Как Ленин в Жигулёвскую кругосветку ходил

Jul 17, 2019 13:01

Интересный пост от самарского краеведа honzales о том, как В.И.Ленин совершал "Жигулёвскую кругосветку" в 1890 году

Большинство самарцев как минимум слыхали о Жигулёвской кругосветке, а кто-то и наверняка в неё ходил. Ходил в Жигулёвскую кругосветку и я - но сегодня речь не обо мне, а о том, как ходили в эту кругосветку еще до зарегулирования стока реки Волга, когда уклон волжский и скорость течения были значительно (примерно в 2.27 раза) больше нынешнего, а в период весеннего паводка проходило, по разным оценкам, от 55%-66% до 79% по другим оценкам, годового стока Волги .

Интересующиеся историей Жигулёвской Кругосветки наверняка в курсе, что в своё время в неё ходили и пролетарский писатель Максим Горький, и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин.
Воспоминания современника Ленина, ходившего в кругосветку с Лениным, я и приведу здесь с сокращениями, выбросив политические дифирамбы вождю и оставив походную суть, особенно налегая на различия между кругосветками XIX, XX и XXI веков ;))
Проиллюстрирую я этот рассказ свидетеля старинными фотографиями, примерно отражающими виденное её участниками во время той "ленинской" кругосветки 1890 года.
Как всегда, мой собственный текст - обычный, цитируемый - курсивом, источник цитируемого текста указан внизу, источники иллюстраций - в тексте, если не указаны - мои собственные,

Итак, слово - современникам Ленина:

Он (Владимир Ильич. - Сост.) рассказал мне, как он, живя в Самаре, совершал так называемую “кругосветку” - путешествие по Волге в лодке вниз до конца Самарской луки, переправа с лодкой в речонку, которая течет на север, сплав по ней до Волги, принимающей в себя эту речку у начала Жигулей, и возвращение обратно в Самару опять-таки вниз по течению.
В. АДОРАТСКИЙ. За 18 лет. “Пролетарская революция”, 1924, № 3, стр. 94.
В конце апреля (1890 г. - Сост.) Скляренко внес предложение организовать “кругосветное путешествие”, как называлась поездка по рр. Волге и Усе... Выезжали от Самары вниз по р. Волге на запад до с. Переволока. У этого села лодка на лошадях перевозилась с Волги на р. Усу (от 11/2 до 2 верст), а затем вниз по течению р. Усы, впадающей в р. Волгу против г. Ставрополя, сплавлялись до Волги и вниз по реке Волге доплывали до Самары, появляясь с востока. Таким образом, самарцы за 3-4 дня доказывали, что земля кругла, и получали при этом массу удовольствия.
Поездка была принята очень единодушно. Особенно охотно на нее согласился Владимир Ильич...
Решено было пригласить в поездку В.В. Савицкого, с которым Владимиру Ильичу хотелось познакомиться поближе. Обычно самарское “кругосветное путешествие” можно было проделывать только в течение мая, когда Волга и ее притоки имеют наибольшую воду, или, как в Самаре говорилось, “во время половодья”...

Все тот же наблюдатель водомерного поста Хан-Гирей-Антеков, который очень часто оказывал разные услуги революционным кружкам, очень охотно предоставил в наше распоряжение свою прекрасную лодку “Нимфу”.
В поездке приняли участие: Владимир Ильич Ульянов, Алексей Васильевич Скляренко, Иван Александрович Кузнецов, Викентий Викентьевич Савицкий, Николай Яковлевич Полежаев и Алексей Александрович Беляков, а в с. Екатериновке предполагали принять в лодку Александра Павловича Нечаева, который должен был захватить с собой два ружья.

Выезд был назначен 8-го мая в 5 часов утра от Самолетской пристани на р. Волге. Ко всеобщему изумлению, никто не опоздал, несмотря на ранний час, и ровно в пять часов утра мы двинулись “вниз по матушке по Волге, по широкому раздолью”.

