«Особенности национальной охоты» Рогожкина - самое смешное кино совсем не смешной эпохи. Дефолт, «черные понедельники», война в Чечне - после всех этих событий люди 1990-х совсем разучились улыбаться. Именно в это время режиссеру Александру Рогожкину захотелось сделать фильм о том, как отвлекаются от всех жизненных сложностей простые люди. Картина очень скоро стала легендой и породила о себе множество слухов. Какие из них правдивы, а какие - нет?
Режиссер Александр Рогожкин сразу предупредил своих артистов, что снимает не комедию.
«Надо учиться перед съемками владеть лодкой, прыгать со скалы, забираться на дерево, общаться с медведем», - рассказывает актер Александр Стругачев.
«Рогожкин был очень долго злой на нас, потому что мы испортили хорошее кино», - вспоминает артист Вилли Хаапасало.
По числу непредвиденных ситуаций и несчастных случаев на площадке «Особенности национальной охоты» - это скорее веселый фильм ужасов.
«Несчастье ходило рядом: один чуть не утонул, другой сломал ребро», - поясняет актер Виктор Бычков.
Пить нужно меньше - скажут трезвенники. Ведь и не пили почти. Разве что грелись после съемок - иначе не выдержали бы.
«Помню, прибежал после двух дублей на озере, налил себе в тазик горячей воды, потому что было очень холодно», - рассказывает народный артист России Алексей Булдаков.
«У меня был второй режиссер, когда на 2 или 3 день около магазина остановились, он ко мне подошел и говорит: «Взяли 56 бутылок», - дополняет режиссер картины Александр Рогожкин.
«Особенности национальной охоты». Главное-процесс
Сценарий под названием «Особенности национальной охоты» Рогожкин написал после того, как сам съездил с приятелями на охоту. Как новичок он был впечатлен не меньше финского парня Райва - героя своего будущего фильма.
«Честно говоря, если бы я написал все, что происходит в реале на охоте, то меня бы просто затоптали ногами и сказали бы, что я издеваюсь над российским народом, над охотниками, рыболовами», - говорит Рогожкин.
Финский паренек ждет от охоты что-то незаурядное. Только никак не может попасть на одну волну со своими новыми друзьями. Впрочем, в нашем кино он такой не первый.
Основная часть съемок сериала «Особенности национальной охоты» проходила в лесах ленинградской области на границе с Карелией. Экспедиция расположилась в бывшем пионерском лагере. Хватило места и группу расселить, и построить декорации егерской усадьбы, где хозяйничает чудаковатый Кузьмич.
«Я конкретного Кузьмича не играл. Я играл свои ощущения и доверенный материал Рогожкиным», - отмечает актер театра и кино Виктор Бычков.
Японский сад камней, где герой Виктора Бычкова так любит медитировать, выглядел удачной находкой, парадоксальной и ни на что не похожей, и только потом выяснилось, что и каменный сад, и медитирующий егерь существуют на самом деле.
«Мы с Виктором стояли около Выборгского замка на закрытии фестиваля «Окно в Европу» и вдруг к нам подошла пара, они спрашивают: «А образ Кузьмича вы написали с такого-то?» Я говорю: «Почему? Нет! Я его не знаю». Парень говорит: «Он в нашем районе живет, у него сад камней, он егерь, вы же с него написали? Только он без бороды, а этот с бородой», - рассказывает Рогожкин.
Артист Виктор Бычков бороду тоже никогда не носил. Он отрастил ее специально для съемок у Рогожкина. Перестал бриться сразу, как получил предложение сниматься и через полтора месяца стал выглядеть так, как нужно было для роли.
Финн Вилле Хаапасало, сыгравший Райва, в отличие от своего героя говорил по-русски. Он был студентом Петербургской Академии сценических искусств, но поначалу молодой актер чувствовал себя на съемках не в своей тарелке.
«Я очень четко разговаривал. Помню, Леша подошел ко мне и говорит: «Слушай, ты никогда в жизни не озвучишь это. Делай меньше акцента». И это правда. Если бы я так играл весь фильм, как начал, то я бы никогда не озвучил фильм. Это сто процентов», - говорит Вилле Хаапасало.
Роль Булдакова
У самого Булдакова в кино было две роли: в грезах Райва - он вальяжный аристократ Алексей Иванович. Охотничьего азарта в нем ноль. Зато как красиво он выпивает и закусывает. Михалыч делает это ничуть не хуже. Главное - без лишних слов.
Немногословного генерала Александр Рогожкин написал специально для Булдакова. И персонаж даже поначалу носил его фамилию. Ну, а чем она не генеральская? Птичья фамилия Иволгин по аналогии с фамилией знаменитого генерала Александра Лебедя появится позже, но то, что генерал Лебедь служил прообразом Михалыча, зрителям 90-х объяснять было не нужно.
