Восемь лет со дня начала «войны 8.08.08»: Осетинские были

Aug 10, 2016 14:17




Утром 8 августа 2008 года грузинские войска по приказу президента Грузии Михо Саакашвили, начали обстреливать столицу Южной Осетии - город Цхинвал...



Прошло 8 лет с той печальной даты - 8.08.08, когда так же, как сегодня в Рио, главой ООН было объявлено «олимпийское перемирие». В Пекине открывались очередные Олимпийские игры! А мирно спящие жители столицы Южной Осетии, Цхинвала (или, как его очень долго называли на грузинский манер, Цхинвали) накрыли снаряды их ближайших соседей и православных «братьев» - грузин. Теперь здесь не говорят на грузинский манер - Цхинвали. Только Цхинвал!

Как сегодня воюют между собой православные украинцы, так и тогда единственные на Кавказе православные христиане - грузины и осетины, начали убивать своих «братьев во Христе». Как говорится, хуже врагов могут быть только бывшие друзья…

Восемь лет тому назад мы въезжали в Южную Осетию со стороны Северной, через Рокский тоннель - по единственной дороге, связывающей Южную Осетию «с миром». Страшно себе представить возможные масштабы той резни и количество жертв, если бы грузины успели перекрыть тоннель и русские танки не пришли бы на помощь осетинам в тот день, когда стрелки времени сошлись на мистическом сочетании: 08.08.08…

Вспоминаю улицы Цхинвала. Проёмы окон сгоревших домов, дыры от осколков на стенах и воротах, страшные истории ни в чём не повинных мирных людей… Мог ли я подумать тогда, что через шесть-сем лет увижу и услышу то же самое на моей родной Украине?

Тогда, в 2008-м, мы и думать не думали, что всё ещё только начинается…



ИСТОРИЯ ГЕНОЦИДА

В Южной Осетии говорят в основном только о войне. 20 лет - непрекращающееся вооруженное противостояние! Здесь успело вырасти целое поколение, не знавшее мирной жизни.

Нам историю за историей, трагедию за трагедией рассказывали о националистическом «походе на Цхинвал» в 1989 году, блокаде города и первых жертвах. О войне, развязанной Гамсахурдия под лозунгом «Грузия - для грузин» (типичная калька со слогана «Америка - для американцев»; вспомним «Україна понад усе» - это бандеровская калька с немецкого:Deutschland über alles, «Германия превыше всего». Кто кому служит, тот у того и копирует…). А также о штурме Цхинвала в 1991-м, о разоренных сёлах и сотнях погибших. О тысячах беженцев из Грузии и Южной Осетии: они спасались той же дорогой, что и уцелевшие после грузинского «блицкрига» августе 2008-го, через Рокский тоннель - в Аланию, во Владикавказ…

Здесь насчитывают три войны, поясняет непосредственный участник этих событий, историк и поэт Кромвель Бязарти. А когда вспоминают 1920 год, то говорят даже о четырех грузино-осетинских войнах.

Противостояние Грузии и Южной Осетии имеет глубокие корни. Здесь не забывают напомнить, что единая Осетия вошла в состав Российской империи в 1774 году, между тем как Георгиевский трактат «о принятии Карталинии и Кахетии под верховную власть России» был подписан в 1783-м.

Историки говорят, что ещё при Александре II грузинские князья претендовали на Южную Осетию и именовали ее своей вотчиной. Но император, скрупулезно изучив документы, отмёл все притязания грузин как неправомерные.

Для именования Южной Осетии грузины даже использовали выдуманный Гамсахурдия унизительный для осетин термин - «Самачабло», образованный от фамилии грузинских князей, когда-то владевших здесь землями. Потом стали называть её “Цхинвальским регионом”, что было не менее оскорбительно.



«ШОВИНИСТИЧЕСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ»

Основан был Цхинвал как крепость над рекой Большая Лиахва, по мнению специалистов, в 252 году персидским царем Асфагуром.

С точки зрения археологии территория Цхинвала - место уникальное. Здесь найдены свидетельства эпохи неолита, предметы времен бронзы, обнаружены могильники II-III веков, уцелели церкви византийского периода. В районе Еврейского квартала - поселения более позднего периода (XV-XVII веков), храмы, боевые башни. А под одним местом в Цхинвале расположен целый подземный город!

