От Ставрополя до Тольятти

Dec 21, 2018 21:01




Яркая страница летописи ничем не примечательного, кроме уникальной природы городка Ставрополя открылась в 1950 году, когда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища город “переехал” на новое место. На проектную мощность ГЭС была выведена в 1957 году. Сооружение в Жигулях гигантской “фабрики” электричества, по существу, привело к рождению нового города - индустриального Ставрополя, который со временем стал крупным центром химической промышленности, машиностроения и стройиндустрии.



Волжская ГЭС имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС) была построена в рекордно короткие сроки с 1950 по 1957 год.



Новый город с прежним названием “Ставрополь” стал быстро расти благодаря тысячам прибывших на всероссийскую стройку специалистов и строителей. Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. До сих пор здесь сохранились малоэтажные здания сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольске есть парк, где нет ни одного посаженного дерева, так как он создан прямо на участке соснового бора. На фото верхние шлюзы, строящийся элеватор и комсомольский район, который первоначально назывался Кунеевка, по названию бывшей на этом месте деревни.



Для празднования успешного завершения строительства Волжской ГЭС 9 августа 1958 года в Ставрополь прибыл Н. Хрущев с правительственной делегацией.



Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС, носит название Шлюзовой - по расположению рядом с верхними шлюзами. Поселок начинался с временной застройки. Силами Куйбышевидростроя в 1950 году были построены казармы. Через год в районе Шлюзового посёлка были построены 5000 кв. метров общежитий. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.

Проект предусматривал 3-4-х этажную застройку, две площади с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была быть проложена набережная с красивым видом с воды, перпендикулярно ей - главная улица. Её начало обозначало высотное здание с башней. Застройка кварталов предполагала здания сложной конфигурации, особенно в прибрежной части. На въезде в посёлок со стороны города Куйбышева (ныне Самара) были запроектированы два симметрично расположенных здания с полукруглыми фасадами. Концевые участки улиц, являющиеся въездом в посёлок, предусматривали здания с более богатыми архитектурными формами. Всего в первой очереди посёлка должны были построить 42 жилых каменных строения. Магазины и предприятия сферы обслуживания предполагалось размещать на первых этажах жилых домов.

Посёлок проектировался на 7200 жителей. Согласно нормам тех лет, в посёлке должны быть построены школа на 960 мест, 3 яслей и 3 детских сада, больница на 70 коек, амбулатория, баня, гостиница.

В феврале 1952 года проект был ещё раз рассмотрен в Москве и в апреле был утверждён с дополнениями. На заседании было рекомендовано облегчить конфигурацию зданий и выработать более упрощённый тип, уменьшить размеры площади за счёт смещения здания клуба к управлению шлюзов. В 1953 году проект был доработан. В этом же году для поселка Шлюзового был принят проект клуба на 320 мест.

В 1952 году в Шлюзовом были сданы в эксплуатацию около 3 тысяч кв. метров жилья, в 1953 году - ещё 3 тысячи. К январю 1955 года здесь было построено 11 тысяч кв. метров жилья. В октябре 1956 года в поселке Шлюзовой были приняты Государственной комиссией несколько зданий, в том числе школа на 880 учащихся. Эта школа была самой крупной в Ставрополе. На здании до сих пор сохранилась надпись «Средняя трудовая школа №2» (ул. Ставропольская,1).



Микрорайон Портпосёлок начал свою историю как самостоятельный рабочий городок гидростроителей и работников будущего порта. 3 февраля 1953 года Ставропольский Горисполком обратился в Куйбышевский облисполком с просьбой включить территорию Портпосёлка в черту нового Ставрополя. В Портпоселке были построены деревянные финские домики на 2 хозяев с водопроводом, канализацией, ваннами и водяным внутренним отоплением, предназначенные для инженерно-технических работников, в таких жили И.В. Комзин (начальник КГС во время строительства ГЭС), Разин (главный инженер), Мурысев (парторг КГС) и многие другие. Количество благоустроенных финских домиков было ограничено, поэтому даже для руководителей было большой удачей, если им удастся поселиться в них. В двухэтажных восьмиквартирных щитовых домах получали квартиры «простые» строители. У каждого дома строились 8 сараев не более 8 метров квадратных каждый. Однако и здесь селилось не 8 семей, как предполагалось, а 12-15. Иметь отдельную квартиру считалось роскошью. На фото - пельменная, снесенная в начале 2000-х.



Автором проекта Центрального района стал архитектор Ю.М. Киловатов. В центре района были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла всего 25 метров. По фронту главных улиц должны были строиться 2-х и 4-х этажные здания. В глубине кварталов располагался частный сектор. Проект был одобрен с замечаниями областного отдела по делам архитектуры. Самое интересное, что первоначальный вариант застройки города был рассчитан всего на 16 тысяч жителей.