«Лебедь в то время уже состоялся, как политик, как генерал. Я стал за ним наблюдать, как говорит, как смеется и, слава богу, я не ошибся в своем ощущении и видении его», - рассказывает Алексей Булдаков.
Когда Булдаков и Лебедь познакомились, генерал пожаловался артисту, как устал от сравнения с Михалычем. Он сам кино еще не смотрел.
«Пошел, купил кассету. Пришел домой, поставил. Знаешь, Алексей, я в одном месте чуть не расплакался, настолько похож», - вспоминает Булдаков.
И все-таки Михалыч не пародия на Лебедя, а персонаж собирательный. Этот образ Рогожкин и Булдаков придумывали вместе. В какой-то момент появилась кубинская сигара - деталь, которая в скором времени приобрела образный вес, как символ генеральской невозмутимости.
В одной из сцен уже следующего фильма «Особенности национальной рыбалки» генерал должен был нырнуть в озеро и вынырнуть с дымящейся сигарой. Долго думали, как это сделать технически. Реквизиторы обмотали Булдакова водонепроницаемыми трубочками из которых должен появляться сигарный дым. Плавать, а тем более нырять, в этом костюме было невозможно. И тут Булдаков предложил свое решение.
«Снимайте свое хозяйство с меня. А есть футляры металлические, в которых находятся сигары. Я взял футляр, засунул туда свой огарочек, взял в губы. В кадре я буквально на секунду выныриваю затылком, меняю футляр и все», - рассказывает о хитрости актер.
Реальные персонажи
Кроме Михалыча, были в «Охоте» и реальные персонажи, имеющие прототип. Например, вечно попадающий в нелепые ситуации Сергей Олегович Савенко. Когда Савенко впервые появляется в фильме, он жует лимон - намек на еще одну популярную фигуру 90-х - писателя Эдуарда Лимонова. Настоящая фамилия, которого как раз Савенко. Правда, артист Сергей Русскин долго не мог допытаться у режиссера, кого он играет.
«Он сначала говорил, что это мелкий предприниматель, а потом этот персонаж персонифицировался и превратился в писателя эротических романов», - поясняет Русскин.
В роли Левы Соловейчика - сотрудника уголовного розыска - Рогожкин хотел снимать Александра Лыкова. Лыков был занят и роль досталась Семену Стругачеву из-за внушительного носа. А что касается характера, Стругачев уверяет, что играл своего брата.
«Мой брат тоже был полковник в отставке, начальник уголовного розыска. Когда я сыграл в этой картине, и брат узнал, что я его играл, он обиделся», - говорит Семен Стругачев.
Стругачева Рогожкин взял без всяких проб, но в первый день съемок именно из-за Семена остановил работу.
«Я так наигрывал, как в театре. Посмотрел Рогожкин на все это и сказал: «Нет, Семен, так играть нельзя, я пойду, проявлю пленку, вот и посмотришь, что ты сделал в кадре». Я посмотрел на это все, ужаснулся и сказал: «Да, так в кино играть нельзя», - вспоминает актер.
Почему же на съемках Рогожкин не уставал повторять, что снимает серьезное кино? Потому что, если на площадке смеются, то комедия вряд ли получится. Это как с выпивкой - нетрезвый артист никогда не сможет сыграть убедительно пьяного человека.
«Если ты выпил, тебе кажется, что ты играешь хорошо. На самом деле это кажется только одному тебе. Оператору и камере это не кажется. Камера глубоко трезвое существо. Она не любит пьяных«, - говорит Русскин.
Вечерних посиделок после съемочных смен артистам никто не запрещал. Кстати, на одном из таких застолий выяснилось, что Вилли Хаапасало хорошо поет. Булдаков с Бычковым тут же придумали эпизод с финской народной песней. Режиссер затею одобрил.
Экстрим в кино
И все-таки в фильме об охоте должен был появиться какой-нибудь зверь. Изначально планировалось, что это будет дикий кабан. Режиссеру объяснили, что дрессировке кабаны не поддаются. Тогда Рогожкин заменил его на медведя. Хотели снимать взрослого двухлетнего мишку и опять знающие люди отговорили. Зверь в таком возрасте - опасный, поэтому взяли маленького.
«Хоть и маленький, но одному из наших ребят отгрыз фалангу пальца и даже не заметил», - рассказывает народный артист России Семен Стругачев.
В эпизоде, где все охотничьи братья фотографируются с спящим медведем, Семен Стругачев тоже пострадал. Медвежонок цапнул актера прямо в кадре. Кстати, мишка в это эпизоде был не сонным, а пьяным. Вместо укола снотворного перед съемкой дали медведю хорошо выпить.
«Он выпил два тазика водки. Вылакал, но не уснул. Понадобилось еще немного. Они прекрасно пьют спиртное», - говорит второй режиссер фильма Александр Васильев.
