«Я прожил большую жизнь. Никаких подвигов не совершал, но в душе верю, что смогу оставить свой след, сохранив себя человеком. Я больше отдал людям, чем взял у них. И навсегда останусь верным этому принципу»-Николай Еременко.
Еременко-старший был из той когорты людей, для которых слова «честь» и «совесть» значили очень много. Интеллигент внешне и внутренне. Настоящий патриот своей страны и порядочный человек. Он родился в 1926 году. Его отец был военным, мать работала в прокуратуре. В Сибири они жили всего несколько лет: из-за службы отца приходилось часто переезжать. Вскоре после рождения сына, они развелись. Отец получил новое назначение и уехал в другой город, а мать с Николаем осталась в Новосибирске.
В 1941 году Николай Еременко добавил себе три года в паспорте, чтобы уйти добровольцем на фронт. После курсов младших лейтенантов Еременко отправили на Калининский фронт, в самую мясорубку. Однако вскоре попал в немецкий плен.
Три года в концлагере, на каменоломнях (глубокие шрамы на теле остались на всю жизнь), несколько неудачных попыток бегства… Еременко дал себе слово выжить... «Господи! За что мне все это? Два месяца войны. Три года концлагерей. Мне восемнадцать лет. Я только жить начинаю», - напишет он позже в своих воспоминаниях.
После того, как заключенных освободили войска союзников, злоключения Еременко не закончились. Он был направлен в фильтрационный лагерь, как и все, кто возвращался из немецкого тыла. После проверки, когда выяснилось, что Еременко не сотрудничал с фашистами, его отпустили и восстановили в звании. Он отправился в Новосибирск, к семье. Но там вдруг выяснилось, что мать с сестрой уехали на родину, в Витебскую область, сразу после получения извещения о том, что Николай Еременко пропал без вести. Они не могли быть уверены, что он жив. Пришлось ехать в Витебск.
В Белоруссии он стал руководить районным ДК. И однажды судьба ему улыбнулась. Белорусский театр имени Якуба Коласа отсматривал артистов самодеятельности и пригласил Еременко на работу. Именно там он познакомился с будущей супругой Галиной Орловой. Очень быстро молодые люди поженились, а 14 февраля 1949 года у пары родился сын Николай, который в будущем станет даже популярнее своего отца. Правда, родительское счастье чуть было не улетучилось до срока: у младенца случилось воспаление легких, ребенка едва выходили.
Работали супруги-актеры не покладая рук. Они ездили с концертами в колхозы, где гонорар им платили «натурой»: картошкой, капустой, яблоками.
В кино Еременко дебютировал в 1960 году в картине «Впереди - крутой поворот», где исполнил роль следователя Радевича. Но слава к нему пришла в 1962 году, после фильма Сергея Герасимова «Люди и звери».
Всего же Еременко-старший сыграл около 50 ролей в кино.
Думал ли тогда Еременко-старший, что вскоре его будут называть «отцом того самого Еременко»? Когда Николай Еременко-младший только начал сниматься в кино, в титрах писали просто «Николай Еременко». Но после успеха многих картин публика начала путаться в Николаях. «Отец рассказал мне такой курьезный случай: когда появился телевизионный фильм с моим участием „Красное и черное“, к нему в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после „Вечного зова“, где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: „В титрах указан Николай Ерёменко. Все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?“
Чтобы каждый раз не объяснять, где какой Николай Ерёменко, мы стали писать „старший“ и „младший“», - рассказывал в интервью Николай Еременко-младший.
Девяностые годы дались Еременко тяжело. Когда в 1991 году Верховный совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР, для артиста это стало личной драмой. Два инфаркта - вот цена, которую он заплатил за то, что жить ему выпало в эпоху перемен, наблюдая крушение Союза и всех тех ценностей, за которые он был готов отдать жизнь
Умер Николай Еременко-старший 30 июня 2000 года в результате сердечного приступа. Меньше чем через год в Боткинской больнице из-за инсульта скончается Николай Еременко-младший.
Его похоронят рядом с отцом в Минске, на Восточном кладбище.