Роль Сони Гурвич была яркой, но единственной действительно большой работой Ирины Долгановой в кино. Сыграла еще в двух картинах, а после ушла на театральную сцену и вот уже полвека выступает в ТЮЗе Нижнего Новгорода. На самом деле Ростоцкий не раз звал ее в свои проекты в Москву, но Долганова не хотела расставаться с семьей надолго.
Ирину Долганову в Нижнем Новгороде знает, наверное, каждый. Да и не только в Нижнем - благодаря роли Сони Гурвич в фильме «А зори здесь тихие» она прославилась на весь Советский Союз. При этом уже много лет Ирина Долганова служит в нижегородском ТЮЗе. Глядя на её энергию и лёгкость, ни за что не поверишь, что актриса только что отметила юбилей.
Известность пришла к ней непростой ценой. Когда в 1971 году девушку пригласили в фильм «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, она и подумать не могла, что авторы картины - фронтовики - для максимальной достоверности фильма поместят юных актрис в практически реальные условия, в которых происходили события повести Бориса Васильева.
Съёмки шли в Карелии, где удивительная красота первозданной природы с чистейшими озёрами и живописными скалами дополняется непроходимыми болотами, огромными комарами и множеством гадюк. Но чем сложнее путь, тем весомее результат. И зрители поверили всему, что увидели на экране, и полюбили героев. Фильм собрал множество наград по всему миру, даже был номинирован на «Оскар» в 1973 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
И зрители - как у нас, так и за рубежом - поверили всему, что увидели на экране, и полюбили героев.
Фильм получил много наград по всему миру и 1973 был номинирован на «Оскар».
Ирина Долганова за воплощённую на экране девушку-зенитчицу была удостоена Ленинской премии.
Говорят, что женская дружба - явление исключительное, тем более среди актрис. А Ирина постоянно созванивается со своими "девчонками-зенитчицами" (да, всем уже за 70), они часто встречаются, помогают друг другу, поддерживают во всём. Причину этой долгой дружбы актриса видит в чистоте и неомрачённости юности, которая однажды объединила девушек в картине, ставшей для большинства из них дебютной.
Сыграв эту большую роль, актриса больше не принимала предложений от режиссёров (а они поступали регулярно), потому что были менее значимые, меркнущие на фоне детища Станислава Ростоцкого.
Да и на многократные уговоры режиссёра переехать в Москву, работать на киностудии имени Горького, актриса не поддалась. Во время одной из встреч он в очередной раз вернулся к разговору о переезде.
А вот дружба с режиссёром прошла через бОльшую часть её жизни: бывая в Москве, она всегда останавливалась у Ростоцких, Станислав Иосифович тоже навещал её в Нижнем, и они вместе выступали в театре перед зрителями.
В родном театре у Ирины было немало знаковых ролей: она играла Виолу в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Анну Снегину по одноимённой поэме Сергея Есенина, в собственном моноспектакле.
Лишь однажды после своей единственной главной роли в кино Ирина Валериевна решилась пополнить собственную кинолетопись ещё одним фильмом. Это было в 2013 году, когда режиссёр Андрей Прошкин пригласил её на роль Ады Абрамовны в свою военно-историческую драму «Переводчик». Тема войны в картине раскрыта с другой стороны: как говорил режиссёр, это "тема вынужденного соучастия во зле при всех попытках дистанцироваться от этого самого зла - соучастие в том, что ты не можешь побороть".
Всего два фильма в арсенале 72-летней актрисы. Но зрители помнят, любят её, шлют письма с благодарностью, следят за её жизнью.
А у Ирины Валерьевны и правда всё хорошо: муж Владимир занимается бизнесом, сын Сергей вырос и стал врачом. Она преподаёт актёрское мастерство в детских коллективах и в местном университете. Занимается вопросом бездомных животных в городе. Полна творческих планов и идей.
https://dzen.ru/a/YvaGpb5UbUNRDhHj