Коренной цхинвалец, вместе со всеми переживший жуть августовской агрессии - епископ Аланский Георгий. Он большой знаток истории Южной Осетии и говорит, что на территории Цхинвала сохранились уникальные археологические пласты - ровесники города. Правда, грузинские власти всячески препятствовали тому, чтобы здесь проводились археологические работы. И это была целенаправленная политика - шовинистическая шизофрения, как её называет епископ:

«Когда мы говорим, что в ХХ веке велся геноцид осетинского народа, то это не просто слова, это жестокая правда. Геноцид может быть физического, а может быть и этнокультурного плана. Когда людям запрещают говорить на своем языке, писать своей графикой, изучать свою культуру, в том числе и археологическую, это тоже геноцид».

Он рассказывает: потомки торговца-еврея по имени Иосиф, пришедшего из Иудеи и оставшегося жить в Картли, получили от грузинского царя Гургена (Вахтанга Гургасала; 477-537) княжеский титул. А также небольшой надел земли, сейчас называемый Цхинвалом:

«Потомки того самого Иосифа, который фактически был пионером христианизации Кавказа, жили в Цхинвале. В северной части города до сих пор стоят развалины их родового замка. На этом месте построены частные дома. Но кое-что народ сохранил - маленькую древнюю часовню святого Николая и небольшие фрагменты этого замка. Его потомки так и назывались на грузинский манер - Иосибашвили, то есть Иосифовы».



ДОРОГА ЖИЗНИ

…Рано утром из Владикавказа по Военно-Осетинской дороге отправляемся в Цхинвал. Проезжаем город Алагир. Минуем горные хребты - Лесистый, Скалистый…Через какое-то время начинается Главный Кавказский. Проезжаем уникальное место, Солнечную долину. Здесь никогда не бывает дождя!

Вот и Рокский перевал, КПП и в одночасье ставший знаменитым тоннель: не поспей к нему вовремя российские танки, счет жертвам августовских событий в Южной Осетии мог быть ещё более страшным. Трудно представить, как через этот четырехкилометровый коридор, прорубленный в горе, навстречу ревущим и чадящим танкам пробирались 34 тысячи беженцев…

Проезжаем Джаву - ощущение такое, что переместился во времени лет на тридцать назад: покосившиеся заборы, обшарпанные дома, одинокий вечнозакрытый магазин, по улице бредёт скот…

Объездная Зарская дорога… Этот 36-километровый путь, связывающий Южную Осетию с Россией в объезд населенных грузинами сел, прозвали «дорогой жизни». С конца 1980-х годов толпы беженцев искали здесь спасения. Цифры называют разные: говорят, их число доходило до ста пятидесяти тысяч. Жуткие истории, искалеченные судьбы… Рассказывают о трагедии, происшедшей на Зарской дороге в мае 1992-го: из засады были расстреляны бежавшие от вооружённых вандалов мирные жители - женщины, дети и старики. 36 погибших, 12 раненых…

…По мосту переезжаем через реку Большая Лиахва. Параллельно мосту перекинут водовод. Через пробитую снарядом трубу вода вольным потоком изливается в реку…



За рекой - Тамарашени, большое грузинское село, примыкающее к Цхинвалу с его северной  стороны. На разрушенной автозаправке, магазинчиках, помещении банка все надписи - на грузинском. Раньше село было смешанным, объясняют нам. В 1990-х отсюда прогнали всех осетин, и село стало грузинским.



С северной стороны Тамарашени торчат лишь обломки некогда монументальных строений. Дальше - остовы домов сохранились, но крыш нет, зияют дыры окон.

У обочины неторопливо разгребают завалы три немолодых осетина. Завидев нас, оставляют работу. Тысячное село - безлюдно. Его жители-грузины ушли до нападения. Были заранее предупреждены о начале боевых действий.

