"Пираты 20 -го века" оказался самым кассовым и посещаемым фильмом советского кино. Он собрал 90-миллионную зрительскую аудиторию. Даже знаменитую картину Владимира Меньшова "Москва слезам не верит", которая вышла в прокат в том же 1980-м, посмотрели 84,4 миллиона человек. А вот спас "Пираты 20-го века" от забвения-ГенСек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Иначе неизвестно сколько бы фильм пролежал на "полке". Но, об этом чуть ниже.
А успех у этого фильма огромный. И неудивительно. Действие держит в напряжении с первой до последней минуты. Для неискушенного советского зрителя такие фильмы были в новинку. К тому же, действие разворачивалось в бескрайних просторах южных морей, у пиратов была экзотическая внешность, и ещё в этом фильме было "таинственное" каратэ.
Захватывающий сюжет фильма основан на вполне реальной истории. В конце 70-х годов прошлого века в "Известиях" была опубликована заметка о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Тогда пираты похитили 200 тонн груза и убили всех членов экипажа. Интересно-куда делось двести тонн урановой руды?! Это же не кукуруза какая-нибудь. Определенно, что были заказчики на груз. Интересно-кто?! И зачем им понадобился столь специфический груз?!
Сценарист и режиссер Станислав Говорухин сразу же загорелся идеей снять фильм, в котором бы советские моряки противостояли морским "джентльменам удачи". Конечно, финал должен был быть оптимистичным, доказывающим, что советские матросы справятся с любым мировым злом.
Сценарий Говорухин написал вместе со своим другом - режиссером Борисом Дуровым. Его же он попросил и снять картину, так как сам в это время уже готовился к съемкам сериала "Место встречи изменить нельзя". Позднее Борис Дуров рассказывал, как их с Говорухиным замысел воплощался в реальность: "Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили "погрузить" на корабль опиум для фармацевтической промышленности - товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда!
Я разозлился: "Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?". В общем, опиум авторы сценария отстояли.
Постановщиком боев в фильме был известный в Союзе мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, исполнивший роль боцмана. Карате также в совершенстве владел Талгат Нигматулин - актер родом из Киргизии. Его называли «советским Брюсом Ли» - восточными единоборствами он занимался всю жизнь, что ему очень пригодилось и в актерской профессии. Поначалу в фильме «Пираты ХХ века» он был задействован в массовке вместе с другими спортсменами, но режиссер обратил внимание и на его актерские данные, и на фактуру, и доверил ему роль главного злодея - пирата Салеха.
Именно благодаря Нигматулину еще одна главная мужская роль досталась Николаю Еременко - они дружили еще со времен ВГИКа, где учились на одном курсе, и Талгат посоветовал ему прийти на пробы. У Еременко тоже была хорошая физическая подготовка, к тому же благодаря ярким внешним данным он идеально подходил на роль главного героя, и в «Пиратах» он сыграл старшего механика Сергея Веремеева.
И Еременко, и Нигматулин были молодыми, азартными и отчаянными - они сразу заявили режиссеру о том, что все трюки и боевые сцены будут исполнять самостоятельно, без помощи дублеров и каскадеров. И дрались они по-настоящему. Еременко вспоминал: «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор.
Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон». Но жертвы были оправданными: после выхода фильма на экраны тысячи мальчишек записались в спортивные секции, среди которых, конечно, лидировало карате.
Начало "Пиратов ХХ века", где на корабль грузят этот самый опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта (ныне - Мариупольский торговый порт, Украина) в мае 1979 года.
Корабль "Нежин", который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, - тоже мариупольский. Это сухогруз "Фатеж" Азовского морского пароходства. Во время съемок корабль не пострадал. Он много лет затем прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, после чего отправился в Севастополь - в Черноморское пароходство.
Второй корабль, который зрители видят в фильме, а именно быстроходный пиратский «Mercury», тоже имел мариупольскую «прописку». В роли пиратского судна «снялся» теплоход «Адмирал Лунин» из Азовского морского пароходства. «Адмирала Лунина» после съемок продали в Грецию, где он служил до 1999 года, пока не погиб от взрыва.
Действие фильма происходит в Южно-Китайском море. Подходящие пейзажи стали искать на Южнокрымском побережье. Поэтому съёмки проходили в Новом Свете, в Коктебеле и в районе мыса Тарханкут.
По сюжету фильма, судно главных героев "Нежин", сгорает. В реальности, конечно, его сжигать не стали. Пожар имитировали с помощью ёмкостей с горящей смолой на палубе.
Затапливать "Нежин" тоже не стали. Вместо этого соорудили декорации и затопили их в бассейне гостиницы.
Фильм мог бы выйти на экраны в тот же год, в какой его начали снимать - в 1979. Однако по фильму нанесен сильный удар. И он мог бы вобще никогда не дойти до зрителя. Или дойти гораздо позже. Фильм показали руководящим работникам ЦК ВЛКСМ, и тогдашний комсомольский руководитель Борис Пастухов назвал картину «идеологически вредной». И фильм отправили на полку.
Судьбу фильма неожиданно решил Брежнев: однажды кассета попала к нему на дачу, где он часто на досуге смотрел новые фильмы, и «Пираты» так его впечатлили, что вскоре их увидели миллионы зрителей, а сам боевик стал культовым.