он присутствовал в классическом советском кинематографе, в великом итальянском „неореализме“, во французском кинематографе „новой волны“. Это всегда фактор обновления. Так что мы не открываем ничего нового. Наш современный кинематограф нуждается в новых характерных личностях, в новой „крови“».
.............................
В прокат фильм планируют выпустить в аапреле 2025 года
Очень люблю эту поэму Твардовского. Пожелаю успеха создателям фильма!