Рукава и протоки Нижней Оби от Приобья до Берёзово

Dec 01, 2018 21:01




Отсюда : https://uritsk.livejournal.com/186296.html

Низовья Оби прекрасны и удивительны! Поглотив воды Иртыша, огромная река поначалу течёт единым мощным и почти прямым руслом вдоль гористого правого берега в северо-западном направлении, но почувствовав первые возвышенности Полярного Урала, поворачивает на север. Горы с обоих берегов отступают, и долина Оби расширяется до 30 и даже 50 километров, образуя Нижнеобскую низменность. Отсюда начинается очень интересный участок реки - в районе села Перегрёбное Обь разделяется на два главных русла, которые на протяжении 460 километров идут параллельно друг другу, соединяясь между собой многочисленными рукавами и протоками. Снова в единое русло Обь собирается лишь у самого Салехарда.



1. Около шести утра теплоход на время покидает главное русло Оби и сворачивает в протоку Алёшкинскую, на которой расположен посёлок Приобье.




2.




3. В Приобье к реке выходит шоссе от Ханты-Мансийска и ветка Свердловской железной дороги (идущая от Екатеринбурга через Ивдель и Нягань). Примерно в этом же месте Обь под водой пересекают 18 магистральных трубопроводов. В Приобье расположен крупный порт и важный перевалочный узел, играющий колоссальную роль в обеспечении населённых пунктов Нижней Оби и многочисленных нефтегазовых проектов региона. А ещё Приобье - это ближайшая к Салехарду автодорога "Большой Земли", самый короткий путь добраться на машине в Екатеринбург, Тюмень и Европейскую часть России. В навигацию между Салехардом и Приобьем по реке курсируют автомобильные паромы.




4. Причалы насыпных грузов.




5. Портовый терминал "Газпрома".




6. Паром Салехард - Приобье: толкач с баржей, на которой везут машины. 630 километров от Приобья до Салехарда паром с автомобилями преодолевает за 35 часов вниз и за 48 часов вверх по реке.




7. Помимо паромной линии до Салехарда, от Приобья курсирует ещё множество паромов, связывающих с магистральной дорогой другие населённые пункты региона.




8. Пассажирский причал Приобья и железнодорожные составы на заднем плане. Стоянка 15 минут - и теплоход по той же Алёшкинской протоке возвращается в широкую Обь.




9. Снова идём по просторам Оби. Встречный "Метеор" линии Берёзово - Приобье.




10. Правый берег Оби по-прежнему высок и обрывист.




11. Теплоход приближается к селу Перегрёбное, ниже которого русло Оби дробится на рукава.




12. Название Перегрёбное говорит само за себя - здесь издавна была переправа через Обь, которой пользовались Берёзовские купцы, направлявшиеся со своего левого берега реки на правобережье. Место для переправы практически идеальное - непосредственно ниже река распадается на многокилометровую вереницу рукавов, а здесь ещё течёт единым руслом.




13. Ещё один встречный "Метеор" - линии Берёзово - Ханты-Мансийск.




14. Непосредственно ниже Перегрёбного русло Оби разбивается на рукава. Теплоход приближается к этому интересному месту.




15. Направо, следуя правобережной возвышенности, уходит Большая Обь, а Малая Обь устремляется левее, образуя хитросплетения рукавов, болот и плавней. Большая и Малая Обь текут параллельно друг другу на протяжении 460 километров и снова собираются в единое русло только у самого Салехарда. И Большая, и Малая Обь судоходны. Полосатый разделительный буй отмечает развилку фарватеров. Большая Обь остаётся правее, а наш теплоход направляется в Малую.




16. Малая Обь в начале очень широка, берега невысокие, в русле довольно много островов...




17. Автомобильный паром из Приобья.




18. Низкие берега, острова, бесчисленные протоки... Потрясающие места! Чуть-чуть ассоциируются с Волго-Ахтубинским междуречьем в низовьях Волги - с той, разумеется, разницей, что там юг, а здесь - север.




19.




20.




21.




22.




23. Даже в таких далёких и труднодоступных местах мы не одиноки в стремлении познания прекрасного!




24. Малая Обь тем временем продолжает причудливо петлять и дробиться на рукава и протоки. Фарватер здесь извилист и узок.




25. Направо отделяется протока Тоготская Обь - крупный рукав, связывающий Малую и Большую Обь в этом хитросплетении водного пространства.




26. Реки, протоки, озерца, луга, болота... Эти места относятся к особо охраняемым природным зонам - в 1978 году здесь создан Берёзовский государственный биологический заказник. Здесь проходят пути миграции и гнездования водоплавающих птиц, много редких животных, в том числе и занесённых в Красную книгу. На заповедной территории запрещена хозяйственная деятельность человека.




27.




28.




29. А хитросплетение проток становится всё запутаннее и запутаннее - налево уходит протока Лапорская. Она связывает Малую Обь с Северной Сосьвой, очень крупной рекой, несущей свои воды со склонов Полярного Урала. Выйдя на Нижнеобскую низменность, Северная Сосьва на протяжении почти 100 километров течёт параллельно многочисленным руслам Оби, соединяясь с ними протоками, и лишь после Берёзово окончательно вливает свои чёрные воды в Малую Обь.