Самолетская пристань - это Пристань общества "Самолёт" (Открытка. Изд. Контрагенства. Москва. N.36. Архив Бичурова Г. В.):

А располагалась эта пристань неподалёку от Панского спуска (ул. Ленинградская), на "Плане губернского города Самары с окрестностями 1894 года" указано её точное местоположение:

Погода была изумительно хорошая, тихое солнечное ясное майское утро, на небе ни облачка, в воздухе не чувствовалось даже обычного утреннего ветерка, а это позволяло тем яснее чувствовать всю мощь и быстроту течения Волги. Лодка неслась по крайней мере со скоростью около 10 верст в час. Чистый воздух, игра солнечных лучей на поверхности воды, мирный, быстрый и спокойный ход лодки - все это вместе вызвало прекрасное благодушное настроение.

10 верст в час - 10,668 км/час, сейчас течение в разы спокойней:

Ниже Жигулёвской ГЭС во время весеннего паводка скорость течения достигает 7 км/ч, в период межени составляет 1,5-1,8 км/ч.

Соответственно, сейчас в межень кругосветчикам приходится заметно налегать на вёсла ;))

... Разговоры не клеились, так как все ушли в созерцание мощной стихии, стремительно катившей свои волны. Мы плыли по середине главного русла, а к берегу подходить боялись, чтобы не попасть в один из бесчисленных протоков, часто заводивших в тупик, выбираться из которого встречь течения было всегда трудно и требовало очень много времени и труда.

Речь, видимо, о низинах левого волжского берега, в половодье и сейчас сильно заливаемых:
Пробовали петь - ничего не вышло, как-то не пелось, а возможно, и просто не умели. Владимир Ильич был весь движение и жизнь. Видимо, его очень захватывали и прелести бесконечно мощной стихии, среди которой или, вернее, во власти которой наша небольшая лодка казалась жалкой и беспомощной. Никто из нас не заметил, как пролетели три с половиной часа и мы подплывали к Екатериновке, где должны были захватить Нечаева и напиться чаю.

Расстояние до Екатериновки от пристани "Самолет" - около 50 км, получается, скорость была около 14.3 км/час.
Неплохо для весельной лодки ;))

Кругосветка образца 1925 года (источник - блог Вадима Кондратьева)  проходила на таких же лодках, на какой плавал Ульянов со товарищи:

Мы предполагали в Екатериновке на берегу развести костер и вскипятить свой котелок, но Нечаев увлек нас в дом своего отца, крупного сельского торговца. Чай был на славу, с разными варениями, печениями, пирогами, разносолами, и даже на столе появилась “домашняя вишневочка”. От выпивки мы довольно дружно отказались, заявив, что по утрам не пьем...
...
Солнце палило без всякого сожаления. Молодая буйная зелень деревенских садиков манила к себе, но мы были непреклонны и отплыли в начале 12 дня от с. Екатериновки.
За разговорами, которые приняли весьма оживленный характер, мы незаметно продвинулись в с. Переволоки, где нам предстояло перевезти лодку на лошадях.

Получается, что путь до Переволок занял всего один световой день - в своё время, когда мы на байдарках ходили в кругосветку, у нас по пути до Переволок было две ночёвки - неподалёку от часовни Люпова и на Васильевских островах - хотя байдарка и более ходкая, чем деревянная лодка ;))

Не успели мы высадиться на берег, как из деревни появилась масса детишек и 3-4 крестьянина с предложением своих услуг по перевозке лодки... Очень нередко путешественники, а до этого и торговые люди, волокли лодку от Волги до Усы по земле, отсюда и название деревни: Переволока. Мы не думали этой операции проделывать, ибо не считали возможным портить хорошо осмоленное дно лодки, а главное, у нас не было расположения тратить на эту операцию 4-5 часов времени и массу труда. Мы знали, что обычно за перевозку лодки берут полтора-два рубля, и поэтому, когда с нас запросили четыре рубля, мы сразу предложили полтора рубля и на двух сговорились.

Кругосветка 1930-х - жители Переволок всё так же, как и 40 лет назад, подрабатывают перевозом лодок (источник - блог Вадима Кондратьева) :

В конце 80-х мы таскали байдарки сами, чай. не баре ;))

Больше версты дорога шла круто в гору, а затем около версты под гору. Когда мы поднялись на вершину водораздела между Волгой и Усой, то р. Уса, зажатая между зелеными холмами, узкая и очень извилистая, очаровала нас всех своей изумительно волшебной панорамой.

