Анатолий Папанов и его Надежда: "Я однолюб - одна женщина и один театр"

May 10, 2021 21:01




Многие наши артисты прошли через горнило войны. Видели кровь, слезы, смерть. И выстояли...Вынесли на своих плечах все. Среди них был и Анатолий Папанов.

В его жизни многое складывалось не как "кино". Только любовь была такой большой и светлой. Анатолий Папанов всю жизнь, до последнего вздоха, любил одну-единственную женщину, свою Надежду. Они оба прошли войну. Как бы банально это не звучало, они оба смотрели в глаза смерти. И может быть поэтому была в них жажда жизни и жажда любви.



Анатолий Папанов появился на свет 31 октября 1922 в Вязьме. Мама его, Елена Болеславовна Росковская, работала модисткой - мастером по изготовлению женских платьев и шляп, а отец, Дмитрий Филиппович Папанов, служил в охране железнодорожного узла. В семье имелся еще один ребенок - младшая дочка Нина. В конце двадцатых годов прошлого века Папановы перебрались в Москву, поселившись на улице Малые Кочки (в наши дни - улица Доватора).



Любовь к театру Анатолий перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них. В московской школе Анатолий учился неважно.

«Читал я тогда мало, учился плохо… Но очень любил кино. Ближайшей «культурной точкой» являлся Дом культуры «Каучук». Туда я и отправлялся смотреть фильмы, концерты и спектакли местного драматического коллектива». В восьмом классе Папанов всерьез увлекся театром, начав заниматься в школьном драмкружке. А в 1939 после окончания школы он устроился на работу литейщиком второго столичного шарикоподшипникового завода.
Мечты  не давали Анатолию покоя, и вскоре юноша записался в заводскую театральную студию, которой, к слову, руководили актёры Театра им. Вахтангова. Отработав десятичасовую смену, юный Папанов бежал на уроки в театральный кружок. Помимо занятий в студии юноша довольно часто бывал в коридорах «Мосфильма». На его счету участие в массовке в таких кинокартинах, как «Ленин в Октябре», «Суворов», «Степан Разин», «Минин и Пожарский». Разумеется, мечтой семнадцатилетнего парня было попасть на глаза какому-нибудь именитому режиссеру и получить пусть крохотную, но отдельную роль. Увы, этой мечте в те годы сбыться было не суждено.

Началась война. В первый же день - 22 июня 1941 - Анатолий Дмитриевич отправился на фронт. Он рассказывал: «Я, как и большинство моих ровесников, верил в победу, жил этой верой, испытывал ненависть к врагу. Передо мной был пример Павки Корчагина, Чапаева, героев по нескольку раз просмотренных фильмов «Семеро смелых» и «Мы из Кронштадта». Анатолий Дмитриевич командовал зенитным орудием.



Сержант Папанов в 1942 оказался на Юго-Западном фронте. В то время немцы развернули на этом направлении мощное контрнаступление, и советские войска отошли к Сталинграду. На всю жизнь Папанов запомнил горький вкус отступления, скрип земли на зубах и вкус крови во рту. Он рассказывал: «Как можно забыть о двухчасовом бое, унесшим жизни двадцати девяти человек из сорока двух?.. Мы мечтали, строили планы, спорили, однако большинство товарищей погибло на моих глазах… До сих пор ясно вижу, как упал мой друг Алик. Он хотел стать кинооператором, учился во ВГИКе, но не стал… Из выживших сформировали новый полк - и снова в те же места, и снова бой… Я видел, как люди после сражения совершенно менялись. Видел, как за одну ночь седели. Раньше думал, это литературный прием, оказалось - прием войны… Говорят, что человек может привыкнуть ко всему. Я в этом не уверен. К ежедневным потерям я привыкнуть так и не сумел. И время все это не смягчает в памяти…».

В одном из боев рядом с Папановым разорвался немецкий снаряд. К счастью, большинство осколков просвистело мимо, и только один угодил в стопу ноги. Ранение оказалось тяжелым, у Анатолия Дмитриевича были ампутированы два пальца, и почти полгода он пролежал в госпитале, расположенном под Махачкалой. Впоследствии, когда актера спрашивали о полученном ранении, Папанов отвечал: «Взрыв, дальше не помню ничего… Очнулся только в госпитале. Узнал, что все, кто находился рядом, погибли. Меня засыпало землей, подоспевшие солдаты отрыли… После ранения я уже не смог вернуться на фронт. Комиссовали подчистую и никакие мои протесты и просьбы не помогли…».
В госпитале меня оперировали, вытащили осколок, а потом отправили санпоездом в другой госпиталь, находящийся в дагестанском городе Буйнакске. Ехали долго, дней десять, и в пути мне было очень плохо, тяжело. Ухаживал за мной, помогая санитарам, молодой солдат (из легкораненых, как он говорил), совсем почти мальчишка. Прибыли к месту назначения, и в общей суматохе я потерял его из виду и очень грустил, потому что привык к этому доброму и улыбчивому пареньку. Когда стал ходить, неожиданно встретил его в коридоре госпиталя. Увидел и… мурашки по телу побежали: «легкораненый» был без ноги».

Из армии его комиссовали с третьей группой, и осенью 1942 Папанов вернулся в Москву. Недолго думая, он подал документы в ГИТИС. Его поначалу не хотели брать: "деревенский говор" и хромота после ранения. Однако Папанов настоял на своем. Преодолевая боль, до изнеможения занимался танцами и гимнастикой. Улучшение наступило далеко не сразу, и только в конце четвертого курса юноша, наконец, выбросил опостылевшую ему трость.