30. Оставив слева широкую протоку Лапорская, теплоход поворачивает резко вправо - фарватер Малой Оби здесь идёт узким рукавом между островами.




31.




32.




33. За островом дежурит путейский катер - дальше снова будет пошире.




34. Великолепные, очень красивые заповедные места! Рай для фотографа и путешественника! А вот судоводителям здесь нужно быть очень внимательными - фарватер узок, постоянные разветвления, рукава. Нужно назубок знать науку судовождения, чтобы надёжно и уверенно вести этими узостями большое судно.




35.




36.



37.




38.




39. Ещё одна развилка - направо уходит судоходный фарватер Малой Оби, а мы направляемся налево, в протоку Вайсова. Эта 18-километровая протока соединяет Малую Обь с параллельным ей руслом Северной Сосьвы и районным центром Берёзово.




40.




41. Здесь совсем узко - следуем малым ходом.




42.




43.




44. Вдали показались очертания Берёзово, а навстречу проходит небольшой автомобильный паром.




45.




46. Впадение протоки Вайсова в Северную Сосьву отмечено очередным разделительным буем. Теплоход поворачивает налево, проходит чуть вверх по реке и швартуется у пристани посёлка Берёзово.




47.




48.




49. Северная Сосьва - крупная судоходная река, по водности сопоставимая с Иртышом в среднем течении. От Берёзово по ней курсирует теплоход "Линда", поднимающийся вверх до посёлка Игрим и далее до расположенной у отрогов Приполярного Урала пристани Сосьва (на 110 и 300 километров соответственно). Было бы очень интересно когда-нибудь в будущем посмотреть те далёкие уголки. И в принципе, при наличии желания и энтузиазма, - это совсем несложно сделать.




50. Стоянка больших теплоходов Обь-Иртышской линии короткая - сойдя на берег, успеваешь разве что сфотографировать теплоход да зайти в ближайший магазин за рыбой (разумеется, если вам повезёт и он открыт).




51. И снова в путь - теперь уже по реке Северная Сосьва.




52. В Берёзово рядом с пристанью строится новый речной вокзал, облагораживается набережная.




Берёзово (ранее город Берёзов) - очень древнее поселение, основанное ещё в 1593 году как Берёзовский острог на месте бывшей остяцкой крепости Сугмут Ваш ("Город Берёз"). С 1782 года - уездный город Тобольского наместничества. Берёзово широко известно как место ссылок - петровского военачальника, Петербургского генерал-губернатора и фактического правителя России в 1725-1727 годах князя Александра Меншикова, князя Долгорукова, графа Остермана, потом - декабристов, ещё позднее - революционеров. Из Берёзова бежал сосланный в Салехард Лев Троцкий.

53. Застройка Берёзова была деревянной и практически не сохранилась до наших дней. Одним из немногих памятников прошлого является каменный храм Рождества Богородицы 1786 года. До этого на его месте стоял деревянный храм, построенный в 1729 году самим Меншиковым. Считается, что и похоронен светлейший князь недалеко от алтаря построенной им церкви.




54. С борта теплохода хорошо видно здание краеведческого музея Берёзовского района.




55. Берёзово - крупный посёлок с населением 7000 человек. Здесь есть аэропорт, принимающий самолёты Ан-24 и круглогодично связывающий райцентр с "Большой Землёй". В навигацию по Оби курсируют "Метеоры" до Ханты-Мансийска и Салехарда, автомобильные паромы до Приобья. А зимой по бескрайним заснеженным просторам прокладывают автозимники.




56. Берёзово остаётся за кормой - теплоход продолжает свой путь, направляясь вниз по тёмным водам реки Северная Сосьва.




57. Северная Сосьва - очень мощная река, крупнейший приток нижнего течения Оби. Последние 100 километров она протекает по долине Оби параллельно её рукавам, соединяясь с ними многочисленными протоками.




58. В 25 километрах ниже Берёзово Северная Сосьва впадает в приходящую справа Малую Обь.




59. Очередной полосатый бакен позади - теплоход возвращается в Малую Обь.




60. Простор!




61. Впереди нас по Малой Оби идут два автомобильных парома, один из которых - тот самый РТ-704, который мы видели утром в Приобье (фото 6).




62. Но по пути нам с ними совсем недолго - буквально на следующем повороте дороги снова расходятся. Паромы поворачивают налево, следуя фарватеру Малой Оби...




63. ...А наш теплоход берёт курс направо - в протоку Нюрик. Пришло время возвращаться из Малой Оби в Большую.




64. Очередной полосатый бакен - разделение судовых ходов.




65. Малая Обь остаётся позади.




66. Протока Нюрик забирает часть потока Малой Оби и направляет его в Обь Большую. Наше путешествие по узостям приближается к концу.




67. Вечер, плавни, нежные мягкие краски... Можно часами гулять по палубам с фотоаппаратом!




68.




69. Наконец, показался последний разделительный буй - наше путешествие по узостям и протокам закончено.




70. Поплутав по боковым рукавам, теплоход вернулся в главное русло - Большую Обь.




Обь, Сибирь, Ямал, фото

Previous post Next post
Up