...

Было уже 7 часов вечера, когда мы почувствовали, что не плохо закусить. Деревня была под боком (саженей 100-150), но мы в деревню не пошли, хотя Владимир Ильич усиленно тянул туда. У самой воды мы развели костер, вскипятили чайник, добыли молока и очень плотно закусили не столько своими запасами из Самары, сколько обильными запасами Нечаева...
Солнце пряталось в горы, причудливо освещая видимую часть долины и остальную спокойную, как зеркало, ленту реки, и панорама стала настолько сказочно-очаровательной, что все мы как-то притихли. Были предложения немедленно тронуться в путь, чтобы насладиться восторгами и неожиданностями причудливо меняющихся сказочных ночных видений... Решили от поездки ночью воздержаться и расположились спать тут же у лодки. Нечаев дошел до деревни и за 70 коп. купил такое количество соломы, целый воз, что получились у всех мягкие постели.

А вы говорите - палатки ;))
Воз соломы за 70 коп - и ночевать в начале мая не холодно ;)
Проснулись утром на заре довольно дружно. Решили, как только “развиднеется”, тронуться в путь без замедления. Владимир Ильич во всеуслышание заявил, что он “никогда так хорошо не спал, как в эту ночь. Хорошо быть Робинзонами”...
Мы поплыли вниз по р. Усе, как только ярко разгорелась заря и склоны сжавших реку гор и стальная лента воды окрасились причудливыми, быстро меняющимися утренними красками.

Кругосветчики на р. Уса, 1927 г.  (источник - блог Вадима Кондратьева):

Уса в прежние времена была небольшой речушкой, и лишь весеннее половодье делало её похожей на те просторы, которые сейчас доступны кругосветчикам даже в межень...

Деревня просыпалась: скрипели ворота, гоготали гуси, тявкали собаки, мычали коровы. Ночная тишина и ночные шорохи растаяли, поднимался легкий утренний ветерок из ущелий гор.
...
Все время р. Уса кружилась, тесно сжатая горами, и вдруг горы раздвинулись, и нас почти всех одновременно прельстила широкая поляна, обрамленная дубками и вязами, и мы решили остановиться, чтобы поразмяться, слегка закусить и пострелять в цель.
Остановка вышла восхитительная, и мы на ней незаметно задержались часа на 3-4. Говорят, “счастливые часов не наблюдают”, у нас никому и в голову не пришло посмотреть на часы, значит, мы были счастливы. Правда, мы стремились к 10 мая попасть в с. Царевщину, но как-то забыли про это, так удивительно хороши были картины природы, и воздух, и солнце, и горы, и весенняя зелень.
На полянке опять было проявлено очень много резвости, и опять Владимир Ильич не отставал от других. Бегали вперегонки, боролись, шутили, хохотали и, наконец, принялись стрелять в цель из охотничьих ружей.
При этом оказалось, что Владимир Ильич совсем неплохо стреляет. Больше всего попаданий было у него, а я оказался самым неудачным стрелком...

А Ильич-то, оказывается, снайпер ;))

Около одиннадцати часов мы поплыли дальше и через час подъехали к большому с. Жигули, где и решили часа 2-3 поболтаться в народе и покалякать. Село оказалось интересным в том отношении, что там сильно был развит патриархальный уклад. Нашлись две семьи, имевшие по 40 душ и жившие сравнительно зажиточно, а семьи по 15-20 душ были обычным рядовым явлением. Семьи в 40 душ представляли из себя своеобразные трудовые коммуны, в которых благодаря высоким личным хозяйственным качествам стариков руководителей дела шли отлично и очень выгодно.

От Усы до с. Жигули - около 3,5 км, но, как видите, народ в конце XIX века был не ленив, и не считал зазорным сходить размяться в горку за три версты, почти час ходьбы в одну сторону...