В годы учебы на актерском факультете Папанов встретился со своей будущей супругой - Надеждой Каратаевой. Сама она рассказывала: «Мы оба москвичи, жили недалеко, даже некоторое время учились в одной школе... В 1941 году я поступила на актерский факультет, однако началась война, и учеба была приостановлена. Преподаватели эвакуировались, а я приняла решение идти на фронт. Окончив курсы медсестер, устроилась в санитарный поезд.



Два года работала там. В 1943 поезд был расформирован, а я вернулась в ГИТИС. Здесь впервые и увидела Анатолия. Запомнились нашивки ранений, линялая гимнастерка, палочка. Вначале у нас были просто приятельские отношения - рядом жили и вместе на трамвае ездили домой. Наш роман начался, когда мы во время студенческих каникул отправились от райкома комсомола обслуживать воинские части в Куйбышев. После возвращения в Москву я маме сказала: «Наверное, замуж выйду»... После того как я познакомила его с мамой, она сказала: «Хороший парень, вот только не очень красивый». Я ответил: «Но он такой интересный, такой талантливый!». И мама: «Все-все, не возражаю». Поженились Анатолий и Надежда сразу после Победы 20 мая 1945.



Анатолий окончил институт с отличием, его пригласили на работу сразу три столичных театра. Но его любимую Наденьку по распределению направили в Клайпеду. И Папанов отказался от всех предложений, чтобы поехать вслед за женой. Они бывали в Москве теперь наездами. Проведывали родителей, гуляли по знакомым московским улочкам. В один из приездов случайно встретили Андрея Гончарова, молодого режиссера, с которым были знакомы еще со студенческих времен. Он пригласил Папанова в свой Театр сатиры. И Надежду тоже приняли в этот московский театр.

В 1954 году на свет появилась маленькая Леночка, счастье и надежда семьи. А вскоре ему предложили серьезную роль в театральной постановке, и он искренне считал, что удачу ему принесла именно дочка. Вскоре им дали комнатку в общежитии, а потом семья Папановых перебралась в собственную отдельную квартиру.

1973 год на кухне



Актёр гордился, что он из деревни, всегда говорил: «Я - простой русский деревенский мужик». Обожал природу. «Поеду на дачу. Если вдруг замена спектакля, ищите меня там». Ехал туда на велосипеде.



Особенно ему нравилось бывать на даче осенью, когда все соседи уезжали в Москву. О том, какой удивительной скромности и достоинства человек был Анатолий Дмитриевич, вспоминал его коллега по театру Сатиры Мамед Агаев: «Долгое время я вообще не знал, что у Анатолия Дмитриевича есть машина. Он никогда не подъезжал к служебному входу. Объяснил однажды: «У нас многие артистки ходят в заштопанных колготках, а тут я на «Волге»! Неприлично».

«Сегодня на Тверской улице в Москве есть престижная гостиница. Раньше там был магазин «Малыш». Я дружил с директрисой. Однажды мне позвонили: привезли детские шубки. Захожу в универмаг. Смотрю, Папанов стоит в очереди - знаете, какие они были раньше? Я ничего ему не сказал, направился к директрисе: «Там у вас Папанов». Она бросилась к нему: «Анатолий Дмитриевич, идите со мной, шубку я вам отложила». И Папанов отказался от такой "льготы"-"Я постою. Совсем немного осталось".

В его артистиеской карьере было много знаменитых киноролей. Одной из самых значемых он считал роль генерала Серпилина в фильме по книге Симонова "Живые и мертвые"

В конце августа 1979 скончался Константин Симонов. На похоронах Анатолий Дмитриевич произнес: «Он был моей судьбой. Он сказал Столперу: «Вот этот актер Серпилин! И только он!». И вся моя планета завертелась по-другому... А теперь отрезан кусок жизни... гигантский кусок... "



"Берегись автомобиля"



"Приходите завтра"



"Бриллиантовая рука"



"12 стульев"



"Дети Дон Кихота"



"Белорусский вокзал"



"Холодное лето 53-го"



Анатолий Папанов ушел резко и внезапно. Это случилось 5 августа 1987-го, после возвращения из Карелии, где закончились съемки картины «Холодное лето пятьдесят третьего…». У него появилось свободное время, и артист хотел поехать в Ригу, где в тот момент его супруга гастролировала со своим театром. Папанов решил помыться с дороги, но в это время в доме не было горячей воды. Он принял холодный душ, который и стал толчком для сбоя в работе сердца. У Папанова начался сердечный приступ, повлекший за собой смерть. В это время артист был дома совершенно один, и остался без медицинской помощи.


На похороны замечательного актера пришли тысячи людей. Валерий Золотухин рассказывал: «Я, спеша на последнее свидание с Папановым, взял у Белорусского вокзала такси. Когда водитель услышал, куда я еду, то открыл двери и сообщил коллегам о смерти Анатолия Дмитриевича. Они тут же метнулись к цветочному базару, накупили гвоздик, вручили мне: «Поклонись ему и от нас...»

Супруги прожили вместе без малого 43 года. Папанов часто повторял: «Я однолюб - одна женщина и один театр».



герои, СССР, кино, ВОВ

Previous post Next post
Up