Один из этих троих поясняет:

«Их об агрессии заранее предупредили. А осетины не знали. Саакашвили же сказал, что стрелять не будем, будут переговоры. Мы все легли спать…»

Едем дальше. Во всех подворьях - огромные виноградные гроздья обрывают лозу, лопается от зрелости кукуруза, спелые груши, сливы, яблоки изогнули до земли ветви плодовых деревьев…



«ОЛИМПИЙСКИЙ» ОГОНЬ

Первый адрес, по которому мы следуем в Цхинвале, - Комитет госконтроля и экономической безопасности РЮО. Здесь расположился и парламент республики - его здание полностью разрушено.



Глава комитета генерал-майор Батраз Таказов рассказывает нам об агрессии, начатой Грузией с попрания «олимпийского перемирия». Мы узнаем всё более ужасающие факты об этой «операции» с циничным названием «Чистое поле». Об использовании ракетных установок, применении кассетных бомб, попытке отравить воду в водоводе Едис-Цхинвал, минировании подвалов с мирными жителями… О том, как глумились над беззащитными, расстреливали искавших спасения.

Нас знакомят с Залиной Гудиевой - молодой симпатичной девушкой, сотрудницей комитета.

«В ночь с девятого на десятое они с мамой и бабушкой попытались добраться до Владикавказа. Попали в засаду. Знаете, скольких там убили! И она с бабушкой бежала, а грузинский танк их гонял, издевался над ними. Чудом в лесу укрылись. Потом попали под обстрел, их машину разнесло в клочья… Пережила шок, ещё не пришла в себя», - поясняет Таказов.

Залина растерянно улыбается и молчит. У неё нет сил рассказать о пережитом, а у меня не поворачивается язык её расспросить…



Батраз Таймуразович показывает фото темноволосой красавицы в форме. Элина Каджаева тоже работала в комитете. В 1990-х в районе села Эргнети от рук грузин погиб отец. Не успели отойти от горя, как убили её брата.

8 августа Элина и её мать спрятались во дворе под машиной, в яме для ремонта - подвала в доме не было. Таказов рассказывает:

«Грузины дали залп, бензин загорелся и полился на них. У Элины обгорела рука, лицо. Полтора дня голову высунуть из этой ямы не могла, и от заражения крови 10-го утром умерла. А мать - уже в больнице… Была семья - и нету семьи».



Генерал не находит слов, чтобы воспроизвести жуткие детали расправ с детишками, стариками, женщинами:

«Они согнали девушек и увезли их в Грузию - как рабынь, как стадо баранов! Сколько всего угнали, их имён - мы не знаем. До сих пор ищут…»

Тела погибших продолжают находить в завалах домов, окрестных лесах, многие умирают в больницах от ранений, некоторые гибнут от неразорвавшихся бомб и снарядов…

В расстрелянном Цхинвале мы услышали десятки страшных историй, от которых волосы вставали дыбом и возникал лишь один вопрос: В каком веке мы живем?..

Больше всего услышанное напоминало рассказы из учебников истории о нашествиях кочевников. Зверская харя дичайшего насилия древних времён: мужчин - истребить, дома - спалить, город - разграбить. Всё ценное - изъять и вывезти, женщин - угнать в плен… Какая разница, что применяли при набеге: просмоленные фитили, стенобитные машины, напалм, реактивные установки? Суть происшедшего от этого не менялась…



Наш заботливый гид из Владикавказа Марк Петрушанский так комментирует августовские события:

«Для меня абсолютно очевидно, что в отношении Цхинвала было совершено военное преступление. Случившуюся трагедию иначе как геноцидом не назовешь - современнейшая боевая техника вела прицельный огонь по мирным жителям. Его обрушили из реактивных “Градов”, город бомбили запрещенными кассетными бомбами».

По мнению Марка Петрушанского, не вызывает сомнений и вопрос кто на кого напал:

«Если бы инициатива начать войну принадлежала России, то, поверьте мне, бывшему офицеру, в этом случае и главнокомандующий Вооруженными силами России, и премьер-министр, и депутаты Госдумы, и руководящий состав 58-й армии (а в этой армии у меня много друзей и знакомых) не находились бы в это время в отпусках!»

Что тут добавишь?

http://jpgazeta.ru/vosem-let-so-dnya-nachala-voynyi-8-08-08-osetinskie-byili/

(Фото автора)
Илья Уржумов

#Осетия, #войны, #Грузия

Previous post Next post
Up