По секрету говорили с молодежью этих семей, но и среди этой молодежи не нашлось недовольных. Обе семьи оказались сектанты-штундисты, когда-то, лет 50 тому назад, выселившиеся с Украины. Нам разрешили осмотреть хозяйство одной из семей, а после осмотра нас очень радушно угостили пирогами с рыбой, а для питья дали очень вкусную сыту из меда и прекрасный ядреный густой темный квас, очень похожий на домашнее пиво. Поговорили о боге, о вере, о праведной жизни и об утеснениях, какие им чинили поп и становой пристав, хотя они своей верой никому не мешали.
Владимир Ильич очень заинтересовался хозяйством крупных семей и заметил, что хорошо бы в такой деревне прожить 2 - 3 недели, чтобы выяснить всю экономическую подноготную этих семей...
Из разговоров в деревне выяснилось, что до Ставрополя мы можем доплыть за два, много 2 1/2 часа.

От с. Жигули до Ставрополя по реке - около 13.5 км, стало быть, скорость течения в Усе ниже, чем в Волге, почти вдвое - что вполне логично.
Одним из красивейших мест в этом районе считался утес Стеньки Разина, в некотором роде историческое место, о котором написано, кажется, Навроцким известное стихотворение, распевавшееся как революционная песня по всему Поволжью...
Этот знаменитый утес стоял как раз при самом впадении р. Усы в Волгу. Было решено устроить ночлег у подножья утеса Стеньки Разина, ибо поездка в Ставрополь никого не прельщала...

Предположительно, в 1890 году утусом Стеньки Разина называли Молодецкий курган - во всяком случае, в окрестностях впадения р. Уса в Волгу нет более высоких гор, а на вершине именно Молодецкого кургана к столетию со дня рождения Ленина была установлена стела из нержавеющей стали с надписью, гласящей, что именно на эту вершину поднимался Ленин в 1890 году.

Впрочем, это мог быть и Усинский курган...

Однако версия кургана Молодецкого лично мне кажется более правдоподобной:

Самое ранее моё фото Молодецкого было сделано в первой половине 1990-х - через сто лет после кругосветки Ленина:

К вечеру начали было собираться тучки, которые могли погнать нас на ночлег в Ставрополь, но утес действительно был так дик и очарователен, что мы решили все-таки близ него расположиться на ночлег, даже несмотря на дождь. Однако дождь-еле побрызгал, и к закату солнца тучи разошлись. Было скверно только одно, что поблизости не было селенья, где бы можно было достать сена или соломы на подстилку.

От с. Переволоки в лодку нам удалось взять очень небольшое количество соломы. В нашем распоряжении до сумерек оставалось часа 3, и за это время, вытащив лодку на берег, мы устроили нечто вроде шалаша, покрыв его наломанными ветками. До сумерек мы успели забраться на вершину утеса Стеньки Разина, досыта налюбоваться бесконечным простором Волги и бросить прощальный взгляд на р. Усу, давшую так много радостных минут, а в сумерки принялись интервьюировать эхо.
...
Если во время ночлега у с. Переволоки не возникало вопроса о карауле и все мы спали спокойно, то около дикого утеса, в безлюдной местности, на берегу бурно стремившей свои воды реки, когда почти всякий шорох, всякий треснувший сук, всякий упавший камень передавался в чуткой ночной тишине почти как пушечный выстрел, этот вопрос у нас возник, и мы решили поочередно дежурить по полтора часа. Дежурный по всем правилам военного искусства должен был все время стоять на ногах или тихо ходить с ружьем в руках.

Сидя, легко было уснуть, ибо воздух, чистый и ароматичный, насыщенный озоном, сильно располагал к этому. По жребию первым встал на караул Н.Я. Полежаев, второй - В.В. Савицкий и третий - Владимир Ильич.

Выходит, времена были и тогда не сильно спокойные, ежели требовался аж целый караул с ружьём?
Что скажут сторонники "хруста французской булки"?
Впрочем, в 90-х годах XX века было очень похоже ;))

Ночь прошла благополучно, но к утру разыгрался ветерок и беспокойные тучки бродили по небу, угрожая дождем. Все-таки настроение было прекрасное. В путь на этот раз мы двинулись после чаепития и плотной закуски...
Часов около шести спустили лодку на воду, а ветер крепчал, и уже на середине Волги поигрывали “беляки”. Бродившие по небу свинцовые тучи, перспективы дождя и крепчавший ветер нагоняли тоску. У большинства настроение испортилось, и только Владимир Ильич сопротивлялся упадку настроения и, действительно, невидимому, на него не сильно действовали перемены погоды.