До кондиции медведя доводили дорогим коньяком, который нашелся в багажнике у директора картины. А что делать? Вокруг не было ни одного магазина.
В сцене, когда артисты бежали от медведя через высокую траву, Алексей Булдаков сломал ребро. В зарослях оказался огромный валун, который никто не заметил.
«И он со всего маху ударился об этот камень, но текст договорил, а потом с ним стало плохо», - вспоминает Рогожкин.
На лице Булдакова тогда не дрогнул ни один мускул и это не единственный пример его героической невозмутимости. Актер прыгал в ледяное озеро, погреться в бане было нельзя. Если затопить печку у камеры запотеет объектив. Так что распаренные тела и лица в кадре - это всего лишь иллюзия.
«Мы обмазывались жиром, чтобы как бы быть потными, а баня была холодная. Мы там не грелись, а сидели и терпели. Потом надо было бежать и прыгать в холодную воду. Это ужасно, было несколько дублей. Это целый день съемок на морозе», - рассказывает Семен Стругачев.
Все сидели в тулупах, а мы сидели голыми. Там тазиками прикрывали свои места, но в какой-то момент один из ребят сказал, что среди нас одна женщина. И вдруг ассистент режиссера говорит: «Между прочим, это моя работа», - дополняет Сергей Русскин.
К женщинам охотники тоже поедут. Ну, а как же при полном параде и с мигалкой. В фильме это единственный эпизод, в котором артисты были подшофе. Съемка была не запланированной. К актерам пришли поздним вечером, когда они уже с чистой совестью отдыхали.
«Сняли стресс и в это время к нам прибегают и говорят, что нам дали милицейскую машину, но на один день, и мы вот сейчас должны снять проезды», - рассказывает Бычков.
Две девушки доярки, к которым так спешили охотники - весь женский состав фильма. Одну русскую красавицу сыграла актриса Зоя Буряк, а другую финская актриса Сара Хаапасало - жена Вилли.
«Она в принципе все нормально восприняла, если бы не этот тошнотворный запах во во время съемок. Мы были в настоящем коровнике. И когда она туда попала, ее начало тошнить. Она периодически выходила из помещения», - говорит Зоя Буряк.
Задачу Рогожкин актрисам подробно не стал разъяснять. Разрешил девушкам импровизировать. Все, что хотелось режиссеру, чтобы в русских доярках чувствовалась страсть.
«Он показал нам что-то типа Фламенко, но понятно, что мы не те персонажи, которые будут его танцевать. Станцевали то, что могли, то, что пришло в голову прямо на площадке», - рассказывает Буряк.
Обычно Александр Рогожкин не поощряет импровизацию. Он из тех режиссеров, которые придерживаются сценария и текста. Что бы с тобой ни происходило в кадре, будь добр произнеси все, что написано в сценарии.
«Когда меня скинули с причала, выяснилось, что мой плащ набирает 200 кг веса. Вода залилась, 200 кг на человеке и я быстро рассказал весь текст. Рогожкин меня спрашивает: «Саша почему так быстро сказал?» - «Саша я тону», - вспоминает процесс съемок Бычков
Тонули в этом фильме чуть ли не все актеры. Сергей Русскин побывал в такой же ситуации, как и Семен Стругачев, который перевернулся на моторной лодке. Его об воду ударило с такой силой, что у актера слетел сапог.
«И что думает актер, когда тонет. Он думает, что будет играть весь фильм в одном сапоге, потому что запасных у нас точно нет, и он (Стругачев) нырнул за ним и достал его», - рассказывает Хаапасало.
Но проблемы съемочной группы ни идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить бедной корове, которую затащили в бомбардировщик. Художники-постановщики от всей этой затеи пришли в ужас.
«Все снято, остался один кадр. Корова стоит раскорячившись.Ту-22М3 - стратегический бомбардировщик. Вот туда ее нужно было поднять на тросах. Художники расплакались», - вспоминает второй режиссер картины.
За новоявленным фильмом Александра Рогожкина тоже охотились. После фестивального показа на «Кинотавре» картину украли пираты, но не зря в народе говорят: нет худа без добра. Видеокассеты с копиями разошлись по стране за считанные дни. В то время, когда в России закрывались одни за другими кинотеатры, зажглись новые звезды кино.
«Тогда это попало в сердце русского человека, потому что это кино про него. Конечно, это культовая кинокартина, а мы культовые артисты, культовые персонажи», - говорит Бычков.
Эти культовые персонажи из комедии «Особенности национальной охоты» встретились еще в четырех картинах и нисколько не надоели зрителям. Им всегда рады, как хорошему знакомому.
https://mir24.tv/articles/16355436/osobennosti-nacionalnoi-ohoty-ekstrim-na-semkah