В январе 1953 года Ю.М. Киловатову было дано указание переделать проект застройки на новый - с расчётом на 100 тысяч человек. Дело в том, что к городу «привязали» строительство нескольких крупных предприятий и первоначальных объёмов застройки уже не хватало. На фото - стадион “Труд” и площадь Свободы.



Постепенно город благоустраивался. В ноябре 1953 года в Центральном районе была принята первая очередь водопровода - 13 колонок. В декабре этого же года был проведена первая высоковольтная электролиния по улицам Садовой, Советской и Лесной. На фото - жители вскапывают центральный парк.



Площадь свободы.



Новый толчок в развитии город получил благодаря начавшемуся в 1974 году строительству крупнейшего в СССР завода по производству минеральных удобрений “ТольяттиАзот”.



Также в Тольятти были построены другие крупные химические заводы - КуйбышевФосфор, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук.



Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1964 года город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти в честь генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти.



В 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей, площадью более 900 гектаров.



Параллельно со строительством завода начал возводиться и жилой район для работников ВАЗа - Автозаводский. Историки называют это “третьим рождением города”.



ВАЗ 2101 на старом советском плакате.



Особенность Автозаводского района или, как говорят местные “нового города”, в том, что он был построен, впервые в СССР, без единого барака. На новом месте предполагалось обойтись без временного жилья и сразу строить благоустроенные дома и объекты соцкультбыта. Это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х - начала 70-х годов.



Строящаяся гостиница около современного ТЦ “Вега”, около 30 (!) лет оставалась недостроенной в связи с какими-то ошибками в проектировании, её достроили только в 2010 году.



Не обошлось без помощи стройбата.



Район строился в чистом поле практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов. За короткие сроки необходимо было ввести в пользование и освоить 80 кв. км земли.



Первые годы район буквально утопал в грязи.



Над его проектированием работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций, генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища. Руководствуясь теорией функциональных зон, архитекторы-проектировщики сразу выделили в Новом городе 4 планировочных района, два из которых предназначены преимущественно для рабочих и специалистов автомобильного завода, третий (восточный) - для трудящихся предприятий существующей части города, четвертый - резервный. Четкое определение зон позволило определить застройку нового района в две очереди, что позволило ускорить возведения жилья и объектов инфраструктуры.



Фундамент первого дома в Новом городе заложили еще в 1967 году. 31 октября бригада “Жилстроя” № 1 под руководством Валентина Павлова провели закладку фундамента первого дома со строительным индексом 1-Д (ныне это дом по ул. Свердлова, 37) в первом квартале будущего Автозаводского района города Тольятти. Символичным моментом стало послание к жителям города 2017 года, помещенное в стальную капсулу и уложенное Героем Социалистического Труда Марфой Трофимовной Шубиной в фундамент дома.



Большой вклад в жилищное и культурно-бытовое строительство Автозаводского района внесли “вазовцы”. Это приехавшие из 28 областей, краев и республик Советского Союза молодые люди, комсомольцы - будущие работники Волжского автомобильного завода, профессиональная деятельность которых, как правило, не была связана со строительством. Целыми специализированными подразделениями им надолго приходилось переквалифицироваться в строителей. Обучение возведению крупнопанельных домов проводилось прямо на рабочих местах. Для этого из Москвы в Тольятти были направлены 400 квалифицированных рабочих.



Строящийся спорткомплекс “Волгарь”.



6 мая 1969 года началось строительство кинотеатра “Сатурн”, которое было окончено в феврале 1972 года. На момент сдачи это был крупнейший кинотеатр Куйбышевской области на 1200 зрительских мест, оборудованный кондиционерами.



Проектированием кинотеатра занимались специалисты Московского центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий Э. Б. Тер-Степанова, М. П. Бубнов, К. В. Лазарева, И. В. Семейкина и конструктор В. Г. Немировский.



Такси около “Сатурна”.



Жилая застройка проведена домами самой различной конфигурации и высоты. В первых кварталах застройка состояла в основном из пятиэтажных домов. Затем основными стали 9-ти этажные дома, которые дополнялись 12-ти и 16-ти этажными. Автоград был вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где дома подготавливали под электроплиты.



На окраинах Тольятти (вплоть до начала 90-х) можно было увидеть лосей



Около кинотеатра Сатурн в первые годы часто проводили массовые мероприятия.



Строится детский парк автозаводского района.


Погрузка на корабль первых “Жигулей” в порту Комсомольского района.





Сооружение Автозаводского района Тольятти проводилось с учетом его предназначения - автомобильная столица. В связи с этим планирование и проектирование внутренней транспортной сети Нового города строилось на новейших подходах, с расчетом на массовое скоростное движение и стремительное увеличение численности транспорта.

https://augustnews.ru/fotoalbom-ot-stavropolya-do-tolyatti/

фото, СССР, Тольятти

Previous post Next post
Up