Что интересно - во время нашей кругосветки нас тоже застала непогода возле места впадения Усы в Волгу - и нам пришлось вставать на сутки на днёвку. дабы переждать непогоду - на Жигулёвском море разыгрывается нешуточная волна. а берег скалист и малопригоден для швартовки во время шторма...

До строительства плотины Волга была гораздо уже, чем сейчас - но волны разгуливались, видимо, и тогда...

Я сел за руль, а И.А. Кузнецов и А.П. Нечаев, как испытанные волгари, вооружились веслами. Это было, безусловно необходимо, так как волны достигали значительных размеров и даже изредка заплескивали лодку. Н.Я. Полежаеву пришлось вооружиться ковшом для отливания воды. Часа через полтора разразилась настоящая буря. Началась сильная гроза: сверкали молнии, и гром гремел, казалось, над самой лодкой, завывал ветер. Заплескивания воды стали настолько значительны, что пришлось и Владимиру Ильичу отливать воду из лодки чайным котелком.

А.В. Скляренко, Н.Я. Полежаев, В.В. Савицкий нервничали и настаивали, чтобы пристать к берегу, но я, Кузнецов и Нечаев доказывали, что приставать к берегу нельзя, так как может опрокинуть лодку, а потому нужно держаться дальше от берега. Владимир Ильич был совершенно спокоен и поддерживал нас, что приставать к берегу нецелесообразно, ибо и на берегу при дожде обсохнуть невозможно.

Пока мы спорили и пререкались, дождь перестал, гроза почти совсем затихла и ветер начал ослабевать. Все мы промокли до последней нитки, но на душе стало веселее, как только перестал дождь и утихла гроза.

Тем временем показался Царев Курган, отдельный довольно высокий холм около с. Царевщины.

В те времена Царёв курган еще не был срыт на 2/3 высоты. и был заметен издалека:

Пришлось начать работу веслами, чтобы пробиться к левому берегу Волги. Часов около 10 утра 10 мая мы благополучно, после очень значительной передряги, высадились на берег у с. Царевщины...

Владимир Ильич был в отличном настроении и зло подсмеивался над Скляренко и Савицким за то, что они труса праздновали. Да и самим паникерам все их волнения теперь казались просто смешными...
В теплой комнате, в сухом белье, за чистым столом с радостно фыркающим самоваром, нас уже больше не качало и не мочило со всех сторон, как это было на Волге. Непринужденная беседа с деревенскими революционерами незаметно быстро завязалась и так развернулась и всех затянула, что мы не заметили надвигающихся сумерек...

...

Хозяйки... поднялись еще до свету и видно было, что они очень озабочены тем, чтобы хорошо накормить гостей. Настало утро, солнечное и ясное. В небе ни облачка, и от вчерашней бешеной Волги, злоумышлявшей против нас, не осталось и следа. Перед нами снова оказалась тихая, спокойная, но мощно и властно катившая свои воды великая река...
Проводы носили торжественный характер. На берегу было, оживленно и шумно, раздавались разнообразные перекрестные пожелания, приглашения, шутки, предложения и прочее...
Когда мы выехали на “стрежень” и лодка понеслась, Владимир Ильич прервал молчание: “Вот опять интереснейший обрывок жизни. Мысль крестьянина ищет выхода, бьется, забредает в затхлые религиозные закоулки и бодро радуется, когда поймет суть дела”...
День был яркий, безоблачный и безветренный, а Волга после вчерашней бешеной, бурной трепки как-то особенно ласково и быстро несла нашу “Нимфу” к Самаре.

Рано утром 11 мая мы высадились у Самолетской пристани.
А. А. БЕЛЯКОВ, листы 51-68.

Кругосветка за три дня - вот это я понимаю, течение несло...

Источники:
МОЛОДЫЕ ГОДЫ В.И. ЛЕНИНА - Самарский период
Открытки - http://fotostarina.ru
.....................................

Отсюда : https://honzales.livejournal.com/217491.html

19-ый век, Российская империя, история России, Волга, Самара, Ленин, Жигулёвские горы